усилия на достижение какой либо цели только тогда, когда будет уверен в
удовлетворении за этот счет своих потребностей. При анализе мотивации к
труду теория ожидания подчеркивает связь трех взаимосвязанных элементов
(Затраты труда-- результат труда, результат труда ---вознаграждение,
вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением).
- Теория справедливости – он считал, что на мотивацию человека в
значительной степени влияет справедливость оценки его текущей
деятельности и ее результатов. Если ч-к видит, что к нему подходят с той
же меркой, что и к другим он себя будет чувствовать удовлетворенным и
будет проявлять активность. Критерии оценки работника субъективны.
Необходимо иметь четкие критерии вознаграждения сотрудников и открыто
обсуждать вопросы с вознаграждением.
- Теория Портера – Лоулера - эта теория включает в себя элементы теории
ожидания и справедливости, 5-ть элементов:
1. Затраченные усилия
2. Восприятие затраченных усилий
3. Полученные результаты
4. Вознаграждения
5. Степень удовлетворенности.
Эта модель основывается на том, что мотивация- это функция потребностей,
ожиданий, восприятие работниками справедливого вознаграждения. П.Л. –
считает , что результативность труда порождает удовлетворенность трудом.
РОЛЬ КОМПЕНСАЦИИ В МОТИВАЦИИ.
Сторонники человеческих отношений утверждают, что важнейшее значение имеют
социальные потребности людей.
А сторонники теории научного управления (Тейлор) стоят на том, что
вознаграждение материального характера усиливает мотивацию .
Герцберг пришел к выводу, что большинство людей относят оплату
относят только к гигиеническим факторам. Бисевиористы считают , что деньги
в определенной ситуации могут служить мотивирующим фактором ( поведенческая
школа).
Маслоу считал, что з/пл, позволяет удовлетворить потребности
различного типа.
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
9 вопрос. Сущность и задачи инновационного менеджмента
Инновации - это результат творческого процесса в виде созданных новых
потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их
лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и
навыков. При этом важнейшим признаком инновации должна выступать новизна
его потребительских свойств.
Инновация возникает в результате использования результатов научных
исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса
производственной деятельности, экономических, правовых и социальных
отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах
деятельности общества.
Инновационный менеджмент - это процесс управления инновациями.
Причины появления инноваций:
1. Изменение спроса
2. Научно-технический процесс
3. Поведение конкурентов
4. Изменение в ресурсном обеспечении
Источники инвестиционных ресурсов:
1. Собственный капитал прибыль амортизация из себестоимости ( затраты на
освоение новой продукции из себестоимости
2. Заемные средства (кредиты, займы (банковские, ипотечные, коммерческие)
3. Привлеченные средства (-уставной капитал, - дополнительная эмиссия
акций)
Использование научных методов инновационного менеджмента является важным
фактором экономического развития страны, выживания и коммерческого успеха
любой организации.
Критериями эффективности инновационных процессов выступают экономические
параметры, которые позволяют соизмерить затраты на инновационную
деятельность и доходы от реализации инновационной продукции. Прибыльность,
доходность инновационных проектов выступает при этом не как цель, а как
важнейшее условие и результат осуществления инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное
функционирование всех внешних и внутренних элементов инновационного
проекта. Такое состояние инновационной системы называется гармонией.
Гармонизация в развитии инновационного проекта составляет основную целевую
задачу инновационного менеджмента.
Задачи инновационного менеджмента:
1. Разработка и согласование инновационных стратегий
2. Поиск новых идей стимулирования творчества
3. Составление бюджетов НИОКР
4. Оценка и отбор инноваций
5. Обеспечение эффективности организации инновационных процессов
Инновации успешны, если после их внедрения получают прибыль, если нет, то
неуспех. Инновации существуют при определенных условиях:
1) Инвестиционные условия: - наличие рискового (венчурного) капитала -
заемные средства, бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования
Инновации могут быть без инвестиций (смена руководства, организационные
изменения). Инвестиции могут быть без инноваций - инвестиции в ценные
бумаги.
2) Законодательные условия : - прямые (законы об авторском праве,
патентное право); - косвенные (система налогообложения)
3) Инфраструктурные условия: - все участники инновационного процесса должны
взаимодействовать
Вопрос Оценка и отбор инновационных проектов.
Понятие инновационного проекта. Два этапа оценки инноваций. Укрупненные
методы оценки: балльная оценка, оценка аналогового качества, оценочные
матрицы. Экономические методы оценки инноваций. Основные показатели
экономической оценки: чистый дисконтированный доход, рентабельность
проекта, внутренняя норма доходности. Финансовая устойчивость проекта.
Оценка риска инновационных проектов.
Проект- это некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми
результатами, обуславливающими способ ее решения.
Проект- это целая система, которая включает 3 взаимосвязанных элемента:
Замысел (задача) + Средства реализации (решение) + Цели реализации
(результат)
Понятие ИП может рассматриваться в нескольких аспектах:
*как совокупность мероприятий для достижения инновационных целей, *как
процесс осуществления инновационной деятельности, *как пакет документов,
обосновывающих и описывающих инновационные мероприятия, *как, ограниченное
во времени, целенаправленное изменение отдельной системы, связанное с
разработкой, созданием и использованием инноваций различного характера для
более полного удовлетворения потребностей и получения на этой основе
прибыли.
