объектам управл., кот. принимают на себя ответст-ть за их выполнение.
Полномочия – это огранич. право раб-ка или подразд. использовать ресурсы
орг-ции при решении задач. Цели дел-ния: разгрузить вышестоящих рук-лей,
освободить их от текучки и создать наилучшие условия для реш. стратегич. и
перспект. задач управл.; повысить дееспособность нижестоящих звеньев;
увеличить вовлеченность и заинтересованность раб-ков.
Осн. правила делег-ния: выделение сфер принятия решения сотр-ками, запрет
на вмешательство в сферу деят-ти подчин.-го, четкое определ. уровня
исполнения и требуемых действий, определ. времени отчета о рез-тах,
информирование коллектива, на кот. распространяется делегиров. власть,
обеспечение подчин. необх. инф-цией, оценка сроков, а не методов достижения
рез-тов, последоват. делег-ние, а не только скучных или срывающихся задач,
предоставление подчин. возм-ти для выбора делегируемых задач.
Виды делег: по предмету: дел. задачи, полномочия; по форме: линейное,
аппаратное, по хар-ру: систематич., времен., по объему: полное, огранич.,
нулевое, псевдоделег., по уровню: инновац, рутинн.
Эф-ть делег-ния зависит от: четкости в изложении рук-телем цели, кот
ставится подчиненному, соответствия м/у делегиров. полномочиями и ответ-
тью, подкрепленности расширения зоны отв-ти подчиненного системой
стимулирования. Причины низкой эф-ти дел-ния заключ в нежелании рук-лей дел-
ть полномочия (заблуждение: я это сделаю лучше, отсутствие способ-ти рук-
ть, отсут. доверия к подчин, боязнь риска, отсут. выборочного контроля для
предупрежд. рук-ва о возможн. опасности) и нежелании подчин. брать ответ-ть
(считает удобным спросить у босса, что делать, чем самому решить проблему,
боится критики за соверш. ошибки, отсутствует инф-ция и ресурсы, работы
больше, чем можно сделать, отсут. уверенность в себе, отсут. стимулы)
47. Виды полномочий в орг-циях.
Полномочия – это огранич. право раб-ка или подразд. использовать ресурсы
орг-ции при решении задач.
Ответ-ть – обязательство лица или подразд. выполнения задач в рамках
представл. полномочий. Под властью понимают реальную способность
действовать или возм-ть влиять на ситуацию. Пол-ия определ., что лицо,
заним. определ. долж-ть, имеет право делать. Власть определ., что оно
действительно может делать.
Пол-ия всегда ограничены. Пределы пол-ий внутри орг-ции определ-ся
политикой, процедурами, правилами и должн. инструкциями, изложенными в
письм. виде или передаваемые подчин. устно. Ограничения полномочий
председателя Совета директоров: 1) акционеры, сотрудники (профсоюзы), совет
дир-ров, учредители; 2) гос-во, законодат-во, политика, традиции и нравы,
поставщики, партнеры, посредники, заказчики, клиенты, потребители.
Лин. полн. – п-я, кот. предоставл.-ся исполнителю его непосредств. нач-ком
в соотв. с цепью команд. Делегир-ние лин. пол-ий формирует иерархич.
структуру управления, кот. должна строится с учетом нормы управляемости.
Под ней понимают кол-во подчиненных, кот. рук-тель в состоянии эффективно
управлять посредством делег-ния своих лин. полномочий. Н.у. зависит от
разнообразия управленч. ф-ций: разные- до 7, сходные до 20, одинаковые до
40; от самост-ти и квалификации подчиненных, от относит. способностей рук-
теля. Рез-том дел-ния лин. пол-ий явл. принцип единоначалия (раб-к получает
пол-ия только от одного рук-ля и несет ответ-ть только перед ним) и
субординация (четко установл. порядок обращения к вышестоящему рук-лю).
Деят-ть аппарата направлена на предоставл. рук-ву инф-ции, необх. для
принятия эффект. решений. Выдел. след. разновидности аппаратов:
консультативн. аппарат- группа функц. спец-тов в узких, спец. областях
знания, осуществл. консультирование рук-теля в рамках своей компетенции.
