Осн. цель м-та: обеспечение гармонии орг-ии, т.е. согласо-ванного и эфф.
функционир-ия всех внутр. и внешн. элементов орг-ии. На содержание м-та
оказывает влияние 2 группы факторов: сущ-ие тенденции в развитии орг-ии;
специф. национ. факторы развития экономики.
Совр. тенденции в развитии орг-ции: 1)Развитие традиц. орг-ии имело
поступат. хар-р, характеризовалось непрерывностью, большое значение иммел
прошлый опыт . М-т характер. практ.мышления. Соврем. орг-ция характ-ся
прерывностью в своем развитии, неопред-ью, относительностью значения опыта.
В менед-жере ценится ситуационное мышление (оценивать ситуацию и искать
решения для данной сит.) Задача менеджера –создать повто-рение жизненных
циклов орг-ии. 2)Традиц. орг-я характер. прозрачностью всех процессов,
опред-ью технологии, низким уровнем риска. Реш. проблем носили дискретный
хар-р. Совр.орг-ия характер-ся закрытостью проце-ссов, их неопрд-ью,
имеется тенденция к росту риска, решения проблем носит системный хар-р.
3)Осн. в развитии трад. орг-ии являлось ее внутр. динамика. Орг-ия слабо
зависела от влияний среды, м-т в орг-ии ориентировался на отдельные
задания, отд. группы исполнителей. В соврем. резкое возрастание значения
дина-мики внешн. среды, зав-ть орг-ии от вн. среды, на первый план выходит
проблема адаптации к вн. среде.
Содержание м-та можно рассматривать в трех аспектах: как науку и искусство
управления; как вид деят-ти и процесс принятия управл. решения; как аппарат
управл. деят-тью орг-ции.
Категория м-та - наиболее общие и фундаме-нтальные понятия, отражающие
существ. св-ва и устойчивые отношения в процессах управл. орг-цией. К
основным категориям относят: объект и субъект м-та, ф-ции м-та, виды м-та,
методы м-та, принципы. Объектом м-та явл. орг-ция – как сознательно
координируемое для достижения установленных целей сообщество людей. Вид
объекта: операция, проект, система. Уровень объекта: раб. место, участок,
цех, произ-во, предпр., объединение предпр. Функ-цион. области: инновации,
пр-во, снабжение, сбыт, персонал, финансы… Субъекты м-та, м-ры – рук-тели
различного уровня, занимающие пост. дол-ть в орг-ции и наделенные полномо-
чиями принятия решения в опред. сфере деят-ти орг-ции. Различают три вида м-
та по их иерархич. уровню: высший, средний и нижний. На одном уровне
имеются различные зоны, своя гориз. структура – функцион. области управл.
Виды м-та – это специальные области управл. деят-ти, связанные с решением
определ. задач в управлении. Различают общий и функцио-нальный менеджмент.
Общий м-т заключается в управлении деят-тью орг-ции в целом или ее самост.
хоз. единиц. Функц. м-т заключ. в управл. определ. сферами деят-ти орг-ции.
(напр. персоналом, маркетингом, финансами). По признаку содержания
различают норма-тивный, стратег. и оперативный м-т. Норм. м-т
предусматривает разработку и реализацию философии орг-ции, ее предпринимат.
поли-тики, определение позиции орг-ции в конкурентной нише рынка и
формирование общих стратегич. намерений. Стратегич. м-т предполагает
выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование
потенциала успеха орг-ции и обеспечение стратегич. контроля за их
реализацией. Оператив. м-т предусматривает разработку тактических и
оперативных мер, направл. на практич. реализацию принятых стратегий
развития орг-ции.
Ф-ции м-та определяют устойчивый состав специфич. видов управл. деят-ти,
характе-ризующихся однородностью целей, действий или объектов их
приложений. Различают: общие (формирование целей, планирование, орг-ция и
контроль), технологич. (решения и коммуникации) и социально-психологи.
(делегирование и мотивация).
Методы м-та – это система правил и процедур принятия управл. решения по
различным задачам с целью эффект. развития орг-ции. Методы м-та позволяют
снизить интуитивный хар-р управления, внести упорядоченность,
обоснованность и эффект. орг-цию в постро-ение и фукцион-ние системы
управл. орг-ции.
2. Осн. факторы, влияющие на становление и развитие м-та в рос. экономике.
1)Формирование рыночного механизма и сочетание его с госуд. регулированием.
2)Изменение в структуре потребностей общества в продукции и услугах,
ориентация мен-та преимуществ. на удовлетворение потребностей в предметах
потребления. 3)Обострение внутр. конкуренции вследствие ограниченности
ресурсов и снижение спроса на традицион. отечеств. товары и услуги.
4)Интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная
адаптация к междунар. стандартам. 5)Усиление социальных и эколог.
требований к деят-ти орг-ции, ориентация м-та на внешн. факторы эфф-ти орг-
ции. 6)Возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг,
диверсификация (разнообразие деят-ти) и кооперация (объед. компаний в
многоуровн. орг-цию) орг-ций. 7) Профессионализация мен-та, повышение его
обществ. значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профес.
квалификации.
3. Принципы эффективного мен-та.
Принципы мен-та – это общие закономерности и устойчивые требования, при
соблюдении кот. обеспечивается эффект. развитие орг-ции. К числу важн.