Оценку ИП-в осуществляют в два этапа:
1. предварительными методами оценивают концепцию и выбирают
наиболее перспективные инновации
2. осуществляется экономическая и финансовая оценки и выбирается
наиболее эффективный ИП.
Балльная оценка инноваций
Начинается с определения оценочных критериев: цели и стратегии фирмы,
рыночные критерии, научно-технические критерии, финансовые критерии,
производственные критерии, внешние и экономические критерии.
Методы балльной оценки: Простая качественная оценка(экспертная оценка
инноваций на уровне «хорошо-плохо»). Каждому критерию присваивается ранг
«хорошо-плохо», далее выбирается наиболее перспективный проект, который
набрал наибольшее количество хороших рангов. «+» простота «-»
субъективность оценки и ненаглядность.
Простая количественная оценка (введение количественных характеристик рангов
и удельного веса критериев оценки). Общий балл определяется как сумма веса
критерия умноженного на числовую характеристику ранга. «+»простота и
количественная характеристика инноваций «-» субъективность
Вероятностная оценка (включает вероятность наступления соответствующих
событий и позволяет снизить риск получения недостоверной оценки). Средний
балл определяется как сумма рангов, скорректированная на вероятность их
достижения и умноженная на удельный вес критерия. «+»учет внешних и
внутренних факторов «-» субъективность
Сложная количественная оценка (отличается от простой количественной учетом
фактора времени)
Так как значения рангов по отдельным критериям могут не совпадать в
различные периоды времени, то при использовании этого метода ранги по
каждому ИП-ту определяются отдельно по каждому периоду времени. Общий балл
рассчитывается как сумма рангов, скорректированная на соответствующий
поправочный коэффициент (коэффициент дисконтирования) и умноженная на
удельный вес критерия.
«+» учет фактора времени «-» субъективность.
Оценка аналогового качества - Аналоговая оценка основана на экспертных
балльных оценках.
Сравниваем продукцию с ее аналогом. Выбираем сравниваемые характеристики.
Присваиваем им значимость. Для оценки аналога и новой продукции применяется
количественная шкала от 0 до 10. Балльная оценка сравнительного качества
определяется как сумма отношений характеристик новой продукции и аналога и
умноженная на значимость.
Оценочные матрицы Позволяют определить соответствие инноваций ресурсным
возможностям предприятия. Строится матрично-ресурсная модель, которая
помогает выявить излишек или недостаток ресурсов и оценить обеспеченность
отдельных работ ИП-та соответствующими ресурсами.
Экономические методы оценки инноваций
Эффект- это результат , являющийся следствием каких либо причин, действий.
Эффективный проект- при реализации которого достигается определенная цель
(полезный результат). Эффект: научный, технический, организационный,
социальный, экономический. Экономический эффект- абсолютная величина того
результата, для достижения которого ведется производство, осуществляются
капитальные вложения, внедряется новая техника.
Эффект= Результаты-Затраты Эффективность= Эффект\ Затраты
Основные показатели экономической оценки (отражающие соотношение затрат и
результатов применительно к участникам ИП-та)
Чистый дисконтированный доход – это накопленный дисконтированный эффект за
расчетный период
T
ЧДД= S Эt * ?t
t=0
?t –коэффициент дисконтирования , Эt- эффект в t-тый период реализации ИП-
та
Т- продолжительность расчетного периода
Ставку дисконтирования следует принимать как минимально приемлемый или
желаемый уровень дохода от инвестиций в ИП-ты или не менее ставки
размещения свободных денежных средств на депозит (или по норме
рентабельности).
ЧДД> 0 ИП-т эффективен ЧДД<0 ИП-т неэффективен (
Чем больше значение ЧДД, тем эффективнее является проект. ЧДД обладает
свойством аддитивности (т.е. его значение можно суммировать по различным ИП-
там)
Внутренняя норма доходности – такая ставка дисконтирования, при которой
приведенная стоимость будущих денежных поступлений равняется приведенной
величине капиталовложений.
Е=Евн , при которой ЧДД=0
ВНД определяется в процессе расчета и сравнивается с требуемой инвестором
нормой дохода на вкладываемый капитал.
Евн > Етр – ИП эффективен Евн < Етр – ИП неэффективен
ВНД находится из равенства:
Т + t
Т t
S (Рt – Зt) / (1 + Евн) = S Kt /
(1 + Евн)
t=0
t=0
ВНД может определяться методом подбора или используя формулу табулированных
значений дисконтирующих множителей, которая применяется при следующих
условиях: если Е1<Е2, (Е1,Е2) f = ЧДД(Е) меняет свой знак на
противоположный, то ВНД = Е1 + (ЧДД (Е1) \ ЧДД (Е1)- ЧДД (Е2)) * (Е2-Е1)
Финансовая оценка ИП (коммерческая эффективность)
КЭ определяется соотношением финансовых затрат и результатов,
обеспечивающих требуемую норму доходности. Выделяют 3 вида деятельности:
операционная (все, что связано с выпуском продукции): доходы от реализации,
платежи за сырье и материалы, постоянные издержки и др.; инвестиционная
(обеспечение операционной деятельности): доходы от инвестиций в ценные
бумаги, продажа активов, увеличение оборотного капитала, приобретение
основного капитала и др.; финансовая (средства реализации операционной и
инвестиционной деятельности): собственный, заемный капиталы, погашение
долга, выплата дивидендов и др.
Показатели КЭ: 1) Поток реальных денег- разность между притоком и оттоком
денежных средств от операционной и инвестиционной деятельности в каждый
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|