реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности

реферат
ринятый Государственной Думой по проекту, внесенному Прези-дентом РФ, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законода-тельных (представительных) и исполнительных органов государствен-ной власти субъектов Российской Федерации"» от 29 июля 2003 г. См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -- 2003. -- № 31. -- Ст. 3205. ус-тановил ответственность всех органов государственной власти субъектов Федерации за нарушение федеральных законов перед Президентом РФ как главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод че-ловека и гражданина и обязал их обеспечить соответствие Конститу-ции РФ и федеральным законам принимаемых или уже принятых кон-ституций и законов республик, уставов, законов и иных правовых актов регионов. Он предусматривал ответственность высших должностных лиц в случае издания ими правовых актов, противоречащих Конститу-ции РФ и федеральным законам, а также сроки приведения в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами законодательства субъектов Федерации. Закон имеет важную общественно-государствен-ную значимость и концептуально меняет направление развития феде-ративных отношений, вводя его в нормальное русло развития федера-лизма в России, упорядочивает вертикаль власти.

С принятием этого закона качественно активизировалась работа всех органов государственной власти Российской Федерации по приведе-нию в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами все-го законодательства субъектов Федерации. Генеральный прокурор РФ, в частности, принял ряд документов, обозначивших приоритет обеспе-чения исполнения положений Конституции и федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма в деятельности всех органов прокуратуры и, прежде всего, в деятельности структур Ге-неральной прокуратуры в федеральных округах. В целях обеспечения этого приоритета в 2000 г. по поручению Генеральной прокуратуры в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генераль-ной прокуратуре РФ было проведено изучение конституций и уставов всех 89 субъектов Федерации, 158 соглашений между органами испол-нительной власти Федерации и ее субъектов о взаимной передаче части своих полномочий. По всем изученным материалам, которые противо-речили Конституции РФ и федеральным законам, были составлены зак-лючения и направлены в Генеральную прокуратуру РФ для решения ею вопроса их реализации через управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах и прокуратуры субъектов Федерации См.: Состояние законности в Российской Федерации (2000--2001 годы): Ана-литический доклад. - М., 2002. - С. 21-23..

В 2000 г. Президентом Российской Федерации перед органами го-сударственной власти, органами прокуратуры была поставлена зада-ча укрепления федерализма и обеспечения единого правового про-странства. В этой связи в течение последних лет органами прокуратуры был подвергнут ревизии на предмет соответствия федеральному зако-нодательству огромный массив региональных нормативных правовых актов. Результаты этой работы показали, что значительное количество региональных правовых актов, а также актов органов местного само-управления не соответствуют федеральному законодательствуСм.: Шинкин А. Алтай перебрал суверенитета // Российская газета. - 2000. - 10 июня..

В то же время необходимо отметить, что в 2002-2004 гг. основным результатом, характеризующим состояние законности при принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, стало снижение количества незакон-ных актов по отношению к общему числу действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Указанный резуль-тат достигнут в значительной степени благодаря взаимодействию ор-ганов прокуратуры с органами юстиции, полномочными представи-телями Президента РФ в федеральных округах, Министерством природных ресурсов РФ, други-ми федеральными органами государственной власти, а также конст-руктивной позиции большинства органов государственной власти субъектов РФ. Однако кардинальных изменений в характере нарушений федерального законодательства пока не про-изошло. Наибольшее количество незаконных региональных актов выявлялось в сфере конституционного строя, государственного управ-ления, хозяйственной деятельности.

