реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

реферат

Венгрию стали обгонять в этом отношении Чехия и Польша. Однако по

иностранным инвестициям на душу населения (около 2300 долл.) Венгрия по-

прежнему лидирует.

В экономической области за эти годы в Венгрии достигнуты большие

успехи в создании рыночной экономики. Благодаря длительному периоду

предтрансформационных реформ Венгрия смогла быстрее, чем другие страны

региона осуществлять системные преобразования.

Так, в 1990 г. был принят закон об установлении цен, который

ограничил до необходимого минимума сферу государственного воздействия на

цены. В 1991 г. был принят еще ряд важнейших рыночных законов: о

недобросовестном поведении на рынке, направленный против монополизма

продавца-производителя (закон о конкуренции), об эмиссионном банке, о

финансовых институтах, о банкротстве. В эти же годы были приняты законы о

приватизации: в 1990 г. Закон о Государственном имущественном агентстве

(ГИА) и управлении относящегося к нему имущества, Закон о малой,

"предварительной приватизации"; в 1992 г. - ряд дополнительных законов о

приватизации, укрепивших ее централизованный характер, и закон о

принудительном акционировании. (Единый закон о приватизации, разработка и

принятие которого планировались на 1991 г., был принят только в 1995 г.)

Итак, в эти годы было создано правовое поле и институциональная

система, в рамках и на основе которых происходило становление рыночного

хозяйства. Это был очень важный этап, определивший правила игры в ходе

рассматриваемого процесса. Многие венгерские экономисты в начале 90-х годов

подчеркивали, что, несмотря на большую продвинутость Венгрии к рынку по

сравнению с другими странами региона, она находится лишь в начале пути, что

переход к рыночному хозяйству не может быть осуществлен путем "большого

скачка", что это процесс, для которого должны быть подготовлены

экономические и институциональные предпосылки. В тот момент такой вывод

настойчиво подчеркивался и представителями западного мира, напуганными

разрушительными последствиями чрезмерно радикальных мер в ряде стран

Восточной Европы и России, грозящими, как им тогда казалось, социальными

катаклизмами. Так, Ж. Аттали, тогдашний президент ЕБРР, в марте 1992 г.

заявил: "Надо заставить понять восточноевропейские страны, что реформы не

могут быть осуществлены с одного дня на другой. Сначала надо создать

необходимую институциональную систему, что и делалось в Венгрии с 1968г."В

те же годы была проведена либерализация импорта (к 1990 г. около 90%), цен

(было либерализовано 92%), заработной платы (в 1992 г. было отменено

государственное регулирование заработной платы). Характерно, что

либерализация цен не вызвала в Венгрии столь разрушительной инфляции, как в

других странах региона. Пик инфляции был достигнут в 1991 г., когда темпы

роста розничных цен составляли 35%, затем они последовательно снижались, за

исключением всплеска в 1995 г., и составили в 1998 г. 14,3%, в 1999 г. -

10, в 2000 г. - 9,8, в 2001 г. - 9,2%.

К 2000 г., по существу, была завершена приватизация. Она началась

еще до смены системы, а пик процесса пришелся на 1995-1997 гг. Ее

отличительной чертой была преимущественная платность. В середине 1994 г.

степень приватизации составила около 50%, при этом доля национальной

частной собственности достигла 25-30%, иностранной 15-20%. В этом же году

процесс замедлился, поскольку на руках у государства оставались в основном

предприятия ключевых отраслей венгерской экономики, приватизация которых

была непосильной для отечественных предпринимателей (энергетика,

металлургия, тяжелая химия, монополии в области транспорта), и крупные

банки. Дальнейшее проведение приватизации требовало серьезных политических

решений. Они были приняты пришедшим к власти летом 1994 г. социал-

либеральным правительством во главе с социалистами. Был взят курс на

ускоренную приватизацию при активном участии иностранного капитала, но с

сохранением льгот для отечественного менеджмента и работников[10].

