подчин., коллективное. Способы осуществл:устное указание, приказ.
5. Контроль за осуществл. решения и получением ожидаемых рез-тов.
При успешном реш. проблемы сведения о ней заносятся в комп. банк данных для
накопления опыта. Неустраненные проблемы чаще всего обуславливаются:
-неверным определением причины возникн. проблемы, недостат. конкретное
представл. о проблеме, неверное определ значимости критериев, неадекватным
выбором способов осуществления реш, неисполнительностью, недост. кол-во
предложенных вар-тов реш.
37. Осн. способы опред. причин возникн. проблемы при принятии управл.
решения.
1.Выявление изменений в объекте управления и внешней среде, предшеств.
возникн. проблемы.
2.Выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема
не возникла, и установление различий в объектах.
3.Построение причинно-следственной диаграммы.
4.Составление карты мнений.
39. Критерий и способы оценки вариантов управл. решений.
Критерии – показатели, хар-щие варианты решений и используемые для оценки и
выбора решения. Вес (значимость) критерия- колич. выражение относительной
важности каждого используемого для оценки и выбора критерия, в сравнении с
остал. критериями. 1)предварительный отсев вар-тов (при большом кол-ве вар-
тов); 2)качеств. оценка вар-тов реш. (при суммарном кол-ве вар. и критериев
не более 10) – допустим 2 вар. по критериям : соответствие осн. деят-ти,
технич. возм-ти, дополн. затраты, угроа конкуренции, вер-ть успеха по
шкале:оч. хор., хор, удовлетв, слабый, оч. слабый. 3) колич. оценка вар.
при малом кол-ве критериев (дерево реш.); 4)кол. оценка вар-тов при
значит. числе критериев (с учетом значимости критериев); 5)оценка вар-тов с
помощью рангов
40. Виды нормативных док-тов, используемых для реализации управл. решений.
Управл. решения для часто встречающихся, типовых задач описываются в
нормативных док-тах, устанавливающих порядок существо-ния управл. деят-ти.
Управл. задачи по ф-циям управления (управление персоналом) определ. таким
норм. док-том как структура. Ф-ции управленч. подразделения (прием, перевод
и увольнение раб-в, учет кадров, оценка деят-ти раб-в) (-управл. дея-ть
пост. хар-ра, конкретизир. ф-ции управл) регламентируются положением о
подразделениии. Обязанности раб-ка аппарата управления (ведение картотеки
работающих, личных дел сотр-в, труд. книжек) (управл. деят-ть пост. хар-ра,
конкретизир. ф-ции подразделения) – должн. инструкция. Структура дол.
инстр.: 1)подчиненность и квалификац. требования к д-ти; 2)обязанности;
3)ответств-ть; 4)права. Управленч. работы (формирование личн. дел, внесение
изменений в личн. дела, сдача в архив уволенных) (-управл. деят-ть.
конкретизир. обяз-ти раб-ка с указ. рез-та и срока выполнения)– план-
график. Операции (печатание выписок из приказов, об изменениях в дол-ти,
окладе, месте работы, подшивка выписок и заявлений в личные дела) (-этап
упр. работы, заканчив-ся самост. промежуточным рез-том) регламент.
процедурой выполнения управл. работ (-сов-ть операций по выполн. управл.
работы с приложением форм заполняемых док-тов).
Преимущества разработки норм. док-тов для решения типовых задач: 1.более
быстрое и качеств. вхождение в дол-ть вновь принятых раб-ков; 2.эффект.
взаимозаменяемость раб-ков; 3.увелич. времени раб-ков на содержат.
проработку вопросов; 4.возм-ть пост. совершенствов. управл. деят-ти.
41. Задачи и основные виды моделирования в м-те.
Методы м-та – сов-ть способов и приемов осуществл. управл. деят-ти,
применяемых для постановки и достижения ее цели. Различают: методы
подготовки и обосннования решения, м. выбора реш, м. реализации реш.
Модел-ние в м-те - процесс построения и исследования моделей управления
орг-цией. Под моделью понимается идеальный или материальный объект,
приближенно воспроизводящий осн. эл-ты и связи исследуемого объекта. Цель
мод-ния – получение новой, незафиксированной в исходных данных инф-ции об
исследуемых объектах.. Виды мод-ния: -экономико-математ. мод-ние (при реш.