Приведение в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами конституций, уставов и законодательства субъектов Феде-рации является одним из главных условий успешности проводимых реформ. Решение этого вопроса не может быть достигнуто только про-курорскими способами реагирования. Поэтому, представляется, что отделы (управление) Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах во взаимодействии с прокурорами субъектов Федерации дол-жны решать указанные вопросы в соответствии с обстановкой и в тес-ной взаимосвязи с Полномочными представителями Президента РФ, которые согласно п.6 Положения о Полномочном представителе Пре-зидента России в федеральном округе, утвержденно-го Президентом РФ 13 мая 2000 г. № 849, могут по поручению Прези-дента РФ провести согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и ее субъектов, находящихся в пределах федерального округа, или, если противоречащий федеральному законодательству нормативный пра-вовой акт принят исполнительным органом субъекта Федерации, они вносят Президенту РФ предложения о приостановлении действия это-го акта. В связи с этим, по мнению С.А. Осипяна, было бы целесооб-разно Полномочному представителю Президента РФ, который в со-ответствии с п.1 названного Положения «обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства», предоставить «пра-во обращения» в Конституционный Суд РФ о проверке соответствия Конституции РФ нормативных актов субъектов Российской Федера-ции в данном федеральном округе. Это, как он полагает, расширило бы возможности предметного и оперативного решения вопросов обес-печения конституционной законности в округе без возбуждения хо-датайства перед Президентом Российской Федерации См.: Осипян С.А. Российский федерализм и проблемы конституционности // Философские науки. - 2002. - № 6. - С. 46-47..

Статья 9 Закона о прокуратуре РФ, приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации проку-рорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» приоритетным направлением прокурорской деятельности определяет обеспечение взаимодействия с органами мес-тного самоуправления, непосредственное участие прокуратуры в пра-вотворческом процессе. Прокурорам необходимо принимать активное участие в процессах разработки, обсуждения и принятия важнейших решений органов местного самоуправления, прежде всего по вопросам принятия программ по борьбе с преступностью, наркоманией, жилищ-ного законодательства, приватизации муниципального имущества. Прокуроры при установлении необходимости совершенствования дей-ствующих правовых актов вправе вносить в органы местного самоуп-равления соответствующие предложения.

Участие прокуроров в работе представительных органов местного самоуправления способствует реализации их обязанности по обеспече-нию законности, дает возможность получать дополнительную инфор-мацию о нарушениях законов и обстоятельствах, им способствующих, вступать в непосредственные контакты с депутатами по поводу нару-шений законов, определять пути их устранения и предупреждения.

Практика свидетельствует, что в качестве наиболее характерных нарушений, содержащихся в уставах и актах органов местного само-управления, можно выделить следующие: превышение предоставлен-ных органами местного самоуправления полномочий; неправомерное перераспределение полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления; нарушение бюджетного законода-тельства и законодательства о налогах и сборах; нарушение прав граж-дан и организаций, предусмотренных действующим законодатель-ством; нарушение административного законодательства См.: Соловьев С., Степанищев В. Законность регионального и местного нор-мотворчества // Законность. - 2003. - № 3. - С. 4..

В настоящее время полномочия прокуроров в связи с участием в правотворческой деятельности закреплены в Законе «О прокуратуре Российской Федерации», Приказе Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 41 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации», указании Генерального про-курора РФ от 20 декабря 1996 г. № 75/22 «О недостатках в работе по выполнению приказа Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 47 "Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотвор-ческой деятельности и систематизации законодательства в прокура-туре Российской Федерации"», Приказе Генерального прокурора РФ от 19 апреля 2004 г. № 9 «О систематизации законодательства в орга-нах прокуратуры», которым утверждена Инструкция о порядке веде-ния систематизации законодательства в органах прокуратуры.

Кроме указаний в федеральном законодательстве, участие проку-роров в правотворческой деятельности в субъектах Российской Феде-рации предусмотрено региональными правовыми актами. Но, как показал анализ, в большинстве субъектов Российской Федера-ции органы прокуратуры обладают ограниченным правом законода-тельной инициативы: региональные законодатели, по аналогии со ст.104 Конституции РФ, употребляют словосочетание «по предметам ее ведения». Толкование и реализация подобных правовых предписа-ний являются крайне затруднительными.

