реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности

реферат
чень важную роль играет принцип научной обоснованности право-творчества. Он не сводится к участию в правотворчестве (пусть даже не на всех стадиях) представителей науки, как это иногда определяет-ся Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - М., 2000. - С. 296.. Научная обоснованность правотворчества включает в себя не-сколько компонентов: необходимость изучать объективные потребности при принятии каждого акта, практику применения дей-ствующего права, правильно избирать метод правового регулирова-ния, структуру размещения правового материала, учитывать возмож-ные близкие и перспективные последствия принятия этого акта и т.д. Прежде всего, необходимо по возможности четкое планирование правотворческой деятельности. Правотворчество - сложный и труд-ный процесс, оно не терпит ненужной поспешности. Далее, издание нормативно-правовых актов должно основывать-ся на четком и достаточно полном представлении участниками пра-вотворческого процесса (особенно групп разработчиков проектов) о действенной необходимости нормативно-правового регулирования (или его изменения, прекращения) соответствующих отношений, хо-рошем знании социально-экономической, политической и иной об-становки в стране, регионе, муниципальном образовании Поленика С.В. Качество закона и эффективность законодательства. -- М., 1993. - С. 7.. При этом правотворчество должно осуществляться с учетом уже имеющегося опыта нормативного регулирования, практики примене-ния, исполнения и соблюдения соответствующих правовых норм. Можно и полезно изучать опыт регулирования аналогичных отношений, включая и зарубежный опыт Алексеев А.И., Ястребов В.Б. Профессия -- прокурор (введение в юри-дическую специальность). -- М., 1998. -- С. 130..

Принцип профессионализма предусматривает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов определенных областей общественной жизни, которые имеют соот-ветственную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания. При этом следует особо подчеркнуть целесообразность и необходи-мость непосредственного участия ученых и, прежде всего, ученых-юри-стов в разработке и экспертизе законопроектов и проектов других нор-мативных правовых актов. Должная отдача от участия в правотворчестве высококвалифици-рованных профессионалов - ученых и практиков возможна лишь при хорошей организации данного дела Мурашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. -- 2001. -- № 2. -- С. 88..

Принципы системности и согласованности подразумевают после-довательность при осуществлении правотворчества, обязательное со-ответствие каждого нормативного акта нормам Конституции РФ, иным законам и международно-правовым актам, ратифицированным Российской Федерацией Бессарабов В. Г. Законодатель -- это профессия. -- Барнаул. 1995. -- С. 6-9.. В действующей Конституции нашего госу-дарства этот принцип отражается в ч.1 ст.15, гласящей, что Консти-туция РФ имеет высшую юридическую силу, пря-мое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в современ-ной России, не должны противоречить Конституции РФ. А ч.4 этой статьи определяет, что «...общепризнанные прин-ципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой сис-темы. Если международным договором Российской Федерации уста-новлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применя-ются правила международного договора».

Доктор юридических наук, профессор Р.В. Васильев выделяет так-же принцип постоянного развития и своевременного осуществления пра-вотворчества Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии: Научно-прак-тическое пособие. -- М., 2000. -- С. 20.. Данный принцип является непременным условием правотворчества, адекватного потребностям общества и государства. Он находит свое выражение в результате постоянно возникающей потребности нормативного правового регулирования одних отноше-ний, изменения регулирования других, отмены такого регулирования третьих. Его соблюдение в ходе законодательного процесса и в про-цессе всего правотворчества в значительной мере определяет возмож-ность решения задач прогрессивного развития общества и государства. В свою очередь, нарушение принципа постоянного развития и свое-временного осуществления правотворчества влечет за собой неблаго-приятные последствия.

Кроме отмеченных принципов в деятельности органов прокурату-ры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный, предметный и предметно-зональный принципы. Распреде-ление обязанностей в структурных подразделениях органов прокура-туры различных уровней обычно осуществляется в соответствии с эти-ми принципами.

В приказах Генерального прокурора РФ выбор того или иного принципа организации работы прокуратуры субъекта Федерации, городской (районной) прокуратуры жестко не ограничен. Важно, насколько адекватно избранный принцип отвечает штатной численности, профессиональной подготовке кадров и поставленным перед прокуратурой задачам. Распределение обязанностей работников прокуратуры закрепля-ется в форме приказа, который в данном случае представляет собой нормативный акт руководителя прокуратуры, регламентирующий ос-новные вопросы организации и деятельности прокуратуры.

