реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

реферат

системе социальной защиты прежнюю нищету своих граждан. Многие его

достижения значительно превзошли идеалы социалистов 20—40-х гг.

Новое гражданское общество 80—90-х гг., сформировавшееся в

экономически лидирующих странах из граждан с двенадцатью годами образования

в школе и двумя классами в колледже («Просвещенное общество» — К. Флекснер,

США), граждан, осваивающих основы научных Знаний и интеллектуальную

технологию производства («Общество знаний»— П. Друкер. США; «Информационное

общество» — А. Тоффлер, США). Главной формой богатства наций становится

развитый интеллектуальный и духовный мир граждан, обеспечивающий поток

инноваций и эффективность информационного производства. Закономерности

функционирования этого общества массовой индивидуальности так же сильно

отличаются от закономерностей общества массового потребления, как последнее

отличалось от индустриального.

В каких концепциях адекватно отразилась каждая из этих трех

структур. Это были позитивные результаты трех весьма тяжелых для населения

«революционных» переходных периодов — процессов их глобального становления

(индустриализация аграрной экономики начала века, эпоха гигантских войн и

революций 1900—1950 гг. и последующее становление поточно-массового

производства и потребления, потрясения 1973—1985 гг. и вторжение

интеллектуальных технологий), которые также имели своих теоретиков.

Закономерности этих остроконфликтных процессов становления новых структур и

закономерности их дальнейшего устойчивого функционирования и развития

оказались качественно различны.

Каждая из этих принципиально различных (трех относительно

устойчивых и трех предельных, смешанных) экономических структур имела свои

социально-экономические отношения, которые отражались экономическими

теориями и представлениями. Кто и когда «добротнее» проделал эту работу во

второй половине XX в., когда на смену эпохе гигантских войн и революций

пришла эпоха мирного развития НТР? Чьи идеи имели наибольшее воздействие на

общество?

Трансформации можно определить как системные, затрагивающие весь

спектр жизни государств - их политику, экономическую и социальную

структуры, духовную жизнь. Тем самым они отличаются от реформ, содержанием

которых является обновление без принципиальной ломки. Реформы

осуществляются целенаправленно, изменяя часто свои цели в ходе событий. Они

затрагивают, как правило, частичные системы общества и имеют дело главным

образом с процессами на техническом, социально-техническом уровне и в

меньшей степени на уровне общества в целом.

Элементами трансформации социально-экономических систем, необходимыми

и достаточными для становления или расширения сферы рыночных отношений,

являются:

1) либерализация хозяйства;

2) институциональные преобразования и формирование хозяйственного

порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной рыночной

экономики;

3) преобразование реального сектора экономики (общественного

производства)[13].

Либерализация хозяйственных отношений означает снятие ограничений для

функционирования рынка и независимого от государства предпринимательства,

демонтаж системы и оргструктур директивного планирования и

централизованного распределения ресурсов, которые существовали в планово-

распределительной системе и определялись тотальным огосударствлением

экономики. Меры этого блока реформирования хозяйственной системы, как

правило, реализуются в кратчайшие сроки, зачастую в режиме «с сегодня на

завтра». Например, свобода розничной торговли может вводиться каким-либо

«декретом» в день его опубликования.

В более конкретном плане либерализация хозяйственных отношений

включает:

а) отмену директивного планирования в масштабе всей страны;

б) ликвидацию (или резкое сокращение) всякого рода государственных

монополий в хозяйственной сфере—монополии внешней торговли и проведения

валютных операций, на определенные виды активов и предпринимательской

деятельности;

в) переход к свободе ценообразования, внешнеэкономической

деятельности, формирования и использования доходов, а также переход к

конвертируемости национальной валюты;

г) задействование принципов свободы предпринимательской деятельности,

хозяйственного равноправия и состязательности субъектов рынка независимо от

формы собственности предприятий и формы управления ими;

д) расширение границ и сфер применения рыночных алгоритмов

взаимоотношений, развертывание рыночного пространства посредством развития

не только рынка товаров и обычных услуг, но и рынков труда, недвижимости,

капитала, информации, социальных услуг (культурных, здравоохранительных,

образовательных и т.п.).

Либерализация, о которой идет речь, — начальная фаза рыночных

преобразований. Она закладывает исходные основы рыночного

саморегулирования. Это — база развертывания конкуренции как особого

механизма распределения ресурсов, стимулирования процессов повышения

качества продукции и услуг, роста эффективности использования факторов

производства.

Принято считать, что понятия «либерализация» и «либерал»

тождественны понятиям «демократизация» и «демократ». Но это далеко не так;

яркий пример — либерализация экономики при пиночетовской военной диктатуре

в Чили. Либерализацией в одном случае могут воспользоваться широкие слои

населения, а в других — мизерное меньшинство, формирующее олигархическую

структуру экономики и концентрирующее в своих руках подавляющую часть

доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В ряде стран

экономическая либерализация осуществлялась, по сути, силовым путем,

автаркически и асоциально — в режиме «шоковой терапии». В более редких

случаях — эволюционно, при активной общественной поддержке и с

непосредственной пользой для большинства населения.