Обслужив. – функцион. подразделение орг-ции, выполн. определ. услуги в
рамках свой компетенции (отдел кадров, служба маркетинга). Личный аппарат –
разновидность обслужив. аппарата, деят. кот. направлена на исполнение
распоряжений рук-теля.
Виды полномочий, делегированных аппаратам по отношению к линейной
структуре: рекоменд. полномочия (консультир. лин. рук-ва), обязательное
согласование (обеспечив. расширение реком. пол-ий и обязывает лин. рук-во
согласовывать определ. круг решений со штабным аппаратом), парал. пол-ия
(включ. право отклонять определ. решения лин. рук-ва), функцион. п-ия
(означ. предоставление штабному аппарату прав как предлагать, так и
запрещать определ. действия в пределах своей компетенции).
48. Центр-ция и децен-ция в управлении.
Центр-ция означ. концентрацию задач управления. Децен-ия означ. разделение
задач управления по определ. признакам: функц. область, в кот. решается
задача (произ-во, маркетинг, снабжение и тд), процедуры действия; объект
управления; стадия решения проблемы (подготовка реш, реш, реалиация,
контроль), хар-р задач (повтор, инновац), пространство, время, качество,
кол-во.
Важн. виды разделения задач управления: функцион. разделение – раз-е по
функц. областям на верхних уровнях иерархии и соответственно по операциям,
процедурам и приемам на нижних уровнях; дивизион. раз-е – раз. по сферам
бизнеса, прежде всего по продуктовым группам или группам потребителей;
регион. раз.- раз. по регионам и прежде всего по областям сбыта; фазовое
раз.- ра. по фазам выполнения задач; комбинация различных видов разделения
задач.
Степень цент-ии м-та выражается прежде всего в хар-ре организац. структуры
управл, принятой на предпр. Она снижается при переходе от лин. к функцион.
структурам.
Различают вертик. (- передача права принимать решения вниз по уровням
управления) и горизонт. (--подчиненным. не явл. рук-телями
50. Процесс. теории мотивации, их практическое значение.
Пр. теории исходят из того, как появляются пот-ти, когда чел-к мотивирован
к деят-ти, когда будет реализовывать свои п-ти, поведение людей определю не
только потр-тями, а явл. также ф-цией их восприятия и ожиданий, связанных с
данной ситуацией, и возм. последствий выбранного типа поведения.
Теория ожиданий Врума базируется на том, что при наличии активной п-ти чел-
к приступит к действиям только в том случае, если будет оценивать вер-ть
получения рез-та достаточно высоко. В противном случае чел-к к действию не
приступит. Сопоставляются затраты труда с рез-тами, рез-ты с
вознаграждением, а вознагр. оценивается в соответствии с удовлетворением
(валентностью).
Т.о. мотивация = З-Р*Р-В*Валентность
Валентность – предполагаемая степень относительного удовлетворения,
возникающая в следствие получения определенного вознаграждения. Т.е.
ожмидание того, что усилия приведут к желаемому рез-ту, ожид. . что рез-ты
повлекут за собой вознагражд. , ожид., что вознагр. будет иметь достаточную
ценность. Чтобы стимулы были сильные, м-ры должны учить подчин. получать
требуемые рез-ты и создавать для этого все необх. усл., устанавливать
непосредств. связь м/у рез-тами труда и вознагражд. подч., изучать пот-ти
подч., чтобы знать, какие вознагражд. имеют для ни ценность.
Теория справедливости базируется на том, что люди субективно определяют
отношение вознагражд. к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаг.
др. людей, выполнявших аналогичную работу. При этом формируется представл.
о справедливости получ. возн., а след. и уровень мотивации чел-ка к эф.
труду. Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости.либо
изменив уровень затрач. усилий, либо пытаясь изменить уровень получ.
вознагражд. М-ры должны разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы
каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень свои доходов.
Модель Портера-Лоулера – комплексная теория, включающая в себя как эл-ты
теории ожиданий, так и теории справед-ти. Согласно модели, достигнутые рез-
ты зависят от 3 переменных:затрач. усилий (3), способностей и характерных
особ-тей чел-ка(6), а также от осознания своей роли в процессе труда (5).
Уровень затрачив. усилий в свою очередь зависит от ценности вознагр.(1) и
того, насколько ощутима связь м/у затратами усилий и возможн. вознагражд.