Участие иностранных инвесторов, как правило, транснациональных

компаний, обеспечивало вложение дополнительных средств в приватизируемые

предприятия и банки. Законом о приватизации, принятом в мае 1995 г.,

определялись цели, условия и механизм приватизации. Начался процесс

приватизации энергетического сектора, телекоммуникационного концерна,

важнейших коммерческих банков. Доходы от приватизации были важным

источником пополнения государственной казны. Только за один рекордный в

истории приватизации 1995 г. государство получило около 4,5 млрд долл.,

которые пошли на сокращение внешнего долга. В 1997 г. в основном была

завершена массированная приватизация, доля частной собственности в

экономике превысила 75%. При этом в Венгрии, даже по европейским масштабам,

чрезвычайно велика доля иностранного капитала: она составляет более

половины в промышленности, около четверти в энергетическом комплексе и

более 60% в банковском секторе. Сократилась доля государства в

перераспределении доходов: в 1990 г. она составляла 60% ВВП, в 1995 г. -

51, в 1999 г. - 44-45% и столько же в 2000 г. Это соотношение не намного

превышает уровень Западной Европы, где оно составляет около 40%2.

После принятия Венгрией нового валютного кодекса МВФ причислил 1

января 1996 г, венгерский форинт к разряду конвертируемых валют.

В 1996-1997 гг. были приняты новые законы в сфере банковской

деятельности, рынка ценных бумаг, финансов, учитывающие

изменения в экономике и подготовку к вступлению в ЕС,

гармонизирующие ее правовые нормы с нормами европейских стран. Наряду с

рынком товаров в Венгрии образовался рынок капитала.

Если в начале 90-х годов происходил трансформационный спад в

экономике, обусловленный как переходом к рыночной экономике, так и потерей

традиционных восточных рынков в связи с развалом СЭВ и Советского Союза и

резкой переориентацией на Запад, то с конца 1995 г. начался период

стабилизации.

Спад экономики к 1994 г. закончился, а с середины 1996 г. начался

относительно устойчивый рост общественного производства: в 1997 г. темпы

роста ВВП составили уже 4,6%, в 1998 г. -4,9, в 1999 г. - 4,1, в 2000 г. -

5,2, в 2001 г. 3,8%, что в условиях ухудшения конъюнктуры в Западной Европе

было не мало. В 1996-1997 гг. начала снижаться внешняя задолженность.

Венгрия расплатилась с МВФ и перестала брать у него новые кредиты. Норма

инфляции упала в 1999 г. до уровня 10%, в 2000 г. она составила 9,8%, в

2001 г. - 9,2%.

После резкого падения жизненного уровня в 1990-1992 гг. и снижения

его в 1995 г. наметился рост реальной заработной платы, составивший 4,9% в

1997 г., 3,5% в - 1998 г., 2,5% - в 1999 г. и 1,5% - в 2000 г. (средняя

заработная плата превышает 250 долл. в месяц на одного занятого). В 2001 г.

повысились темпы роста реальных заработков несмотря на резкое снижение

темпов экономического роста - более чем в 4 раза. Это объясняется

спецификой предвыборного года. (В апреле 2002 г. в Венгрии прошли новые

выборы в парламент страны.) По официальному курсу средний заработок

составляет в Венгрии 10% от среднего уровня стран ЕС, а ВВП на душу

населения - 20%, по покупательной же способности это соотношение равно 30 и

50%. Улучшилась структура производства и экспорта, более половины объема

последнего составляет продукция машиностроения. Благодаря прямым

иностранным инвестициям в производство (в 2000 г. около 23 млрд евро)

повысилась конкурентоспособность венгерской продукции.

В результате стабилизации улучшились экономические показатели

Венгрии. В начале 2002 г. статистическое ведомство Ев-росоюза - Евростат -

опубликовало данные о странах претендентах на вступление в ЕС, согласно

которым по показателю объема ВВП на душу населения Венгрия находилась на

пятом месте среди них. Его уровень равен 51% среднего уровня стран ЕС (Кипр

- 86%, Словения - 69, Чехия - 59, Мальта - 56, замыкают ряд Болгария - 28%,

Турция - 26 и Румыния -23%).