Тем не менее, либерализация экономики (особенно обретение свободы

ценообразования, формирования и использования доходов, движения всех видов

ресурсов) - условие становления главного блока рыночного саморегулирования,

превращения платежеспособного спроса в основной регулятор динамики и

структуры производства.

Однако одной либерализации для становления цивилизованного рынка

недостаточно. Экономическая свобода может перерождаться в рыночную анархию,

провоцировать появление секторов «теневой» (нелегальной) экономики,

криминализацию рынка и возрождение монополизма. Противовес этим опасным

потенциям — утверждение в результате институциональных преобразований

определенного хозяйственного порядка.

Институциональные преобразования — наиболее трудная и ответственная

часть трансформации хозяйственного механизма при переходе от планово-

распределительной к рыночной системе; определенная институциональная

структура образует «несущую конструкцию» общественно-экономических

отношений. Занимая центральное место в ходе экономического реформирования,

преобразования, о которых идет речь, обеспечивают, с одной стороны, защиту

рыночной либерализации и конкуренции (от тенденций к монополизации,

чрезмерного интервенционизма государства применительно к экономической

жизни, перехода части хозяйств в «тень», от умышленных банкротств и прочих

полузаконных и незаконных махинаций), а с другой, — открытость,

прозрачность предпринимательских действий субъектов рынка для общества.

Таким образом, институциональное строительство позволяет

предотвратить превращение либерализации в анархию и социальную

безответственность (эта опасность существует при резком отказе от командно-

административных принципов управления экономикой).

Иными словами, институциональные преобразования в ходе реформ

направлены на упорядочение рыночной среды, всестороннее обустройство

рыночного пространства. Решение соответствующих проблем — выработка

формальных и неформальных норм хозяйственных взаимоотношений, правил и

кодексов поведения на рынке и во всей социальной среде, принятие комплекса

законов и становление системы обслуживающих рынки учреждений — требует

определенного времени. Традиции и формально написанные правила, а также

институты рынка не могут возникнуть и начать эффективно действовать,

условно говоря, в ночь с 31-го числа одного месяца на 1-е число следующего.

Институциональные преобразования - это действия по меньшей мере

среднесрочного горизонта. Ресурс времени здесь необходим для: выработки и

всестороннего обоснования той или иной институциональной новации; внедрения

ее в хозяйственную практику, организации и осуществления мониторинга

результатов такого внедрения; выявления недостатков, корректировки

соответствующих решений и воплощения модернизированных регламентов,

законов, норм, организационных форм и алгоритмов действия институтов рынка.

Институциональные преобразования в ходе рыночной трансформации

экономики, конкретнее говоря, включают следующее.

1. Преобразование отношений собственности и создание эффективной

Системы защиты прав собственников.

2. Формирование субъектов рынка, адаптированных к его условиям и

эффективно функционирующих в рыночной среде или обслуживающих ее, —

предприятий, корпораций, финансово-промышленных групп, банков и

инвестиционных фондов, брокерских и дилерских контор, бирж и учреждений

страхования различных рисков (с которыми может столкнуться производственная

и коммерческая деятельность), фондов и институтов социальной защиты, служб

аудита и консалтинга, и т.п.

3. Регламентацию хозяйственной деятельности, т.е. выработку правил

поведения и взаимодействия рыночных субъектов в производственной,

финансовой, внешнеэкономической и иных ее видах. Такого рода правила и

нормы обеспечивают равноправие упомянутых субъектов, а при их

последовательном соблюдении - и ненанесение друг другу ущерба. Они дают

отправные позиции для государственного и корпоративного регулирования

экономики. Регламентация хозяйственной активности выражается в принятии

различных кодексов (гражданского коммерческого, налогового, бюджетного,

трудового), а в целом — в формировании соответствующего рыночным принципам

хозяйственного права (юридических основ защиты собственности, конкуренции и

антимонопольной деятельности государства; защиты прав инвестора, как и

любой из сторон хозяйственного контракта).

4. Создание институтов и новых (в сравнении с планово-

распределительной системой) принципов и конкретных правил госрегулирования

народного хозяйства - правил выработки и реализации социально-

экономической политики на разных уровнях иерархии государственного

управления.

5. Утверждение (в рамках общего процесса становления современных

форм общественной самоорганизации) гражданских, т.е. негосударственных,

институтов регулирования экономики и рынка, лоббирования интересов

различных групп субъектов рынка - профсоюзов и других общественных

организаций, представленных ассоциациями предпринимателей, союзами

потребителей, научными общественными объединениями, и т.п.

6. Развитие наднациональных (межгосударственных) институтов и

выработку правил их функционирования в области регулирования двусторонних и

особенно многосторонних хозяйственных отношений (тем более, если они

развиваются в режиме экономической интеграции).

7. Развертывание системы подготовки хозяйственных кадров

(экономистов и юристов), адаптированных к работе в интернационализируемой

рыночной среде, способных к стратегическому мышлению и ориентированных на

инновационное развитие производства, а также ответственных в социальном

плане.

Либерализация экономической деятельности и институциональное

строительство направлены на создание рыночного механизма хозяйствования.

Но, в конечном счете, замена командно-административного механизма

механизмом рыночным - не сама цель, а лишь средство преобразования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.