(кач-во, стоимость).
3) Выбор альтернатив решения проблемы.
4) Оценка альтернатив - выбрать из предложенных альтернатив лучшую. Способы
оценки: а. Простая качественная оценка, б. Простая количественная оценка,
в. Вероятностная оценка, г. Сложная количественная оценка (+фактор
времени.), д. Экономическая оценка.
5) Принятие решения
6) Реализация решения. Реальная ценность решения становится очевидной
только после его осуществления.
7) Контроль реализации решения
8) Наличие обратной связи. Измерение и оценка последствий решения или
сопоставления фактических результатов с теми, которые руководитель
надеялся получить. Обратная связь - т.е. поступление данных о том, что
происходило до и после реализации решения -позволяет руководителю
скорректировать его, пока организации ещё не нанесено значительного
ущерба.
Методы принятия решений.
1. Моделирование. Модель – это изображение определенного реального предмета
или ситуации.
Существуют три типа моделей:
. описательные – изображают предмет или ситуацию, показывая нам, как они
выглядят.
. аналоговые – изображают предметы или ситуации, заменяя различные реальные
элементы другими, отличающимися формой или свойствами
. символьные – изображают различные свойства и элементы ситуации символами
(математическая модель в форме уравнений)
Модели могут служить самым различным целям управления, помочь менеджеру
представить себе общие перспективы конкретной ситуации.
2. Дерево решений - это модель, представленная в графической форме. На
график наносятся все шаги, которые необходимо рассмотреть, оценивая
различные альтернативы. Дерево решений – это графическая схема того, к
какому выбору в будущем приведет нас принятое сегодня решение.
3. Принцип безубыточности - этот метод является другим примером модели,
помогающим определить, какой объем выпуска продукции принесет прибыль, а
какой – убытки. Он заключается в определении такого объема выпуска, при
котором общие издержки равны общим доходам.
Типы условий при принятии решений:
1) Состояние уверенности – менеджер знает точно, каков будет результат,
если будет принято и осуществлено то или иное решение.
2) Состояние неуверенности – менеджер не имеет информации, которая могла бы
помочь предсказать исход осуществления решения.
3) Состояние риска – менеджер имеет достаточно информации. Элемент же риска
существует в любой ситуации.
4 вопрос. Процессуальные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации – анализирует как человек распределяет
усилия для достижения целей, как выбирает конкретный вид поведения. Эти
теории не оспаривают существование потребностей, но поведение людей
определяется не только потребностями.
Имеется 3-и основных процессуальной теории мотивации:
ТЕОРИЯ ОЖИДАНИЯ В.Врум
Основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на
достижение какой либо цели только тогда, когда будет уверен в
удовлетворении за этот счет своих потребностей. При анализе мотивации к
труду теория ожидания подчеркивает связь 3-х взаимосвязанных элементов:
= (Затраты труда - результат труда) * (Результат труда – вознаграждение) *
(Вознаграждение - удовлетворенность вознаграждением)
Если значение любого из этих трех элементов для определения мотивации мало,
то будет слабая итоговая мотивация и низкие результаты труда.
ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ Дж.Адемса.
Он считал, что на мотивацию человека в значительной степени влияет
справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов. Если
человек видит, что к нему походят с той же меркой, что и к другим - он себя
будет чувствовать удовлетворенным и будет проявлять активность.
Д инд. = Д другие
З инд. З другие
МОДЕЛЬ Портера- Лоулера
Эта теория включает в себя элементы теории ожидания и справедливости.
5 элементов: *Затраченные усилия; *Восприятие затраченных усилий;
*Полученные результаты; *Вознаграждения; *Степень удовлетворенности
вознаграждением.
Эта модель основывается на том, что мотивация – это функция потребностей,
ожиданий, восприятие работниками справедливого вознаграждения, т.е.
результативность труда работников зависит от приложенных им усилий,
характер особенностей его возможен, а так же оценки им своей роли. Объем
затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и
уверенности в том, что она будет получена.
Результативность труда порождает удовлетворенность трудом.
5 вопрос. Механизм управления: цели, принципы, функции, методы.
ЦЕЛЬ- это декларация о требуемом результате. Цель управления – это
желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.
Успех организации зависит от четко поставленной цели. Постановка цели на
предприятии очень важна и для менеджера.
При проектировании цели организации необходимо учитывать и проводить
согласование:
- цели организации и общества
- цели и задачи подразделений отдельных участников с целями организаций в
целом.
- цели должны быть согласованы по горизонтали и вертикали.
Кроме того цель которую ставим, должна не вызывать конфликтов на
предприятии. Согласование с интересами всех тех, кто имеет отношение к этой
цели и индивидуальными ценностями обязательно.
Неудачи управления по целям: нельзя подстраивать организацию под
способности конкретных людей надо создавать ее как инструмент для
достижения четко обозначенных целей и подбирать людей способных обеспечить
достижение этих целей.
Вопросы учитываемые при формировании цели:
1.Общие размеры предприятия /концерн/, 2.Роль отрасли /тяжелое
машиностроение/, 3.Рост доходов и выплат, 4.Возврат инвестиций,
5.Занимаемая доля рынка, 6.Качество товара, 7.Уровень качества обслуживания
клиентов, 8.Степень диверсификации, 9.Сопоставимость цен.
