формирования механизмов ее государственного регулирования и контроля.
До принятия Федерального закона "О рекламе" рекламная деятельность
регулировалась достаточно фрагментарно: Основы законодательства РСФСР "Об
охране здоровья граждан" (ч.2 ст.19, ч.8 ст.43), законы Российской
Федерации "О сертификации продукции и услуг" (ч.4 ст.7), "О средствах
массовой информации" (ч.2 ст.4, ст.36), "О защите прав потребителей"
(ст.ст.6-10), Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" (чч.3,4 ст. 10), Указ Президента
Российской Федерации №1183 от 10 июня 1994г. "О защите потребителей от
недобросовестной рекламы".
Как показала практика, ряд ранее введенных специальных норм
регулирования рекламной деятельности в законодательстве, сформулированных
в виде прямых запретов, но без установления полномочий органов
исполнительной власти по контролю за соблюдением этих норм и санкций при
их нарушении, не действовал. Так, до принятия Федерального закона "О
рекламе" в средствах массовой информации, в первую очередь на телевидении
(включая государственное), шла запрещенная реклама алкогольных и табачных
изделий. Многие из участников рекламной деятельности игнорировали запрет
рекламы несертифицированных товаров, а также методов лечения,
профилактики, диагностики и лекарственных препаратов, не имеющих одобрения
Минздравмедпрома России, и пр. До самого недавнего времени была широко
распространена практика создания массового ажиотажа среди граждан и
юридических лиц с помощью рекламы финансовых, страховых, инвестиционных
услуг с целью крупномасштабного привлечения денежных средств.
Напротив, наличие конкретных контролирующих органов исполнительной
власти и четких положений об ответственности хозяйствующих субъектов в
ряде нормативных актов позволяет достаточно действенно и оперативно
приводить рекламную деятельность в соответствие с нормами цивилизованного
предпринимательства. Так, осуществление контроля за исполнением Указа
Президента Российской Федерации "О защите потребителей от недобросовестной
рекламы" от 10 июня 1994г. №1183 в комплексе с антимонопольным и
потребительским законодательством позволило в основном привести рекламу
финансовых, страховых, инвестиционных и других услуг в соответствие с
требованиями Указа.
Вместе с тем, практическое применение антимонопольными органами
данного Указа (одного из первых актов, регулирующих рекламную деятельность
в России), а также некоторых других правовых норм, выявило ряд проблем.
Так, при отсутствии лицензии было невозможно применить к рекламодателю
санкции, предусмотренные Указом (приостановление действия или досрочное
аннулирование лицензии). Ответственность за нарушение рекламного
законодательства (за исключением ограничений по объему рекламы в средствах
массовой информации) не распространялась на рекламораспространителей и
рекламопроизводителей.
На формирование целостной системы регулирования рекламной
деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений,
поддержания добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей и была
направлена работа по подготовке Федерального закона "О рекламе".
Практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, а также
анализ рекламной деятельности в Российской Федерации свидетельствовали об
актуальности принятия специального Федерального закона. При его
разработке было использовано рекламное законодательство стран Европы, США,
Канады, Бразилии и практика его применения. Проект рассматривался на
Межведомственном совете по делам потребителей при ГКАП России, Коллегии
ГКАП России, а также прошел экспертизу в Департаменте конкурентной и
потребительской политики Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР), получив одобрительные оценки.
В разработке участвовали специалисты МВД, Минздравмедпрома,
Госстандарта России, Роскомторга, Судебной палаты по информационным спорам
при Президенте Российской Федерации, Международной конфедерации обществ
потребителей, представители Ассоциации работников рекламы, юристы-эксперты
средств массовой информации и др.
Принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом Российской
Федерации Закон состоит из пяти разделов, 33 статей, в которых определены
основные положения, общие и специальные требования к рекламе на территории
Российской Федерации, права и обязанности субъектов рекламной
деятельности, ответственность за ненадлежащую рекламу, а также система
государственного и общественного контроля за рекламной деятельностью.
Закон определяет правовые основы отношений по созданию и распространению
рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение
ненадлежащей рекламы. Он имеет основной целью обеспечение условий
рекламной деятельности, отвечающих интересам общества, потребителей
рекламы, рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей.
В частности, Закон устанавливает важнейшие требования, предъявляемые
к рекламе (добросовестность, достоверность, этичность), определяет
особенности рекламы в электронных и печатных средствах массовой
информации, наружной, транспортной рекламы. Устанавливаются определенные
ограничения и особые требования при рекламе отдельных видов товаров,
работ, услуг алкоголя, табака, оружия, медикаментов, а также финансовых,
страховых, инвестиционных услуг. Предусмотрены нормы по защите интересов
несовершеннолетних при рекламе детских товаров, а также по созданию и
распространению социальной рекламы.
Так, например, нормы по рекламе алкоголя и табака, содержащиеся в
Федеральном законе "О рекламе", включают сбалансированный с точки зрения
интересов потребителей, рекламодателей, рекламопроизводителей и
рекламораспространителей комплекс ограничений по месту, времени и способам
подачи. Они содержат конкретный механизм контроля и ответственности за
несоблюдение рекламного законодательства, а также ликвидируют пробелы,
имеющиеся в действующем законодательстве в части отсутствия ограничений
рекламы алкоголя и табака на улицах, транспорте, в печатных изданиях
(кроме СМИ), в организациях и пр. Тем самым устраняются
несбалансированность и декларативность законодательства в отношении
рекламы алкоголя и табака, а также неурегулированность вопросов
обеспечения добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей при
производстве и распространении рекламы.
