ру сочетания науки и произ-ва (научные, произв., научно-произв.); -по числу
стадий произв. процесса (одностадийные, многостадийные); -по располож.
предпр. (на одной терр-рии, в одной геогр. точке, в разных геогр. точках);
-по размерам предприятия (малые, средние,крупные).
Классификация орг-ций по ОПФ: 1)некоммерч. (потребит кооператив (союз,
общество), обществ. и религ. орг, обединения юр. лиц (ассоциации и союзы),
фонды, учреждения); 2)коммерч.: -произв. кооператив (артель) (коопер.
объедин. – это добровольное объедин. физ. лиц для содействия общей цели);
-хоз. товарищества и общества: -- ХТ –учредители обязаны участвовать в
управлении: --- полное ХТ образуется за счет вкладов участников на основе
договора о солидарной полной отв-ти. Полные товарищи занимаются предприн.
деят-тью от имени тов-ва и несут ответ-сть по всем обязательствам тов-ва
всем своим имуществом. Уставной капитал разделен на доли;
---командитное (на вере) – полное тов-во, заполненное также членами-
вкладчиками, несущими финанс. ответств-сть в пределах своего вклада. Полные
товарищи –комплементарии, вкладчики –коммандисты, кот. не принимают участия
в предпр. деят-ти и несут риск убытков в пределах своего вклада. Складочный
капитал раделен на доли.
-- ХО – не требуется участия учредит.в управл., имеются спец. органы управ.
---АО общество, уставной капитал кот. разделен на определ. число акций.
Участники АО не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков в
пределах стоимости принадлежащих им акций. ----АООТ– имущ-во формируется за
счет продажи акций в форме открытой подписки, владение акциями определ.
право на управление и получ. дохода. ----АОЗТ– акции распредел. по закрытой
подписки, т.е. за пределы предпр. не продаются. ---ХО с огранич. ответств.
образуется за счет вкладов уч-ков на основе договора об огранич. фин. ответ-
ти, учредители не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков
в пределах своего вклада. --- ХО с дополн. ответств. – образ. на основе
дог. об субсидиарной отв-ти. Учредит. несут отв-ть в одинак. размере
кратном ст-ти вклада.
-госуд. и муницип. предприятия (Унитар. предпр- это госуд. или муницип.
предпр., ненаделенное правом соб-ти на закрепленное за соб-ком имущество
(оно неделимо и не м.б. распределено по вкладам): -- на праве хоз. ведения
(имущество в гос. или муниц. соб-ти, создается по решению уполномоч. на то
гос. или мун. органа, собств-к не отвечает по обязательствам предпр.); - на
праве оперативн. управления (федеральное казенное предприятие) (имущ. в
гос. соб-ти, создается по реш. правительства РФ, отвеч по обязат. всем
своим имущ. и не отвеч. по обяз. гос-ва)
Концерн- это уставное объединение предприятий на основе полной фин. зав-ти
от одного или грппы предпринимателей. Консорциум – это уставное объед.
пром. предпр. и банковского капитала для достиж. общих целей. Венчурное
предпр. – это договорное объедин. прдепр. и частных лиц на время выполнения
какого-либо проекта. Офшорная компания – это компания с юр. адресом в
старен с налог. льготами, но действующая по всему миру.
10. Основные элементы орг-ций.
Осн. субъекты рын. отношений – орг-ции, гос-ва, банки, дом. хоз-ва, между
кот. существ. матер, инф, фин. потоки. Орг-ции явл. открытыми соц-эконм.
системами.Она взаимодействует с внешн. средой, на входе орг-ция имеет
матер, человеч, энергетич., фин, информ. ресурсы, а на выходе имеется
продукция или услуги, инф-ция, финансы. В самой орг-ции происходит процесс
преобразования входов. Особ-ти соц-эконом. систем состоят в след.:
1)изменчивость отдельных параметров системы, стохастич. (вероят) хар-р ее
поведения; 2)уникальность и непредсказуемость поведения системы в
конкретных условиях и вместе с тем наличие у этой системы предельных
возможностей опре-деляемых наличием ресурсов; 3)способность противостоять
разрушающим систему тенден-циям; 4)сп-ть адаптироваться изменяющ. условиям;
5)сп-ть изменять свою структуру и формировать вар-ты поведения; 6)сп-ть и
стремление к целесообразованию, т.е. форми-рование цели внутри системы.