относят: -п. целостности предполагает необх-ть рассмотрения орг-ции как
целостной соц.-эконом. системы; -п. иерархической упорядоченности регламен-
тирует уровень дифференциации процессов управления в орг-ции (распределение
властных полномочий); -п. целевой направленности развития определяет
приоритет целевой стратегич. ориентации орг-ции и достижение этих целей как
важнейший критерий эффект-ти мен-та; -п. научной обоснованности и опти-
мальности формулирует необх-ть использо-вания научного подхода, методов и
инстр-тов м-та для обоснования управл. решения; -п. рацион. сочетания
централизации и децен-ции устанавливает требование рацион. разделения
управл. процедур и решений на базе обосно-ванного делегирования,
полномочий, ответственности м-та; -п. демократизации предполагает
использование поведенч. инстру-ментов м-та для мотивации продуктивного
сотрудничества менеджеров.
4. Связь фаз промышл. развития и сложно-сти рын. окружения с методами мен-
та.
Методы и формы мен-та изменялись в связи с прохождением общества фаз пром.
развития: 1)фаза массового произ-ва – нач. 20в. по 30-е годы.
характеризовалась выпуском стандартной продукции, неогранич. рынками сбыта,
низкой себ-ти прод., мен-т направлен внутрь фирмы на снижение произ.
издержек; 2)фаза массового произ-ва – 30-60-е годы- хар-ся выпуском
дифференциров. прод., бурно развив. маркетинг, возрастает внимание м-та к
формированию имиджа фирм; 3)постиндустриальная фаза – от 60-х до сегодня –
хар-ся жесткой конкуренцией, быстрым устареванием основного капитала и
интернац-ция предпр-ва, осн. внимание м-та направлено на решение стратегич.
задач, страт. маркетинг.
5. Классические концепции управления.
Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и
хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом
выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в
теч. длит. времени. Черты: тесное сотрудничество адм-ции и рабочих;
расчленение операций на сост. элементы; введение оплат труда, стимулир
рост выработки
Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого
уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность
консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к
персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование
операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть. Форд внедрил
модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по
стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система
контроля и план-ния.
Промышл. инженерия содержит систему мер по научн. орг-ции произ. процессов
на основе углубленного разделения труда и применения специал. техники и
технологии. Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач,
обяз-тей и компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич.
построение служб, рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль
документооборота. Админист. школа Файоль. формулирует систему мер по
рационализации не только пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций
управл.: предвидение, орг-ция, рук-во, контроль. Разделение труда,
полномочия и ответ-ть, дисциплина, единоначалие, единство рук-ва,
подчинение частных интересов общим. вознаграждение. централизация, порядок,
справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива,
корпоративный дух. Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог.
факторов влияния на производ-ть персонала. Школа человеч. отношений. Мейо.
Идея – изучить как формируются соц. группы и как они становятся производит.
сообществом. Человек – соц. животное, решение проблем чел-ка – дело
бизнесмена. жесткая иерархия подчиненности, формализация орган. процессов
несовместимы с природой чел-ка. Эмпирич. школа. Идея – гл. задача ученых:
сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе
рекомендаций управляющим.
6.Современные концепции управления.
1)Сущность новых подходов отражает концепция м-т без иерархии, кот. ставит
цели: -отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над
ресурсами и инф-цией (любой может получить инф-цию); -деперсонализация
властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и
«вознаграждение»; -учреждение автономных групп с высоким потенциалом
саморегулиров; -утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен
односторонней ориентации на экон. рез-т; -учет эконом. требований в
принятии предпр. решений.
2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия м-та, нацеленная на
устранение потерь в пр-ве и в смежных с ним сферах деят-ти. Изготовлению
подлежит только то кол-во, кот. необходимо к заданному сроку; 3)Total
Quality Control (всеобщий котроль качества) – концепция гарантированного
качества, предполаг. охват работников всех произв. звеньев для полноты
удовлетворения запросов потребителя; 4)Total Productive Maintenance
(всеобщее повышение эффект-ти произв). Концепция ориентирует на комплексное
повышение эф-ти производ. системы за счет вовлечения в этот процесс всех
работников орг-ции; 5)бенчмаринг – направлена на мониторинг последних
достижений основных конкурентов во всех функц. сферах, тенденций развития
техники и технологии и использования этой инф-ции при определении стратегии
развития орг-ции; 6)реинженеринг – это перепроек-тирование бизнес-процессов
с чистого листа с целью их качеств. улучшения, ликвидации наслоения
организац. хар-ра, учета совр. возм. в технике и технологии
9. Виды орг-ций и задачи, их классификации.
Орг-ция – группа людей, деят-ть кот. сознательно координируется для
достижения общей цели или целей. Неформ. орг-ция – спонтанно возникающая
группа людей достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с
другом. Форм. орг-ция – орг., обладающая правом юр. лица, цели деят-ти кот.
закреплены в учредит док-тах, а функцион-ние - в нормативных актах,
соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого
из участников орг-ции. Юр. лицо – орг-ция, кот. имеет обособленное
имущество в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении;
отвечает этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени
приобретать имуществ. и личные неимущ. права; может быть истцом и
ответчиком в суде; имеет самост. баланс или смету.
Форм. орг-ции разделяются на коммерч. (преследующие получение прибыли от
пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания
услуг в качестве осн. деят-ти) и некоммерч. (не имеющие в качестве основной
цели своей деят-ти извлечение прибыли ).
Орг-ции могут быть классифицированы по след. признакам: -по организационно-
правовой форме; -по форме собственности (частные, госуд., муниц., обществ);
-по целевому назначению( пр-во продукции, выполнение работ, оказание
услуг); -по широте произв. профиля (специализир, диверсифициров); -по хар-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|