сновным определяющим фактором качества правового акта явля-ется его юридическая сила. Это самый четкий определитель места пра-вового акта в иерархической лестнице законодательной системы. Ме-сто конкретного правового акта по соотношению с другими правовыми актами определяют его правовое положение в случае возникновения противоречий между ними.Юридическая сила правовых актов, как указывают в своей работе «Правовые акты» Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская, выражается в следующем: в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции Российской Федерации; в строгом соответствии установленной Конституцией РФ и за-коном официальной классификации; в признании обязательности соподчиненности между видами актов (Конституция - закон - указ - постановление - распоряже-ние - приказ и т.д.); в установлении иерархической соподчиненности актов государ-ственных органов, занимающих более высокое и более низкое место в государственной системе; в определении оснований и рамок принятия того или иного пра-вового акта, его основного содержания; в признании правового акта, нарушающего установленные юри-дические зависимости, нарушающим законность и теряющим юри-дическую силу. Для этого существует набор специальных средств: при-остановление, оспаривание, признание акта недействительным, отмена, признание утратившим юридическую силу самого акта.Классификация правовых актов по их юридической силе, сложив-шаяся в теории права, выглядит следующим образом:по силе правовых актов -- Конституция РФ; конституционные и федеральные законы; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; акты министерств, служб, агентств, ведомств и пр.; по субъектам, их издавшим -- правовые акты РФ; правовые акты субъектов РФ; правовые акты органов местного самоуправления; правовые акты ведомств, органов государственного контроля хозяйствующих субъектов и пр.В иерархической лестнице нормативных правовых актов верховен-ствующее положение занимает Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным законом государства и вершиной правовой системы. Ее нормы первичны для любых правовых актов, т.е. являют-ся исходными основополагающими для нормотворчества. Никакие законы не могут отменить ее или быть равными ей. Конституция - это базовый документ, на котором строится все остальное законода-тельство, составляющее правовую систему.Вторым по юридической силе нормативным правовым актом в правовой системе является Федеральный конституционный закон. Он регулирует наиболее важные общественные отношения и основные институты права: государственное устройство, народовластие, феде-ративные отношения. Федеральный конституционный закон прини-мается в особом порядке, по проблемам принципиального значения, обладает высшей юридической силой. Эти законы развивают и конк-ретизируют положения Конституции РФ, являются соединяющим звеном с текущим законодательством. Они не могут противоречить Конституции Российской Федерации.Наиболее часто издающимся, оперативно регулирующим право-отношения является Федеральный закон. Это нормативно-правовой акт, обладающий всеми перечисленными признаками для правовых актов нормативного характера, регулирующий общественные отно-шения. Являясь актом текущего законодательства, он издается по воп-росам исключительного ведения России и ее совмес-тного ведения с субъектами Федерации. Предписания, устанавливающие общие нормы, не всегда реализу-ются. Однако во всех случаях юридическая возможность такой реали-зации существует. Исходя из того, что нормативные правовые акты носят публичный характер, согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ пред-писания подлежат опубликованию в целях доведения содержания вла-стного поведения до широкого круга лиц. Неопубликованные законы не могут применяться.Другой большой группой актов, регулирующих общественные от-ношения, являются подзаконные акты. Как правило, это результат правотворческой деятельности органов исполнительной власти и ор-ганов местного самоуправления при осуществлении ими властных полномочий.Отличительной особенностью подзаконных актов является то, что они: издаются при осуществлении властных полномочий; носят офици-альный характер; имеют подзаконный характер, но все они издаются на основе или во исполнение закона; выражают волю исполнительно-го органа; должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предусмотренными правилами и в пределах компетенции; издаются не от лица государства, а от имени исполнительного органа, но выража-ют государственную волю; влекут правовые последствия.Подзаконные акты выносятся в виде: постановления -- решения, имеющего нормативный характер; распоряжения -- решения по опе-ративным и текущим вопросам. Но могут иметь и иные формы.Правовые акты органов местного самоуправления также относят-ся к подзаконным актам. Юридическая сила правовых актов предста-вительных органов местного самоуправления более высока, чем юри-дическая сила правовых актов иных органов местного самоуправления и актов должностных лиц.Правотворческий процесс, равно как и зако-нотворческий, в силу своей специфики требует активных действий со стороны субъектов этого процесса. Поэтому не случайно, что ст.9 За-кона о прокуратуре названа следующим образом: «Участие в правотвор-ческой деятельности». В названной статье действующего Закона о прокуратуре определено, что прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обла-дающие правом законодательной инициативы, соответствующего и ни-жестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об от-мене или о принятии законов и иных нормативных актов только «...при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов» Комментарии к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федера-ции». -- М, 1996. - С. 36. То есть, говоря о правотворческой деятельности, необходимо иметь в виду, что она возможна при наличии мотива, предмета и объекта пра-вотворчества.Мотив правотворчества делает возможным уяснение его объекта, указывает на предмет и является толчком для начала правотворческих процедур. Отсутствие мотива делает правотворчество безоснователь-ным, по сути бессмысленным, диктует необходимость его прекраще-ния либо вовсе не позволяет осуществить правотворческие процедуры. Таким образом, мотив правотворчества можно определить как объективно существующую для потребностей реализации государ-ственной власти необходимость в регулирующем воздействии на об-щественные отношения путем принятия нормативного правового акта.Предмет правотворчества -- принятие нормативного правового акта, необходимого для поддержания порядка силой регулирующего воздействия государственной власти.