1.3 Участники и иерархия правотворческой деятельности

Вся совокупность правовых норм, имеющих неравную юридичес-кую силу, подчиняется принципу иерархии. Иерархия норм и принцип их соподчиненности дают возможность определить место этих норм и их роль в системе права, упростить про-цесс согласования и преодоления коллизий, что необходимо для фун-кционирования системы Буше Сильнье Ф. Практический словарь гуманитарного права / Пер. с фр. - М., 2004. - С. 145.. Место, занимаемое нормой в иерархии, зависит от статуса издав-шего эту норму органа - нормативно-правовые акты действу-ют в единой иерархической системе, построенной в соответствии с иерархией органов власти, связанной с государственным устройством страны. Чем выше положение органа власти, издавшего акт, в иерархичес-кой системе этих органов, тем больше юридическая сила его актов. Из этого правила есть одно исключение, установленное в Конституции РФ в соответствии с федеративным устройством нашей страны. Согласно ч.4 ст.76 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного веде-ния Федерации и ее субъектов, субъекты Федерации осуществляют соб-ственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. А согласно ч.6 ст.76 Конституции РФ, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным пра-вовым актом субъекта России, изданным в соответствии с ч.4 ст.76 Конституции РФ, действует правовой акт субъекта РФ. Во всех же других случаях акты субъектов России должны соответствовать актам федеральных органов Конституция Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3 и 5 ст. 76..

Система нормативных правовых актов Российской Федерации ус-танавливается Конституцией страны, другими законами, указами Президента, а также постановлениями Правительства и иных феде-ральных органов исполнительной власти. В субъектах РФ система нормативных актов устанавливается конституци-ями, уставами, иными законами субъектов Федерации, актами выс-ших и центральных органов исполнительной власти.

Правотворчество в Российской Федерации осуществляется в со-временный период на различных уровнях - федеральном, региональ-ном (субъектов Федерации) и муниципальном. В зависи-мости от иерархического уровня правотворчество можно подразделить на следующие виды: федеральное правотворчество; региональное правотворчество; муниципальное правотворчество.

К субъектам правотворческого процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание того или иного норматив-ного акта, в том числе и закона. В их число могут входить государ-ственные органы, должностные лица, граждане, политические партии, общественные организации и т.д. Кроме того, есть иные субъекты правотворческого (законодатель-ного) процесса, участие которых в законодательной деятельности на-прямую зависит от их свободного выбора собственного поведения (его вида и меры) Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -- М., 1997. - С. 131.. Так, граждане, принимая решение участвовать или не участвовать в референдуме -- всенародном голосовании, посредством которого принимается государственное решение, основываются на праве, зак-репленном в конституциях и других законах. Как правило, в референ-думе имеют право участвовать все лица, обладающие активным изби-рательным правом.

Все субъекты могут быть разделены на следующие группы: 1) в обязательном порядке участвующие в правотворческом (зако-нодательном) процессе - чье участие в законодательном про-цессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства: парламент (его депутаты), палаты, комитеты, ко-миссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до его опубликования; 2) участвующие в нем в силу специфики конкретного нормативного акта (закона) - чье участие в создании какого-то нормативного акта связано со спецификой конкретного правотворческо-го процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (кон-ституция, поправки к ней), важностью общественных отношений, подле-жащих регулированию (например, расходование федерального бюджета), процедурой принятия закона (референдум), особенностями сферы деятель-ности государства и общества (реализация законодательной инициативы высшими судебными органами по вопросам их ведения).

Все субъекты правотворческого (законодательного) процесса: 1) участвуют в этом процессе в силу своих полномочий (прав и/ или обязанностей), установленных, как правило, Конституцией и при-нятыми в соответствии с ней иными законами; 2) совершают в рамках названного процесса действия, всегда взаи-мосвязанные, взаимообусловленные выполнением другими субъекта-ми процесса возложенных на них полномочий, т.е. действия, пред-принимаемые субъектами, в полной мере приобретают логическую оправданность, значимость и целесообразность только при заверше-нии всего процесса в целом; 3) действуют в рамках нормативно определенных процедур, вызы-вающих юридически значимые последствия; 4) действуют с целью создания нормативного акта (закона) Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии: Научно-прак-тическое пособие. -- М., 2000. -- С. 60-61..

