системе социальной защиты прежнюю нищету своих граждан. Многие его
достижения значительно превзошли идеалы социалистов 20—40-х гг.
Новое гражданское общество 80—90-х гг., сформировавшееся в
экономически лидирующих странах из граждан с двенадцатью годами образования
в школе и двумя классами в колледже («Просвещенное общество» — К. Флекснер,
США), граждан, осваивающих основы научных Знаний и интеллектуальную
технологию производства («Общество знаний»— П. Друкер. США; «Информационное
общество» — А. Тоффлер, США). Главной формой богатства наций становится
развитый интеллектуальный и духовный мир граждан, обеспечивающий поток
инноваций и эффективность информационного производства. Закономерности
функционирования этого общества массовой индивидуальности так же сильно
отличаются от закономерностей общества массового потребления, как последнее
отличалось от индустриального.
В каких концепциях адекватно отразилась каждая из этих трех
структур. Это были позитивные результаты трех весьма тяжелых для населения
«революционных» переходных периодов — процессов их глобального становления
(индустриализация аграрной экономики начала века, эпоха гигантских войн и
революций 1900—1950 гг. и последующее становление поточно-массового
производства и потребления, потрясения 1973—1985 гг. и вторжение
интеллектуальных технологий), которые также имели своих теоретиков.
Закономерности этих остроконфликтных процессов становления новых структур и
закономерности их дальнейшего устойчивого функционирования и развития
оказались качественно различны.
Каждая из этих принципиально различных (трех относительно
устойчивых и трех предельных, смешанных) экономических структур имела свои
социально-экономические отношения, которые отражались экономическими
теориями и представлениями. Кто и когда «добротнее» проделал эту работу во
второй половине XX в., когда на смену эпохе гигантских войн и революций
пришла эпоха мирного развития НТР? Чьи идеи имели наибольшее воздействие на
общество?
Трансформации можно определить как системные, затрагивающие весь
спектр жизни государств - их политику, экономическую и социальную
структуры, духовную жизнь. Тем самым они отличаются от реформ, содержанием
которых является обновление без принципиальной ломки. Реформы
осуществляются целенаправленно, изменяя часто свои цели в ходе событий. Они
затрагивают, как правило, частичные системы общества и имеют дело главным
образом с процессами на техническом, социально-техническом уровне и в
меньшей степени на уровне общества в целом.
Элементами трансформации социально-экономических систем, необходимыми
и достаточными для становления или расширения сферы рыночных отношений,
являются:
1) либерализация хозяйства;
2) институциональные преобразования и формирование хозяйственного
порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной рыночной
экономики;
3) преобразование реального сектора экономики (общественного
производства)[13].
Либерализация хозяйственных отношений означает снятие ограничений для
функционирования рынка и независимого от государства предпринимательства,
демонтаж системы и оргструктур директивного планирования и
централизованного распределения ресурсов, которые существовали в планово-
распределительной системе и определялись тотальным огосударствлением
экономики. Меры этого блока реформирования хозяйственной системы, как
правило, реализуются в кратчайшие сроки, зачастую в режиме «с сегодня на
завтра». Например, свобода розничной торговли может вводиться каким-либо
«декретом» в день его опубликования.
В более конкретном плане либерализация хозяйственных отношений
включает:
а) отмену директивного планирования в масштабе всей страны;
б) ликвидацию (или резкое сокращение) всякого рода государственных
монополий в хозяйственной сфере—монополии внешней торговли и проведения
валютных операций, на определенные виды активов и предпринимательской
деятельности;
в) переход к свободе ценообразования, внешнеэкономической
деятельности, формирования и использования доходов, а также переход к
конвертируемости национальной валюты;
г) задействование принципов свободы предпринимательской деятельности,
хозяйственного равноправия и состязательности субъектов рынка независимо от
формы собственности предприятий и формы управления ими;
д) расширение границ и сфер применения рыночных алгоритмов
взаимоотношений, развертывание рыночного пространства посредством развития
не только рынка товаров и обычных услуг, но и рынков труда, недвижимости,
капитала, информации, социальных услуг (культурных, здравоохранительных,
образовательных и т.п.).
Либерализация, о которой идет речь, — начальная фаза рыночных
преобразований. Она закладывает исходные основы рыночного
саморегулирования. Это — база развертывания конкуренции как особого
механизма распределения ресурсов, стимулирования процессов повышения
качества продукции и услуг, роста эффективности использования факторов
производства.
Принято считать, что понятия «либерализация» и «либерал»
тождественны понятиям «демократизация» и «демократ». Но это далеко не так;
яркий пример — либерализация экономики при пиночетовской военной диктатуре
в Чили. Либерализацией в одном случае могут воспользоваться широкие слои
населения, а в других — мизерное меньшинство, формирующее олигархическую
структуру экономики и концентрирующее в своих руках подавляющую часть
доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В ряде стран
экономическая либерализация осуществлялась, по сути, силовым путем,
автаркически и асоциально — в режиме «шоковой терапии». В более редких
случаях — эволюционно, при активной общественной поддержке и с
непосредственной пользой для большинства населения.