Система – это сов-ть взаимосвяз. элементов, образующих единое целое и
определенным образом взаимодейств. для достижения цели орг-ции.
В орг-ции как системе различают след. элементы: -функцион. области деят-ти
орг-ции– основные виды деят-ти, объединенные определ. целью и однородностью
решаемых взаимосвяз. задач, решение кот. необходимо для дости-жения цели.
Функц. области выступают объектами м-та в орг-циях и определяют структуру
управления. Типич. функц. областями явл. сбыт (маркетинг), произ-во,
финансы, персонал, НИОКР (инновации).
-эл-ты произв. процесса. Произв. процесс – это сов-ть трудовых и естеств.
процессов, в рез-те взаимодействия кот. сырье и материалы превращаются в
гот. продукцию. Осн. эл-ты произ. процесса: предметы труда (- вещ-во
природы, вещь или комплекс вещей, на кот. человек воздействует в процессе
труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовл. личных
и произв. потребностей), средства труда (-орудия (произв. оборудов.,
инструменты) и материальные усл. труда (произв. помещения, склады, осветит.
установки), труд (-целенаправл. деят-ть раб-ков орг-ции, связан. с
превращением исходного сырья и материалов в гот. продукцию или услуги). -эл-
ты управления. Управление – это умение правильно определять, формулировать,
анализировать проблемы, возник. в процессе деят-ти фирмы, разрабатывать
программы, ставить конкретные задачи, принимать правильное решение.
Выделяют след. осн. элементы упр. подсистемы: 1)ф-ции управл. –
целеполагания, планирования, организо-вывания, комуникативная. 2)структура
управ-ления – это сов-ть эл-тов системы управл. в их органичной устойчивой
взаимосвязи.
11. Стадии жизн. цикла. орг-ции.
1)возникновение – связан с обоснованием жизнеспособности идеи создания и
развития орг-ции, с ее формальным учреждением, с определением факторов
клммерч. успеха. 2)развитие - связан с становлением пр-ва, хар-ся новизной
продукта, малыми масштабами пр-ва, конкурентной борьбой за лидерство на
рынке. 3)рост – связан с расширением масш. пр-ва, освоением новых рынков,
ростом V продаж. 4)зрелость- хар-ся падением V продаж и доходов,
модернизацией и дифференциацией продукции, поиском новых рынков сбыта,
пересмотром предпринимат. концепции. 5)кризис – хар-ся падением объемов
прибыли, ограниченн. возм-тями реализации прод., снижение
платежеспособности орг-ции. Далее возможны 2 пути: банкротство или санация
(оздоровление финансов) и возрождение предпр. Жизн. цикл орг-ции явл.
объектив. реальностью, но возрожд. орг. требует субъективн. действий
управл. персонала.
5. Классические концепции управления.
Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и
хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом
выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в
теч. длит. времени. Черты: тесное сотрудничество адм-ции и рабочих;
расчленение операций на сост. элементы; введение оплат труда, стимулир
рост выработки
Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого
уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность
консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к
персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование
операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть. Форд внедрил
модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по
стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система
контроля и план-ния.
Промышл. инженерия содержит систему мер по научн. орг-ции произ. процессов
на основе углубленного разделения труда и применения специал. техники и
технологии. Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач,
обяз-тей и компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич.
построение служб, рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль
документооборота. Админист. школа Файоль. формулирует систему мер по
рационализации не только пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций
управл.:предвидение, орг-ция, рук-во, контроль. Разделение труда,
полномочия и ответ-ть, дисциплина, единоначалие, единство рук-ва,
подчинение частных интересов общим. вознаграждение, централизация, порядок,
спра-ведливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива,
корпоративный дух. Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог.
факторов влияния на производ-ть персонала. Школа человеч. отношений. Мейо.
Идея – изучить как формируются соц. группы и как они становятся производит.
