реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

реферат

Содержание за счёт государства нерентабельных и неконкурентоспособных

предприятий является причиной многих негативных тенденций в экономике

страны (замедленные структурные сдвиги; завышенный уровень налогов,

дестимулирующий и сдерживающий высокоэффективные производства; инфляционные

тенденции и т. д.).

Для ликвидации нерентабельных предприятий в 1986 г. был принят

закон о банкротстве, который предоставлял право кредиторам

неплатежеспособного предприятия возбуждать против него судебный иск с

погашением долга за счёт реализуемого с торгов имущества. Многие венгерские

эксперты и учёные надеялись, что этот закон будет тем поворотным моментом,

который позволит отказаться от прямого администрирования в процессе

создания и ликвидации предприятий и перейти к саморегуляции деятельности

предприятий рынком. Предполагалось, что после принятия закона ежегодно до

100 неплатежеспособных предприятий будут объявляться банкротами. Однако

практика опровергла такие надежды — с 1987 по 1990 г. закон применён (за

исключением исков к мелким кооперативам) лишь 10 раз, хотя численность

нерентабельных предприятий в этот период стабильно была выше 200 и их

задолженность в 1989 г. превышала 100 млрд. форинтов.

Слабость закона о банкротстве была не результатом его внутреннего

содержания, ограниченности предоставленных им прав, а следствием той

экономической среды, в которой он осуществлялся.

Во-первых, правительство продолжало тактику поддержки «больных»

предприятий, особенно когда это касалось крупных государственных

объединений (ГАНЦ—МАВАГ, Татабаньские шахты и т. д.).

Во-вторых, в экономике по-прежнему господствовал монополизм, в

условиях которого кредиторы нередко становились заложниками своих

должников, боясь лишиться заказов, и были склонны мириться с

несвоевременностью платежей. Да и банки, выполнявшие «указания»

правительства и делавшие в течение ряда лет ставку на кредитование крупных

промышленных гигантов, переживающих кризис, попали в своего рода ловушку.

Один из банковских менеджеров Венгрии так охарактеризовал создавшееся

положение: «Если мы возбудим иск против наших трёх крупнейших должников, то

четвёртым банкротом станем сами».

Возникла круговая порука, для преодоления которой был необходим

коренной перелом и в правительственной политике, и в ходе всей

хозяйственной реформы. Коренной перелом наметился уже в 1989 г. благодаря

переходу к жёсткой монетарной политике, а также к реализации 4-летней

программы трёхкратного сокращения госбюджетных дотаций на текущее

производство и чётких требований Международного валютного фонда по

сокращению дефицита госбюджета.

В конце 1989 г. правительство заявило о намерении закрыть 41

хронически нерентабельное предприятие и ликвидировать 50-100 тысяч рабочих

мест. Кроме того, целый ряд малоэффективных предприятий был предложен на

откуп западным фирмам.

Осенью 1989 г. тогдашний министр торговли Т. Бек провёл турне по

западным странам с пакетом предложений о продаже 50 государственных

предприятий. Это было начало новой политики, которую с некоторыми

коррективами в настоящее время продолжает правительство И. Анталла.

Как подчёркивается в правительственной программе, новый кабинет

министров Венгрии планирует «разработку нового закона о банкротстве, а до

его принятия готов повести наступление против безнадёжных должников в

экономике».

Бюджет на 1990 г. предусматривал сокращение

. на 20% госбюджетных дотаций,

. снижение расходов на государственные кредиты,

. акции помощи ряду восточноевропейских и развивающихся стран,

. затрат на оборону,

. выплат партиям,

. общественным организациям[18].

Изменение политики занятости (безработица)

В связи с активизацией процесса ликвидации нерентабельных

предприятий, прогнозами массовых увольнений и возникновения безработицы

перед парламентом, экспертными группами правительства встали вопросы о

реформе политики занятости и создании действенного механизма социальной

защиты работников. Иными словами, речь идёт о формировании принципиально

новых, адекватных рыночной экономике инструментов управления занятостью и

противодействия безработице.

Отметим, что Венгрия в отличие от других восточноевропейских стран

уже в начале 80-х годов предприняла меры по изменению политики занятости.

Они были направлены на освобождение предприятий от «социальной

ответственности» в области занятости и создание государственных

инструментов, способных регулировать повторное трудоустройство,

переподготовку и материальное обеспечение уволенных работников.

Был изменён статус территориальных органов трудоустройства, которые

превратились из органа административного контроля за мобильностью рабочей

силы в равноправного партнёра человека, потерявшего работу. В госбюджете

стал выделяться специализированный фонд профессиональной переподготовки

работников, который позднее, в 1988 г., стал частью уже более многоцелевого

единого фонда занятости.

Важно и то, что кооперативный и частный секторы стали играть

существенную роль в поддержании полной занятости в стране. За счёт

поощрения мелких форм предпринимательства этот сектор в Венгрии с 1982 по

1989 г. обеспечил создание 170 тыс. новых рабочих мест без какой-либо

государственной помощи.

К концу 80-х годов были сформированы и другие механизмы, страхующие

право на труд. Так, из фонда занятости стало проводиться льготное

кредитование предприятий в трудоизбыточных районах для создания новых

рабочих мест.

Нетрудоустроенные работники получили право на беспроцентный кредит

в целях перехода к индивидуальному или коллективному предпринимательству.

При местных органах власти были созданы фонды общественных работ,

призванные гарантировать временную занятость уволенным работникам.