хорошоструктуриров. задач) позволяет сформулировать экон. проблему в виде
математич. задачи. (модели матем. прогр-ния, теории графов, балансовые
модели, теории вер-тей и мат. статистики, теории игр); -мод-ние на основе
системного анализа используются для решения слабо структурир. проблем,
характеризующихся существенной неопред-тью. Осн. идея СА состоит в
сочетании в моделях и методах решения проблем формальных и неформальных
представлений. Делят на формальные (модели исследов. операций (мат. прогр,
теории игр), комплексированные модели (комбинаторики, структурно-
лингвистич.), модели дискретной матем. (теорико-множеств., логич,
лигвистич.) и эвристические, использ. обобщенный опыт и интуицию
специалистов (сценарии, графы целей и задач, деревья решений, морфологич.
модели); -имитационное мод-ние применяют для выбора из множества возм. вар-
тов построения произв. и организац. структур системы наилучшего в смысле
достижения поставленных перед ней целей на основе вариантных расчетов;
максимально близкого воспроизведения поведения систем и их звеньев на
основе фактических данных; обоснования и выбора на основе воспроизв.
существ. черт системы и целей ее развития стратегии ее деят-ти; снижения
степени неопред-ти в моменты принятия решений.
42. Инст-ты м-та.
Под инс-тами м-та понимают сов-ть моделей и методов, используемых для
решения задач м-та и их информ., организац и методического обеспечения.
Система управления по целям – система управл. орг-цией, ориентированная на
конечные рез-ты и основанная на использовании творч. потенциала труд.
коллектива, новых методов управл. Выделяют три ключ. рез-та: к.р. коммерч.
дет-ти (оборот, покрытие издержек, переменные и постоянные расходы), к.р.
функцион. деят-ти (кол-во и качество произодимой продукции, использование
производств. мощностей, сырья, материалов, энергии), к.р. поддержки,
содействующей достижению коммерч. и функц. рез-тов (мотивация персонала,
атмосфера в орг-ции). Основными процедурными элементами явл.: 1)процесс
определ. целей, включ. анализ ситуации и формировнаии концепции ключ. рез-
тов; 2)пр. ситуац. управл., содерж. подбор исполнителей, определения хар-ра
мер, действий и оценки реакции окруж. среды в соответствии со сложившейся
ситуацией; 3)пр. контроля за рез-тами, включ. динамичную оценку рез-тов
деят-ти и оперативн. выработку необх. мероприятий.
Система и методики ПАТТЕРН для решения задач целеполагания, планирования,
регулирования и контроля Система и методики ПЕРТ для решения задач
планирования целевых комплексных программ и проектов
Экспертиза- процесс исследов,. проводимого экспертами, направленный на
формирование групповой оценки по неструктуризованным проблемам. Процесс
экспертиы состоит из: постановка исхоной задачи эксп. оценивания, выбор
типа задачи, решаемой эксп, выбор метода формир-ния груп. оценки,
взаимодействие экспертов, выбор метода обработки экспертной инф-ции,
оценка. Различ. след. типы задач экспер. оценивания исследуемых объектов:
задача парных сравнений, ранжирования, классификации, численной оценки. В
процессе формирования групповой оценки использ. след. методы: -метод
круглого стола со свободным обменом м/у экспертами, метод мозговой атаки с
частичнй регламентацией обения экспертов, м. Дельфи с использованием
обратной связи, м. формирования групповой оценки в условиях изолированности
экспертов друг от друга. Для обработки и получения результир. оценки
использ. статистичес, алгебраич, методы шкалирования.
43. Задачи и каналы коммуникаций в м-те.
Коммуникации – устойчивая связь м/у участ-никами управленч. процесса,
представляющего собой взаимозависимость этапов работы с инф-цией. Цели
коммуникаций: 1)организовать информ. обмен м/у субъектом и объектом
управл.; 2)наладить процесс эмоц. и интеллект.-го обмена содержанием
управл. инф-ции; 3)установить взаимосвязь м/у людьми в орг-ции;
4)сформулировать общие взгляды на внутр. среду орг-ции; 5)организовать
совместную работу коллективов с целью выпол-нения задач орг-ции.