сообществом. Человек – соц. животное, решение проблем чел-ка – дело
бизнесмена. жесткая иерархия под-чиненности, формализация орган. процессов
несовместимы с природой чел-ка. Эмпирич. школа. Идея – гл. задача ученых:
сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе
рекомендаций управляющим.
7. Вклад рос. ученых в развитие теории управления.
Научн. орг-ция труда. Школа профес. Савина. Воспитанники Сав. опирались на
труды Тейлора и заним. практич. деят-тью по внедрению принципов науч. орг-
ции труда на ряде заводов. По мнению большинства рос. ученых управление
произ-вом нельзя трактовать только как искусство и не замечать наличия в
нем каких-либо общих принципов и причинноследсвт. связей. Управление должно
быть одновременно самост. наукой, областью точно сформулир. научных посылок
и выводов.
Концепция всеобщей организац. науки. Богдановставил перед наукой задачу
триединой орг-ции (вещи. люди, идеи). Б. сделал попытку сформулировать осн.
понятия и методы организац. науки. Анализируя сущность орг-ции он высказал
идею о необх. систематич. подхода к ее изучению. Считая орг-цию сущностью
живой и неживой природы, он сводил любую деят-ть к организац. Учение о
физиологич. оптимуме. Ерманский. суть- получение возможно большего
полезного рез-та на ед. затрат. Для того чтобы добиться максим. соотношения
затрат и рез-тов нужны углубл. знания закономерностейпроизв. процесов. черт
и особен. как личных, так и веществ. факторов произ-ва. Гл. достоинство
концепции – она содержит идеи о необх-ти поддержания интенсивного труда на
оптимизацию на научно-обоснованном уровне. Научная школа центр. института
труда. Организатор – Гастев. Основной задачей ЦИТ была подготовка раб. на
основе анализа труд. движений, производимого с помощью фотографии отд. эл-
тов движ. рабочих органов чел-ка. Прежде чем барться за работу надо ее всю
продумать, чтобы сложилась модель готовой работы. Нельзя браться за работу,
пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для
работы. Гастев, Журавлев, Михайлов сформулировали и опробовали на практике
идею триединого мех-ма развития научн. м-та. Чел-к выступает не просто как
индивидум, объект деят-ти, а как ед. комплекса, как сост. часть целого
организма труд. орг-ции, но часть решающая, главная.
34. Понятие управл. решений и их роль в системе м-та.
Решения в м-те – вывод об осуществл. или неосущ. конкретных действий,
закрепленный в сознании субъекта, объекта управления или в управленч. док-
тах.
Проблема – существенное расхождение м/у желаемым и фактич. состоянием
объекта управл. и внешней среды. Задача – желаемый конкретный рез-т,
выраженный в количеств. параметрах или описании.
35. Требования, предъявляемые к управл. решениям и типология последних.
Требования: целевая направленность (реш. д.б. направлены на достижение
определ. целей развития), обоснованность (решение должны иметь объективное
обоснование рациональности), своевременность, компете-нтность, адресность
(решения д.б. ориенти-рованы в пространстве и во времени, т.е. направлены
на конкретного исполнителя и ограничены во времени), иерархич. субор-
динация (реш. м-ра должны соответствовать делегиров. ему полномочиям),
обеспеченность (реш. должны преусматривать необх. ресурсы и устанавливать
источники их получения), директивность (реш. должны быть обязатель-ными
для исполнения и носить плановый хар-р)
Виды: 1)по ф-циям управления (плановые, организац, мотивационные идр.);
2)по хар-ру решения задач (стратегич, оперативн); 3)по степени
определенности ситуации (по типовым задачам, в усл. риска, в усл. неопред-
ти); 4)по степени структуризации задач (хорошо (хорошо изученные, типовые)
и слабо структуриров.); 5) по функцион. областям (финансовые, кадровые,
производств.); 6) по масштабам воздействия (общие, частные, эксперимент);
7)по глубине возд (одноуровневые, многоуровн); 8)по способу осуществл.
(письм, устные) 9)по направл. воздеств.(внешн., внутр).
49. Содерж. теории мотивации, их связь и различия.
Мотивация как ф-ция м-та означает процесс стимулирования всех участников
деят-ти орг-ции для достижения целей развития орг-ции. Мотивация как
процесс осуществл. через через систему морального и материального стимулир.