Эти меры были поддержаны и коррективами, внесёнными в пенсионное

законодательство и подразумевающими установление возрастных льгот на пенсию

увольняемых работников в трудоизбыточных районах страны. Произошёл отказ от

идеологического «запрета» признания безработицы, который существовал многие

десятилетия. Такой отказ отнюдь не означает признания безработицы как

некого обязательного атрибута и необходимого спутника рыночной экономики.

Безработица рассматривается в Венгрии всеми политическими силами

как одно из главных проявлений социального неблагополучия, и принимаются

активные меры по её предупреждению.

Однако, чтобы с ней бороться, не следует «прятать» её за воротами

предприятия в форме избыточной занятости, как это было раньше, а

своевременно прогнозировать и способствовать её ограничению за счёт

эффективных методов переподготовки работников, стимулирования деловой

активности и расширения перспективных, конкурентоспособных производств.

Вместе с тем люди, остающиеся без работы, должны чувствовать

поддержку общества. Именно поэтому в 1989 г. была создана система пособий

по безработице, которая гарантирует человеку вне зависимости от причины

увольнения материальное обеспечение в размере 50-70% его заработка в

течение одного года. Иными словами, на период, когда он при помощи бюро по

трудоустройству может искать новое рабочее место.

Пособия по безработице в новой концепции политики занятости играют

роль необходимого, но лишь страхующего инструмента, так как «принцип

состоит в первую очередь в перераспределении людей, теряющих работу, на

новые рабочие места».

До конца 80-х годов в Венгрии не наблюдалось каких-либо серьёзных

проблем с трудоустройством в общенациональном масштабе. Однако в связи с

переходом к рыночной экономике, осуществлением программы структурной

перестройки и ликвидацией нерентабельных производств безработица и

возможность её увеличения становится одной из ключевых социально-

экономических проблем.

Если в конце 1989 г. в стране было зарегистрировано около 30 тыс.

людей, ищущих работу, т.е. около 0,5% от численности экономически активного

населения, то уже к середине 90-х годов их численность достигла 250 — 300

тыс.

Проведение активной политики в области занятости предусмотрено в

программных документах многих политических партий Венгрии, в том числе и

пришедшего к власти Венгерского демократического форума. В своей

предвыборной программе ВДФ подчёркивал, что «в интересах будущего не

отказывается от непопулярных мер и полностью поддерживает модернизацию

экономики», однако считает, что бремя таких изменений «не может быть без

подготовки возложено на плечи трудящихся, не несущих ответственности за

сложившееся положение».

Исходя из этого, ВДФ поддерживает идеи выделения крупных

государственных и коммерческих средств на проведение широкомасштабных

программ переподготовки, на создание новых рабочих мест и готов приложить

максимальные усилия для сохранения высокого уровня социальной защищенности

работников.

Между тем средства Фонда занятости весьма ограничены, а

возрастающая безработица требует увеличения объёма пособий безработным

только в 1990 г. до 3 — 4 млрд. форинтов. Это, однако, не предусмотрено

бюджетом, сокращение расходной части которого является одной из важнейших

текущих задач правительства.

Правительство рассчитывало на помощь Запада, но, как выяснилось,

больших кредитов на выплату пособий по безработице ожидать не приходится.

Пока США предоставили субсидию в 1 млн. долл. на создание банка

информационных данных и развитие посреднической системы трудоустройства.

В заключение отметим, что кризисные явления в экономике Венгрии

(стагнация производства, рост задолженности, инфляции, угроза увеличения

безработицы) усугублялись в течение последних десятилетий и прежнему

руководству не удалось их преодолеть старыми методами. Теперь поиск идёт в

условиях:

- формирования новой социально-экономической системы, базирующейся на

рыночных отношениях,

- свободы частного предпринимательства,

- стимулирования вложений иностранного капитала.

Это путь длительный, болезненный, сопряжённый с возникновением

новых конфликтов, что подтверждается и противоречивостью программы нового

правительства Венгрии. Вместе с тем направления и методы перехода к рынку,

трудности, возникающие при этом, целесообразно внимательно

проанализировать, поскольку в той или иной форме указанные проблемы

придётся решать и другим восточноевропейским странам.

3. Итоги трансформации

Истекшее с начала 90-х годов время характеризовалось в Венгрии

системной трансформацией, охватывающей политические, экономические и

внешние отношения.

В политической области сформировалась парламентская республика с

ведущей ролью премьер-министра, которым становится лидер победившей на

выборах партии, и относительно номинальной ролью президента. В стране

отработан и оправдал себя политический механизм смены власти и даже смены

системы парламентским путем.

Несмотря на различие политической ориентации сменявших друг друга

правительств, в их деятельности наблюдалась определенная преемственность в

основных направлениях трансформации - создании правового государства,

переходе к рыночной экономике, основанной на частной собственности,

переориентации внешнеполитических и внешнеэкономических связей на Запад,

под лозунгом "назад в Европу". По всем этим направлениям за минувшие годы

был достигнут значительный прогресс.

Политическая стабильность, предсказуемость политики, длительный опыт

предшествовавших трансформации экономических реформ сделали Венгрию с

самого начала наиболее привлекательной страной для Запада, который охотно

вкладывал свои капиталы в эту страну. На протяжении многих лет объем

иностранных капиталовложений в венгерскую экономику превышал объем вложений

в экономику других стран региона, вместе взятых. Только в последние годы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.