Цели должны быть достижимыми и реальными, перспективными и конкретными,
комплексными, но в то же время специфическими , глобальными, но в тоже
время достижимыми.
ЗАДАЧИ – это конкретизация цели - задача должна описывать, что и когда
должно быть сделано, не вдаваясь в детали что и почему, - з. должна
отвечать непосредственно целевому назначению и функциям обязанностям
данного подразделения и его непосредственных начальников, - з. должна быть
понятна всем, - з. должна быть реальной и достижимой , но не легкой /1ччас
труда/, - з. должна быть реализуемой, - з. должна совпадать с интересами
исполнителей и не вызывать серьезных конфликтов в организации, - задача
должна фиксироваться в письменном виде, - з.должна быть согласована в
личной беседе с подчиненным.
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ- правила, которыми руководствуется организация для
достижения своих целей (принципы управления Файоля)
14 принципов управления Анри Файоля :
1. Разделение труда – специальные работы для эффективного использования
рабочей силы.
2. Власть и ответственность – Каждому рабочему должны быть делегированные
достаточные полномочия для того чтобы нести ответственность и иметь
соответствующую власть для реализации поставленных целей и задач.
3. Дисциплина – на любое нарушение необходимо реагировать.
4. Единство распоряжения - работник получает распоряжение и отчитывается
перед непосредственным начальником.
5. Единство дирекции – все действия имеющие одинаковую цель должны
объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
6. Подчиненность индивидуальных интересов общин.
7. Вознаграждение персонала - справедливое вознаграждение за труд как
моральное так и материальное.
8. Принцип справедливости – установленные правила и соглашения должны
проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях организации.
9. Принцип централизации подразумевает два момента :
- естественный порядок в организации достигается если есть один
управляющийся центр.
- лучшие результаты в организации достигаются примерно выбранной пропорции
между централизацией и дицентрализацией.
10. Принцип скалярной цепи – это не разрывная цепь команд по которой
передаются все распоряжения и осуществляются все коммуникации между
всеми уровнями иерархиями.
11. Принцип порядка- каждый работник на своем рабочем месте и каждое место
для конкретного работника.
12. Стабильность пребывания персонала – в должности, считал , что текучесть
кадров снижает эффект производства
13. Принцип инициативности – поощрение работающих к выработке независимых
суждений в границах делигированных им полномочий и выполняемых работ.
14. Принцип корпоративности духа – гармоние интересов и персонала
организации , которая обеспечивает единство усилий.
Принципы управления 90-х годов (ориентированны на человеческий фактор):
- Ответственность, как обязательное условие успешного менеджмента.
- Лояльность к работающим.
- Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей рабочего
(обмен опытом, обсуждение задач и т.д.).
- Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих
результатах.
- Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
- Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворённость в работе.
- Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по
горизонтали.
- Умение слушать всех с кем сталкивается в своей работе менеджер
(исполнителей, руководителей, покупателей, поставщиков) и реагировать на их
высказывания.
- Этика бизнеса.
- Честность и доверие к людям.
- Опора на фундаментальные основы менеджмента: - качество, - затраты, -
сервис, - нововведения, - контроль ресурсов, - управление персоналом.
- Видение организации, т.е. чёткое представление о том, какой она должна
быть: миссия, философия, стратегия и т.д.
- Качество личной работы и её постоянное совершенствование.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Ф.управления – это конкретные виды управленческой деятельности основанные
на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующиеся
определенной однородностью сложностью и стабильностью воздействий на объект
и субъект управления.
Функции принято разбивать на 2-е классификации :
по этапам –планирование (Планирование - процесс выбора целей и решений,
необходимых для их достижения. Это важнейшая функция управления. Виды
планирования: стратегическое; тактическое; оперативное.) —организация
(конкретная деятельность по осуществлению плана) —мотивация (это процесс
побуждения себя и других к действию (деятельности) для достижения личных
целей и целей организации)—координация (это создание условий для выполнения
работ действительно необходимых для реализации целей организации)—контроль
(это процесс, обеспечивающий достижение целей организации) - анализ
по объектам
|Общие |Объекты |Специфич. Ф-ции |
|функции |упр-я | |
|Планирова|Персонал|Подбор и |
|ние | |расстановка |
| | |кадров |
|Организац|производ|Организ-я |
|ия |ство |произ-вом |
|Мотивация|финансы |Система |
| | |стимулирования |
|Координац|маркетин|Бух. Учет |
|ия |г |/финансовый |
| | |анализ/ |
|Контроль |НИОКР |-«-«-«-«- |
МЕТОДЫ управления - это совокупность способов и приемов, используемых
менеджерами для выполнения своих функций и достижение намеченных целей.
Группы методов:
Организационно-распорядительные - основаны на принуждение и на подчинение
Вам одного человека другому / инструкции и т.д./
Классифицируются на 3-и группы :
*самонормирование /норм, стандартов, правил/, * регламентирование, *
инструктирование /инстркции/
Экономические методы воздействия- основаны на экономических стимулах,
интересах людей и организации в целом.
Социально- психологические – основаны на убеждении /субъект управления
достигает намеченной цели/. Уверенность в себе, манипулирование людьми,
гордость и причастность, осознание собственной роли в компании.
Классификация методов управления по способам и приемам воздействия. Этапы
/метода/
Моделирование
*постановка задачи, *модели – контруирования, *теоритический или
эксперементальный анализна достоверность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|