Что касается права законодательной инициативы органов проку-ратуры в законодательных (представительных) органах субъектов Фе-дерации, то эта проблема может быть реше-на одним из трех способов. Первый способ предполагает внесение дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организа-ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые бы устанавливали единое требование на всей территории государства о праве соответствующих органов прокуратуры вносить законопроек-ты в законодательные (представительные) органы субъектов Федера-ции в порядке законодательной инициативы. Второй способ, кото-рый сегодня повсеместно используется, предполагает умолчание в Федеральном законе «Об общих принципах организации законода-тельных (представительных) и исполнительных органов государствен-ной власти субъектов Российской Федерации» о таком праве органов прокуратуры и решение данного вопроса в конституциях (уставах) субъектов Федерации. И, наконец, третий способ предполагает фор-мулирование дозволительной нормы права в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий-ской Федерации», которая позволяла бы субъектам Федерации само-стоятельно решить указанную проблему в своих конституциях или ус-тавах См., напр.: Миронов Д.Н. Вопросы конституционности конституций (уста-вов) субъектов Российской Федерации // Вестник Уставного Суда Свердловс-кой области. -- 2001. -- С. 46-47..

Третий способ разрешения поставленной проблемы представ-ляется наиболее предпочтительным. В силу того, что органы прокура-туры относятся к системе федеральных органов государственной вла-сти, наделение прокуратуры правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах субъектов Федерации только конституцией или уставом субъекта Федерации выглядит не совсем корректным. Для этого требуется также наличие дозволитель-ной нормы в Федеральном законе «Об общих принципах организа-ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и внесе-ния дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Безусловно, возможность реализовать правотворческую функцию в значительной степени зависит от наличия у прокуратуры права за-конодательной инициативы. Однако это право (предусмотренное ра-нее Конституцией СССР и конституциями союзных республик) встре-чается все реже: в настоящее время на территории бывшего СССР оно предусмотрено только в законодательстве Узбекистана (ст.82 Консти-туции).

Участие прокуратуры в совершенствовании законодательства (в правотворческой деятельности) предусмотрено законами о прокура-туре Казахстана (ст.12), Киргизии (ст.8), Таджикистана (ст.11), Украины (ст.5), Узбекистана (ст.3). В Туркменистане этот вид деятельно-сти возлагается на научно-методический совет при Генеральной проку-ратуре, в обязанности которого входит рассмотрение проектов законов (ст.43 Закона о прокуратуре). Не обладая правом законодательной ини-циативы, прокуратура вносит законодательные предложения другим органам, наделенным таким правом.

В то же время следует отметить, что в государствах -- участниках Содружества Независимых Государств ощущается необходимость в более активном участии органов прокуратуры в правотворческой дея-тельности. Подтверждением этому является тот факт, что на состояв-шемся 24 ноября 2004 г. в г. Алма-Ате заседании Координационного совета генеральных прокуроров Содружества был рассмотрен и при-нят за основу проект Модельного закона «О прокуратуре», подготов-ленный Генеральной прокуратурой Республики Казахстан, в ст.57 ко-торого «Полномочия прокуроров по участию в правотворческой деятельности» определено, что при осуществлении функций участия в правотворческой деятельности Генеральный прокурор имеет право законодательной инициативы в законодательном органе (Парламен-те), а прокуроры территорий имеют право законодательной инициа-тивы в законодательном (представительном) органе территории См.: Прокурорская и следственная практика. -- 2004. -- № 3-4. -- С. 14..

Опираясь на результаты проведенного исследования, попытаюсь дать определение понятия «участие прокуроров в правотворческой деятельности». Полагаю, что это осуществляемая в пределах своих полномочий деятельность прокуроров, направленная на установление соответствия законов, иных нормативных правовых актов, их проек-тов потребностям правового регулирования общественных отноше-ний и необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, зашиты прав и свобод человека и граждани-на, а также охраняемых законом интересов общества и государства, путем внесения в законодательные органы и органы, обладающие пра-вом законодательном инициативы, соответствующего и нижестояще-го уровней, а также в органы исполнительной власти и местного са-моуправления предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.