В 90-е годы развитие страны происходило на фоне политической и

экономической ориентации на Запад, что оказывало влияние на характер

происходящих процессов. Если в начале 90-х годов продолжалось начатое еще

до смены политической системы создание институциональных основ рыночного

хозяйства, то вторая половина минувшего десятилетия характеризуется

интенсивным продвижением в этом направлении. Если в первой половине

десятилетия ощущалось шоковое влияние обвала традиционных рынков и

переориентации на более требовательные западные рынки, то во второй

половине Венгрии в большей мере, чем другим странам региона удалось

адаптироваться к новым условиям. В этот период начались практические шаги

по вхождению в европейские интеграционные структуры. Оба процесса ~ переход

к рыночной экономике и переориентация экономических связей на Запад,

включая будущее вступление в ЕС, - имеют свою социальную и экономическую

цену, но они так тесно переплетены друг с другом, что трудно отделить цену

перехода к рынку от цены переориентации связей и количественно определить

последнюю.

|1968 |12,00 |17,00 |10261,0|111,10 |0,00 |1,24 |18,40 |

| | | |0 | | | | |

|1969 |17,00 |19,00 |10299,0|111,50 |0,00 |1,32 |18,70 |

| | | |0 | | | | |

|1970 |24,00 |25,00 |10337,0|111,90 |0,00 |1,43 |18,00 |

| | | |0 | | | | |

|1971 |21,00 |39,00 |10375,0|112,40 |0,00 |1,50 |17,60 |

| | | |0 | | | | |

|1972 |35,00 |47,00 |10413,0|112,80 |0,00 |1,53 |17,40 |

| | | |0 | | | | |

|1973 |48,00 |52,00 |10451,0|113,20 |0,00 |1,65 |17,50 |

| | | |0 | | | | |

|1974 |52,00 |59,00 |10490,0|113,60 |0,00 |1,71 |16,20 |

| | | |0 | | | | |

|1975 |59,00 |63,00 |10532,0|114,10 |0,00 |1,76 |16,00 |

| | | |0 | | | | |

|1976 |60,00 |74,00 |10576,0|114,50 |0,00 |1,85 |15,80 |

| | | |0 | | | | |

|1977 |54,00 |79,00 |10621,0|115,00 |54,30 |1,94 |15,60 |

| | | |0 | | | | |

|1978 |57,00 |81,00 |10662,0|115,50 |10405,60|2,11 |15,10 |

| | | |0 | | | | |

|1979 |61,00 |88,00 |10693,0|115,80 |11189,30|2,11 |14,50 |

| | | |0 | | | | |

|1980 |62,00 |94,60 |10707,0|116,00 |12321,50|2,30 |14,20 |

| | | |0 | | | | |

|1981 |60,00 |102,30 |10705,0|115,90 |12349,30|2,10 |13,90 |

| | | |0 | | | | |

|1982 |63,00 |115,60 |10687,0|115,70 |12867,10|2,10 |13,30 |

| | | |0 | | | | |

|1983 |63,00 |128,20 |10656,0|115,40 |13547,60|2,05 |12,70 |

| | | |0 | | | | |

|1984 |64,00 |135,90 |10619,0|115,00 |13872,70|2,14 |12,50 |

| | | |0 | | | | |

|1985 |72,00 |149,50 |10579,0|114,60 |17613,10|2,20 |12,40 |

| | | |0 | | | | |

|1986 |68,00 |152,10 |10537,0|114,10 |21338,40|2,12 |12,30 |

| | | |0 | | | | |

|1987 |65,00 |167,60 |10492,0|113,60 |24715,80|2,20 |12,00 |

| | | |0 | | | | |

|1988 |63,00 |174,50 |10447,0|113,10 |24747,10|2,16 |11,70 |

| | | |0 | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.