Федеральное правотворчество. Конституция Российской Федерации в ч.1 ст.104 определяет, что право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, чле-нам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правитель-ству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Рос-сийской Федерации, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Всего в современной Российской Федерации 723 субъекта права законодательной инициативы, а в США, к примеру, правам законо-дательной инициативы обладают только 532 члена Палаты предста-вителей и Сената.

Законодательная инициатива -- это внесение законопроекта в за-конодательное учреждение в соответствии с установленной процеду-рой Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. -- М., 1997. - С. 105.. Это первая стадия законодательного процесса. Мировой опыт свидетельствует, что субъектами законодательной инициативы является исчерпывающий круг лиц, перечень которых обычно определяется законом. Только определенные органы государ-ства объективно по своему положению способны установить необхо-димость принятия нормативных правовых актов в соответствии с це-лями, которые стоят перед государственной властью.

Полномочия в области законодательной деятельности у Президента Российской Федерации довольно обширны. Он обладает правом законодательной инициативы, правом вето, а также подписы-вает и обнародует законы. Согласно ст.104 Конституции России Президенту РФ принадле-жит право законодательной инициативы, причем Президент РФ мо-жет инициировать рассмотрение не только обычного законопроекта, но и внести предложение о поправках и пересмотре положений Кон-ституции страны (ст.134 Конституции РФ). Важные полномочия закреплены за главой российского государ-ства и на других этапах законодательного процесса. К полномочиям Президента России, связанным с изданием и от-меной подзаконных актов, относится в первую очередь право изда-вать указы и распоряжения. В Основном законе России (ч.3 ст.90) отмечено, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указами главы российского государства оформляются, как прави-ло, решения нормативного и индивидуального характера, а распоря-жениями -- решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента. Указы и распоряжения Президента России обязательны для испол-нения на всей ее территории. Будучи изданы в пределах компетенции РФ, акты Президента РФ имеют прямое действие и не нуждаются в каком-либо одобрении (ра-тификации) законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации.

Конституция РФ и законодательство не содержат критериев, раз-граничивающих, по каким вопросам законодательная инициатива должна осуществляться по преимуществу Президентом РФ, а по каким - Правительством РФ. Не исключена их совместная законодательная инициатива, равно как и совместная законодательная инициатива других ее субъектов.

Правительству Российской Федерации для осуществления его полно-мочий предоставлено право законодательной инициативы по всем воп-росам, включая изменение Конституции РФ. Законопроекты, подго-товленные от имени Правительства, вносятся в Государственную Думу только по его решению. Лишь Правительство может вносить законо-проект о государственном бюджете. В Правительство направляются все законопроекты и поправки к ним, поступающие в палаты Феде-рального Собрания, и оно вправе направлять в Совет Федерации и Государственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые за-конопроекты и предложения об их изменениях. Эти отзывы Прави-тельства подлежат обязательному оглашению в Совете Федерации и Думе (обычно -- на заседаниях соответствующих комитетов, готовя-щих к слушанию законопроекты). Акты Правительства подписываются его Председателем. Порядок их публикации установлен Указами Президента РФ от 23 мая 1996 г. и от 13 августа 1998 г. Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1996. -- № 22, - Ст. 2663; 1998. - № 20. - Ст. 2242. Публикация должна состояться в «Российской газете» в течение 10 дней после подписания акта. Акты Правительства РФ могут быть опубликованы, кроме того, в иных изданиях, доведе-ны до сведения населения по телевидению, иными средствами массо-вой информации. Акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания или опубликования, но если они затрагивают права и обязанности чело-века и гражданина - не ранее дня их официального опубликования. Такие акты подлежат государственной регистрации. Акты министерств и ведомств могут иметь нормативный характер, но если такие акты затрагивают права, свободы и обязанности чело-века и гражданина, устанавливают правовой статус общественных объединений, имеют межведомственный характер, они подлежат обя-зательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Оно проверяет их на предмет соответствия законам, актам вышестоящих органов. Лишь после этого они подле-жат регистрации (о чем указывается в самом акте) и обязательному обнародованию (публикуются, в частности, в «Российской газете»). Такие акты имеют форму приказов, постановлений, инструкций, разъяснений о применении того или иного закона, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ (в сфере ведения министерства) и подписываются руководителем министерства (ведомства).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.