(2). Достижение требуемого уровня рез-ности(4) может повлечь внутр.
вознагражд.(7а), такие как чувство удовлетвор. от выполненной работы,
самоуважение, чувство компетентности, а также внешние вознаг.(7б), такие
как похвала рук-ля, премия, продвижение по службе. Удовлетворение (9) – это
рез-т внешних и внутр. вознагр. с учетом их справедливости (8). Удовл-ние
явл. мерилом того, насколько ценно возн. на самом деле (1). Эта оценка
будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. Элементы теории
ожидания здесь проявляются в том, что раб-к оценивает вознагр. в
соответствии с затрач. усилиями и верит в то, что это вознагр. будет
адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости
проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу
правильности или неправ-ти вознагр. по сравн. с др. сотрудниками и
соответственно и степень удовлетворения. Важный вывод из модели-
результативный труд ведет к удовлетворению.
51. Нематер. стимулирование в мен-те, способы и приемы его применения.
Вторичные, высшие потребности людей играют важную роль в мотивации
персонала. Реком-ции, направл. на удовлетворение социальных потребностей:
1)давать сотрудникам такую работу, кот. позволила бы им общаться;
2)создавать на рабочих местах дух единой команды; 3)проводить с подчинен.
периодич. совещания; 4)не стараться разрушить неформ. группы, если они не
наносят орг-ции реального вреда; 5)создавать условия для соц. активности
членов орг-ции вне ее рамок.
Реком-ции, направл. на удовл. п-тей в уважении: 1)предлагать подчин. более
содержат. работу; 2)обеспечить им положит. обратную связь с достигнутыми
рез-тами; 3) высоко оценивать и поощрять достиг. подч. рез-ты; 4)
привлекать подчин. к формулировке целей и выработке решений; 5)
делегировать подчин. дополн. права и полномочия; 6) продвигать подч. по
служ. лестнице; 7)обеспечивать обучение и переподготовку, кот. повышает
уровень компетенции.
Реком-ции, направл. на удовлетв. п-тей в самовыражении: 1)обеспечивать
подчин. воз-ти для обучения и развития, кот. позволили бы полностью
использовать их потенциал; 2)давать подч. сложную и важную работу,
требующую полной отдачи; 3)поощрять и развивать у подч. творч. способ-ти.
52. Стили рук-ва, определяемые личностью руководителя.
Ст. рук-ва – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых
рук-тем в процессе управления. Различают 3 стиля руководства, определяемых
личностью рук-теля: авторитарный, демократический, либеральный.
Разнообразие стилей, опред. личн. рук., м.б. сформировано на основе
сочетания двух факторов: заботе рук-теля о произ-ве и о людях. Графически
это сочетание м.б. представлено спец. «решеткой м-та».
1.1.Рук-тель мало заботится и о пр-ве. и о людях. Рез-ты невысокие,
моральный дух коллектива низок, рук-тель прилагает миним усилия для
выполнения лишь самой необходимой работы (либеральный стиль).
9.1. Произв. рез-ты могут быть высоки, но удовлет-ти людей нет, что создает
массу проблем (авторитарный). Эф-ть пр-ва явл. рез-том жесткого управления
и ущемления прав рабочих.
1.9.Создание друж. атмосферы в коллективе, размеренный темп работы.
Интересы орг-ции отходят на задний план. (клубный стиль).
9.9.Выполнение работы обеспечив. совместными усилиями всего коллектива,
развита система поощрения, высокая произв-ть труда. Рук-тель нацеливает
всех раб-ков на достижение произв. целей на основе доверия и уважения к
ним. Развивается самост-ть, ответ-ть, создается дух единой команды.
(демократич.)
5.5. Успех произ-ва обеспечив. оптим. сочетанием заботы о людях и пр-ве,
рук-тель склонен к компромиссам, сплоченный коллектив. Рук-тель умело
балансирует, обеспечивая достаточно высокий уровень произв. рез-тов и
удовлетв. моральный настрой.
Более детальная хар-ка м.б. осуществлена на основе 4 признаков:
напраленность рук-ля на рез-т, способы мотиваци, привлечение подчин к
управл, требоват-ть.
Автор. – важен только рез., мотивация, основанная на беспрекословновном
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|