Значение ком-ции: ком-я – основное условие существования и развития орг-
ции, ком-я осуществл. взаимоействие с внешн. средой, определяя уровень и
качество принятия управл. реш, ком-ции характериуют состояния внутр. среды
орг-ции путем обеспечения функцион-ния и взаимод-я людей, структуры, целей,
технологии и задач орг-ции, ком-ция содает неформ. структуру в процессе
функцион. орг-ции и способствует сближению с ней формальной структуры.
Формы ком-ций: письм., устная, видео, электронная, эмоцион. Виды: межличн,
форм., неформ, вертик., горизон, верб, неверб. Средства ком-ции: док-ты,
речь, знаковые системы, электр. ср-ва связи, видео и телекоммуникации, эл-
ты структуры физиолог.системы чел-ка.
Коммуникац. процесс – это обмен инф-цией м/у элементами организац. системы
по каналам прямой и обратной связи. Выделяют 4 базовых элемента: источник –
создатель идеи, сообщения, инф-ции, передающий ее, задача - выбор канала,
средств связи и формы коммуникации; сообщение – инф-ция, кот. передает
источник получателю, выбор формы коммуникации, кодировка инф-ции; канал
(прямой и обратной связи) – средство, с помощью кот. сообщение передается
от источника к получателю и обратно, техническое обеспечение передачи
качеств. инф-ции; получатель – коммуникант, ради кот. функционирует
коммуниникация, декодиро-вание инф-ции, выбор канала, средств связи и формы
ответнгой инф-ции. Рез-т коммуникац. процесса: изменения в знаниях
получателя, изм. относительно устойчивых представлений получат, изм.
поведения получ. Этапы ком. процесса: зарождение идеи или отбор инф-ции,
выбор канала передачи инф-ции, передача сообщения, интерпретация сообщ.
получателем, реализация сообщ.
Каналы коммуникаций: устная передача, совещания, телефонные переговоры,
письм. передача, служебные записки, отчеты, электр. почта, комп. сети.
44. Виды и особ-сти ком. связей в орг-ции.
В зав-ти от способа обмена инф-цией различают: межличностные или органиац.
ком-ции на основе устного общения и ком-ции на основе письм. обмена инф-
цией. Межлич.: формальные (определяются политикой, правилами, должн.
инструкциями данной орг-ции и осуществл. по формальным каналам) и неформ.
(осуществл. согласно установивш. системе личных отношений м/у раб-ками орг-
ции). Среди форм. выделяют: вертикальные, когда инф-ция перемещ. с одного
уровня иерархии на другой; горизонт. м/у различными подразделениями,
предназначающиеся для координации деят-ти различных подразд. Межл. делят
также: вербальные и невербальные, призванные осуществить обмен инф-цией без
применения слов ( с помощью жестов, интонаций голоса).
45. Информ. системы в орг-циях.
Специфика управл. труда: в процессе управл. не создаются матер.-веществ.
ценности, предметом труда в управл. явл. инф-ция, средствами труда в
управл. явл. современная оргтехника, продуктом труда м-ра явл. принятое
решение. Совр. управл. системы функционируют на базе инф. систем (-сов-ть
взаимосвязанных эл-тов (целей, принципов, методов, средств), способств.
реализации всего комплекса опреаций по обеспечению процесса управл. необ.
инф-цией.
Инф. системы делятся на: локальные, корпоративные, глобальные. Локальные–
сов-ть инф. подсистем, обеспечивающих функцио-ние предпр. посредством
внутр. коммуникаций (произв. инф. подсистема, финансовая, экономич,
коммерч, стратегич, социальная, инновац., административно-распорядит.).
Наиб. эффект обеспечивают автоматизированные инф. системы управл. на
предпр.: АС научн. исследов., САПР, АС технич. подготовки произ-ва, АС
управл. произ-вом, АС управл. технологич. процессом, автоматизиров. рабочее
место. Корпор. представл. собой внутр. ком-ции одного предпр.,
функционирующих на разл. территор. объектах данного предпр. Глоб. предст.
собой внешн. ком-ции, обслужив. неогранич. кол-во пользователей. (система
инф. связи с обществен., с потребителями, с муницип., регион., федерал, м/н
структурами.)
46. Сущность делегирования и его эф-ть.
Делег. состоит в передачи субъектом управл. части своих задач и полномочий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|