Тем не менее, либерализация экономики (особенно обретение свободы
ценообразования, формирования и использования доходов, движения всех видов
ресурсов) - условие становления главного блока рыночного саморегулирования,
превращения платежеспособного спроса в основной регулятор динамики и
структуры производства.
Однако одной либерализации для становления цивилизованного рынка
недостаточно. Экономическая свобода может перерождаться в рыночную анархию,
провоцировать появление секторов «теневой» (нелегальной) экономики,
криминализацию рынка и возрождение монополизма. Противовес этим опасным
потенциям — утверждение в результате институциональных преобразований
определенного хозяйственного порядка.
Институциональные преобразования — наиболее трудная и ответственная
часть трансформации хозяйственного механизма при переходе от планово-
распределительной к рыночной системе; определенная институциональная
структура образует «несущую конструкцию» общественно-экономических
отношений. Занимая центральное место в ходе экономического реформирования,
преобразования, о которых идет речь, обеспечивают, с одной стороны, защиту
рыночной либерализации и конкуренции (от тенденций к монополизации,
чрезмерного интервенционизма государства применительно к экономической
жизни, перехода части хозяйств в «тень», от умышленных банкротств и прочих
полузаконных и незаконных махинаций), а с другой, — открытость,
прозрачность предпринимательских действий субъектов рынка для общества.
Таким образом, институциональное строительство позволяет
предотвратить превращение либерализации в анархию и социальную
безответственность (эта опасность существует при резком отказе от командно-
административных принципов управления экономикой).
Иными словами, институциональные преобразования в ходе реформ
направлены на упорядочение рыночной среды, всестороннее обустройство
рыночного пространства. Решение соответствующих проблем — выработка
формальных и неформальных норм хозяйственных взаимоотношений, правил и
кодексов поведения на рынке и во всей социальной среде, принятие комплекса
законов и становление системы обслуживающих рынки учреждений — требует
определенного времени. Традиции и формально написанные правила, а также
институты рынка не могут возникнуть и начать эффективно действовать,
условно говоря, в ночь с 31-го числа одного месяца на 1-е число следующего.
Институциональные преобразования - это действия по меньшей мере
среднесрочного горизонта. Ресурс времени здесь необходим для: выработки и
всестороннего обоснования той или иной институциональной новации; внедрения
ее в хозяйственную практику, организации и осуществления мониторинга
результатов такого внедрения; выявления недостатков, корректировки
соответствующих решений и воплощения модернизированных регламентов,
законов, норм, организационных форм и алгоритмов действия институтов рынка.
Институциональные преобразования в ходе рыночной трансформации
экономики, конкретнее говоря, включают следующее.
1. Преобразование отношений собственности и создание эффективной
Системы защиты прав собственников.
2. Формирование субъектов рынка, адаптированных к его условиям и
эффективно функционирующих в рыночной среде или обслуживающих ее, —
предприятий, корпораций, финансово-промышленных групп, банков и
инвестиционных фондов, брокерских и дилерских контор, бирж и учреждений
страхования различных рисков (с которыми может столкнуться производственная
и коммерческая деятельность), фондов и институтов социальной защиты, служб
аудита и консалтинга, и т.п.
3. Регламентацию хозяйственной деятельности, т.е. выработку правил
поведения и взаимодействия рыночных субъектов в производственной,
финансовой, внешнеэкономической и иных ее видах. Такого рода правила и
нормы обеспечивают равноправие упомянутых субъектов, а при их
последовательном соблюдении - и ненанесение друг другу ущерба. Они дают
отправные позиции для государственного и корпоративного регулирования
экономики. Регламентация хозяйственной активности выражается в принятии
различных кодексов (гражданского коммерческого, налогового, бюджетного,
трудового), а в целом — в формировании соответствующего рыночным принципам
хозяйственного права (юридических основ защиты собственности, конкуренции и
антимонопольной деятельности государства; защиты прав инвестора, как и
любой из сторон хозяйственного контракта).
4. Создание институтов и новых (в сравнении с планово-
распределительной системой) принципов и конкретных правил госрегулирования
народного хозяйства - правил выработки и реализации социально-
экономической политики на разных уровнях иерархии государственного
управления.
5. Утверждение (в рамках общего процесса становления современных
форм общественной самоорганизации) гражданских, т.е. негосударственных,
институтов регулирования экономики и рынка, лоббирования интересов
различных групп субъектов рынка - профсоюзов и других общественных
организаций, представленных ассоциациями предпринимателей, союзами
потребителей, научными общественными объединениями, и т.п.
6. Развитие наднациональных (межгосударственных) институтов и
выработку правил их функционирования в области регулирования двусторонних и
особенно многосторонних хозяйственных отношений (тем более, если они
развиваются в режиме экономической интеграции).
7. Развертывание системы подготовки хозяйственных кадров
(экономистов и юристов), адаптированных к работе в интернационализируемой
рыночной среде, способных к стратегическому мышлению и ориентированных на
инновационное развитие производства, а также ответственных в социальном
плане.
Либерализация экономической деятельности и институциональное
строительство направлены на создание рыночного механизма хозяйствования.
Но, в конечном счете, замена командно-административного механизма
механизмом рыночным - не сама цель, а лишь средство преобразования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|