Объект правотворчества -- это требуемое государственной влас-тью регулирующее воздействие на определенные общественные от-ношения путем принятия нормативного правового акта. Другими сло-вами, это нормы права, вступающие в действие через принятие нормативного правового акта и позволяющие в случае их надлежа-щей реализации обеспечить достижение целей государственной влас-ти Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М., 2001. - С. 278.. Полагаю, что эти определения, данные И.М. Рассоловым и В.О. Елеонским, в большей степени подходят для участия в правотвор-честве «государства как такового, государства в целом», однако для отдельных его институтов, в том числе российской прокуратуры, дол-жны быть в определенной степени отличные и мотив правотворче-ства, и предмет, и объект правотворчества, которые пока не определе-ны ни в Законе о прокуратуре, ни в работах ученых.С формальной точки зрения законодательный процесс представ-ляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. А процедура право-творческой деятельности -- это обязательный, строго последователь-ный, юридически и логически обоснованный порядок действий, обес-печивающий принятие нормативно-правового акта.Совокупность процедур составляют стадии законодательного про-цесса, т. е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу Гузнов А.Г., Кененов А.Л., Рождественская Т.Э. Современный законода-тельный процесс: основные институты. - Смоленск, 1995. -- С. 77..Выделяются четыре основные стадии зако-нодательного процесса: внесение законопроекта или законодательного предложения (за-конодательная инициатива); рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта); принятие закона; опубликование закона.И.С. Самошенко справедливо замечает, что нормативный акт -- это завершающее звено и непосредственный юридический результат пра-вотворческой деятельности Самощенко И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах Со-ветского государства // Правоведение. - 1969. - № 3. - С. 30.. При этом правотворческий процесс внеш-не выступает в виде последовательных стадий подготовки, обсуждения, принятия и обнародования отдельных нормативных актов. Каждый новый акт -- это самостоятельный элемент правовой системы.Все изменения содержания правового регулирования могут быть сведены к таким трем основным видам: установление новых правовых норм; отмена правовых норм; замена ранее принятых норм новыми, которые вводят новое ре-гулирование вместо старого. Сюда относится больше всего правовых актов.Причем для самой сущности правового регулирования не имеет значения техническое оформление замены старых норм новыми. Бу-дет ли это дано в новой редакции или в виде нового решения, но в любом случае должны наступить новые правовые последствия, кото-рые будут предотвращать возникновение тех последствий, которые допускались действовавшим ранее нормативным актом.Вообще же в теории государства и права правотворчество понима-ется как «...форма государственной деятельности, направленная на со-здание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену» Нерсесянц B.C. Проблемы обшей теории права и государства. - М., 1999. - С. 307.. Главное для правотворчества, по мнению B.C. Нерсесянца, «выработка и утверждение новых правовых норм» Там же. - С. 309.. А.Б. Венгеров полагает, что «...законотворчество - особый вид пра-вотворчества, направленный на создание законов в точном, формаль-ном смысле слова как актов высшего законодательного органа» Венгеров А.Б. Теория государства и права. -- М., 1998. -- С. 494..В Российской Федерации существует три основных формы право-творчества: «... принятие нормативных актов органами государствен-ной власти, непосредственно путем референдума, заключение различ-ного рода соглашений, содержащих нормы права» Нерсесянц B.C. Указ. раб. -- С. 310.. Понятие правотворчества может трактоваться по-разному. Поэто-му отмечу, что в представленной работе под правотворчеством будет пониматься процесс создания правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов. Правотворчество - одна из важнейших сфер обеспечения действия государственной власти как суверенной организующей силы в делах конкретного общества. Это подтверждается тем, что, по общему правилу, в случае проти-воречия между законом (нормативным правовым актом, обладающим высшей, обязательной юридической силой) и иными источниками права действует закон. Природа правотворчества заключается в выявлении, освоении суще-ствующих интересов личности, общества, государства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения. В ко-нечном счете, правотворческий (законодательный) процесс (право-творческая деятельность) является формально-юридическим выраже-нием законотворческой функции государства.Все нормативно-правовые акты имеют правотворческое назначе-ние. Правотворчество - одно из важнейших и, можно сказать, пер-вейших направлений деятельности государства. В России - это деятельность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также непосредственно народа страны, субъек-тов Федерации, населения муниципальных образований (референдум) по созданию, изменению, отмене правовых норм и изменению сферы их действия. Она осуществляется посредством издания, изменения и отмены нормативных правовых актов. Это интеллектуальная активная творческая деятельность по созда-нию права, результаты которой являются показателем цивилизован-ности и демократичности страны, уровня культуры ее народа Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-прак-тическое пособие / Отв. ред. проф. Р.Ф. Васильев. -- М., 2000. -- С. 14.. Из изложенного следует, что правотворчество - одна из важнейших сторон деятельности государства и его органов, форма их активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворческая деятельность обладает определенными особенностя-ми, но везде она направлена на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регули-рующих сложившиеся в обществе отношения. По своей социальной сути правотворческая деятельность выступает как процесс возведения госу-дарственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам общеобязательного характера.Мотив участия прокуроров в правотворческой деятель-ности можно определить как объективно существующую необходи-мость в регулирующем воздействии прокуратуры на общественные отношения путем участия прокуроров в совершенствовании действу-ющих и разработке инициативных законов и иных нормативных пра-вовых актов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|