Анализ зарубежного рекламного законодательства показывает, что
интересы государственного регулирования рекламной деятельности
сосредоточены, прежде всего, в сфере обеспечения добросовестной
конкуренции и защиты прав потребителей. Именно поэтому ГКАП России не
только выступил инициатором и головным разработчиком российского
рекламного законодательства, но и предложил определить Комитет в качестве
ведущего федерального органа исполнительной власти, контролирующего
рекламную деятельность. Порядок государственного и общественного контроля,
установленный Законом, положительно зарекомендовал себя на практике в
рамках реализации антимонопольного и потребительского законодательства.
При этом реализация Закона не требует дополнительных бюджетных трат в
части создания специальных федеральных органов исполнительной власти либо
увеличения штатов действующих.
Законом также предусмотрены определенные права и полномочия
государственных структур, контролирующих деятельность средств массовой
информации, охрану здоровья населения, безопасность движения (транспортная
реклама). Определены права местных органов по контролю за рекламной
деятельностью в регионах, а также органов общественного контроля и
саморегулирования рекламной деятельности.
Установлены санкции за отказ от исполнения решений (предписаний)
органов, контролирующих рекламную деятельность.
Полномочия судебных органов, предусмотренные в Законе, полностью
соответствуют базовым нормам гражданского и гражданско-процессуального
законодательства российской Федерации. Вместе с тем принятие Закона
потребовало внесения дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное
законодательство.
Таким образом, Закон содержит все необходимые правовые механизмы для
реализации его на практике.
6. ПОНЯТИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ
Реклама в Internet – это инструмент, использование которого является
необходимым условием для успеха и популярности любого Интернет-ресурса,
для эффективного создания и поддержания имиджа компании или мероприятия,
для продвижения торговой марки на рынке и т. д.
Ее основные задачи: информирование и привлечение в качестве
посетителей представителей целевой аудитории Интернет-ресурса.
Цель: обеспечить устойчивый, растущий уровень продаж продуктов и
услуг компании владельца сайта.
В качестве методов Интернет – рекламы используются:
. баннерная реклама на коммерческих сайтах Интернета;
. коммерческие показы в ведущих баннерообменных сетях;
. регистрация в поисковых машинах и каталогах Интернета
. оптимизация WEB-сайта для роботов поисковых систем;
. e-mail реклама в специализированных почтовых рассылках;
. размещение информации в Интернет о конференциях, форумах, чатах, на
популярных новостных сайтах, досках объявлений и т. д.;
. организация системы обмена текстовыми ссылками.
Надо отметить, что если Вы создали прекрасный во всех отношениях веб-
сайт, разместили его на быстром и надежном сервере, Вы сделали лишь
полдела. Чтобы добиться успеха в сети, необходимо приложить немало усилий
для:
. привлечения посетителей на Ваш веб-сайт;
. поиска в сети покупателей для Вашей продукции/сервиса;
. создания (улучшения) в Интернете имиджа Вашей компании, ее продукции и
услуг.
В дальнейшем, в работе будут подробно рассмотрены виды рекламы в
Интернет и ее основные свойства.
7. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Баннерная реклама.
Наиболее распростпраненным видом рекламы в Интернет считается
Баннерная реклама. Баннерная реклама справедливо считается самым
популярным способом наращивания траффика (привлечения посетителей) веб-
страницы, средством привлечения новых клиентов, а также мощным
инструментом имиджевой рекламы в Интернете.
Как правило, баннер представляет собой прямоугольное графическое
изображение в формате GIF или JPG, хотя встречаются баннеры, созданные с
помощью JAVA, ShockWave и т.д. Баннер помещается на странице веб-издателя
и имеет гиперссылку на сервер рекламодателя.
В настоящее время не существует официально принятых стандартов по
размеру баннеров, хотя наиболее распространенным является размер 468х60
пикселей.
Первой вехой в стандартизации размеров баннеров стали рекомендации по
размеру баннеров предложенные Internet Advertising Bureau совместно с
CASIE (The Coalition for Advertising Supported Information &
Entertainment) (Приложение 6 Таблица 1.7..)
Так как необходимо, чтобы баннер загружался на страницу как можно
быстрее, существует ограничение на размер баннера в килобайтах. Так,
например, для баннера 468х60 максимальный размер обычно составляет 10 или
15 килобайт.
Баннеры выполняют роль рекламного щита в Интернете, который выполняет
две функции:
. служит рекламе и продвижению брэнда кампании, а также информированию о ее
продукции – все, кто увидел баннер на том или ином Интернет ресурсе,
считаются охваченными рекламной кампанией;
. является средством привлечения посетителей на электронное
представительство (сайт) рекламируемой компании. Все, кто зашел на
рекламируемый сайт по баннеру, считаются привлеченными посетителями,
которые в дальнейшем формируют целевую аудиторию ресурса.
Существуют три основные метода баннерной рекламы:
Использование специальных служб обмена баннеров (Banner Exchange
Services), которые обеспечивают показ ваших баннеров на других страницах
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|