Потребность – ощущение дефицита, сопровож-даемое стремлением его
ликвидировать. Побуж-дение в мотивац. механизме- это проявленное стремление
к удовлетв. осознан-ной пот-ти, т.е. мотивы целенаправл. деят-ти. Стимул-
это внешняя причина, побуждающая чел-ка к действию, направленному на
достижение цели. Оценка достижения рез-та ощущается чел-ком через
вознаграждение.
Содерж. теории базируются на изучении потребностей человека и их роли в
мотивации. К сторонникам такого подхода относят Маслоу, Ф Герцберга и
Дэвида Мак Клелланда.
В соотв. с теорией А. Маслоу все пот-ти чел-ка м.б. расположены в виде
строгой иерархич. структуры. 1)основные п-ти (обеспечение питанием,
одеждой, жильем); 2)п-ти в защищенности (стремление к безопасности и защите
от рисков); 3)социальные п-ти (контакты, коммуникации); 4)п-ти признания
(стремление к престижу и уважению; 5)п-ть развития (стремление к
самовыражению).
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные.
Первичные по своей природе врожденные, заложены на генном уровне, вторичные
носят морально-психол. хар-р. осознаются с опытом. В силу разл. приобр.
опыта втор. пот-ти различаются в большей степени, чем первичные. На
структуры пот-тей чел-ка влияют: наследственность (талант, хар-р), влияние
окружения (семьи, школы), степень обеспеченности, образова-нность, информир-
ть, личный опыт, традиции общества, его ценности.
А. Маслоу установил, что чел-к испытывает одновремеено пот-ти различных
уровней, но всегда п-ти к-то одного уроня будут доминировать. Кроме того,
чел-к будет испытывать пот-ти более высокого уроня только после того, как в
основном удовлетворит свои пот-ти более низкого уровня. П-ти нижних уровней
требуют удовлетвор., и след, влияют на поведение чел-ка прежде, чем на
мотивации начнут оказывать влияние п-ти более высоких уровней. М-р должен
определить доминир. пот-ть каждого раб-ка и мотивировать эф-ть его работы,
удовлетворяя эту пот-ть.
Д. Мак Клелланд разработал модель мотивации с акцентом на пот-ти высших
уровней. Он установил связь м/у рез-тью работы людей и пот-ями
причастности, власти, успеха. Развитие этих пот-тей и их удовлетвор. он
считал главным фактором высокой продук-ти людей, экон. роста фирм и
общества в целом.
Фр. Герцберг создал двухфакторную модель, выделив гигиенические факторы и
мотивации. Гигиен. факторы: политика фирмы и администрации, условия работы,
заработок, межличностные отношения, степень контроля за работой. Неполное
удовл. гиг. факт. или их полное отсутствие ведет неуд-ть работой и
стремление изменить ситуацию. Удовл. этой группы факторов в дост. полной
мере создает нейтральную атмосферу в коллективе, кот. в основе явл. базисом
для эффект. деят-ти в будущем. Гигиен. ф-ры связаны с окружающей средой, в
кот. осуществл. сама работа. Мотивационные: успех, продвижение по службе,
признание и одобрение результата, высокая степень ответственности,
возможность творческого и делового роста. Ф-ры мотивации связаны с
характером и сущностью самой работы. Недостат. мотиваторов не влечет за
собой неудовл. трудом. Удовл. влечет к эффект. деят-ти. Эффект. деят-ть,
удовлет-ть работой возможна при полном наличии гигиенич. факторов и
мотивации.
По мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше
работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только
после того, как решит, что мотивация неадекватна.
|Маслоу |Герцберг |МакКлелла|
| | |нд |
|Самовыраж|Мотивирую|Власть |
|ение |щие |Успех |
|Признание|факторы |Причастно|
|, | |сть |
|уважение | | |
| | | |
| | | |
|Социальна| | |
|я | | |
|принадлеж| | |
|ность и | | |
|причастно| | |
|сть | | |
|Безопасно| | |
|сть | | |
|Физиологи| | |
|ческие | | |
| | | |
| |Гигиениче| |
| |ские | |
| |факторы | |
| | | |
| | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|