реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности

реферат
годами органы прокуратуры набирали силу, приобретали опыт, и все более расширяющаяся их компетенция, в особенности в сфере уго-ловного судопроизводства, выдвигала необходимость определения статуса прокуратуры как самостоятельного государственного органа. Этому было посвящено Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР». Одновременно с утверждением 17 декабря 1933г. Положения о Прокуратуре Союза ССР была ликвидирована Прокуратура Верховного Суда СССР. В разделе II этого Положения «Функции прокуратуры Союза ССР и порядок их осуществления» было определено, что Прокурор Союза ССР участвует с совещательным голосом в заседаниях президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, Совета Народ-ных Комиссаров Союза ССР, Совета труда и обороны и Комиссии исполнения при СНК Союза ССР и имеет право законодательной ини-циативы. А в пункте «а» ст.4 Положения было отмечено, что на проку-ратуру Союза ССР возлагается «...надзор за соответствием постанов-лений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР, союзных республик и местных органов власти -- Конституции Союза ССР, по-становлениями и распоряжениями Правительства Союза ССР» См.: СЗ СССР. - 1934. - № 1. - Ст. 2а - 2б..

Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образо-вании Народного Комиссариата Юстиции СССР» выделило из систе-мы народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик органы прокуратуры и следствия, подчиняя их непосредственно Прокурору СССР СЗ СССР. - 1936. - № 40. - Ст. 338.. Таким образом, процесс централизации прокура-туры и превращения ее в единую систему был полностью завершен лишь в 1936 г.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорс-кого надзора на высшем уровне законодательства (Конституция СССР 1923 г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР в гла-ве «О Верховном Суде СССР» ст.46, а также ст.63). Пять статей Кон-ституции СССР (ст.113-117) закрепили задачу высшего надзора за точным исполнением законов (впервые появился термин «высший» применительно к прокурорскому надзору), систему прокуратуры, порядок назначения прокуроров и принцип независимости органов про-куратуры от каких бы то ни было местных органов. Это был важный шаг в развитии законодательства о прокурорском надзоре.

Одновременно следует отметить, что последовательно происходило расширение предмета прокурорского надзора и функций прокуратуры. Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Указом Пре-зидиума Верховного Совета 24 мая 1955 г., несколько расширило и кон-кретизировало полномочия органов прокуратуры, а также законодатель-но закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления. Этим были созданы все необходимые усло-вия для усиления прокурорского надзора См.: Ведомости Верховного Совета СССР. - 1955. - № 9. - Ст. 222.

Вообще во второй половине 1950-х--1960-х гг. XX в. в СССР шел активный процесс кодификации советского права. Именно в эти годы во многом было покончено с репрессивным законодательством и со-зданными в соответствии с ним квазисудебными органами, обладаю-щими широкими карательными полномочиями. Принятые в рамках данной реформы Положение о Верховном Суде СССР (1957 г.), Осно-вы уголовного законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик (1958 г.), Положение о военных трибуналах (1958 г.), Осно-вы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1958 г.), другие общесоюзные законодательные акты, а также УПК РСФСР (1960 г.) и УПК других союзных республик впервые закрепи-ли юридические принципы, которые имели также большое социаль-ное значение: осуществление правосудия только судом; осуществле-ние правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом; всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела и т.д. Эти принципы не были и не могли быть известны праву тотали-тарного государства. И вполне закономерно, что прокуратура Союза ССР, республик привлекались к работе по разработке этих норматив-ных актов.

Конституция СССР 1977 г. предоставляла Генеральному прокуро-ру СССР право законодательной инициативы (ст.113). После внесе-ния в Конституцию СССР в дальнейшем изменений и дополнений в соответствии со ст.114 Конституции СССР Генеральному прокурору СССР принадлежало также право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР. Отмеченные нормы Конституции СССР нашли свое развитие и в принятом в 1979 г. Законе «О прокуратуре СССР», заменившем Поло-жение о прокурорском надзоре 1955 г. Статья 9 этого Закона «Право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР, проку-роров союзных и автономных республик» гласила: «В соответствии с Конституцией СССР Генеральному прокурору СССР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР».

Следует отметить, что наделение Генерального прокурора СССР, прокуроров союзных и автономных республик правом законодатель-ной инициативы, а также правом вносить представления в Президиу-мы Верховных Советов по вопросам, требующим толкования законов, имело определенное значение для законодательной и законоохранительной деятельности Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик, их Президиумов и постоянных комиссий, а равно для осуществления высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов.

Законодательная инициатива рассматривалась как право указанных выше прокуроров на внесение законопроекта в законода-тельное учреждение в соответствии с установленным порядком. Свои предложения о принятии новых законов, об изменениях и дополнени-ях уже действующих тогда были вправе вносить государственные орга-ны, общественные организации, должностные лица, не обладающие законодательной инициативой. Но в отличие от предложений, посту-пающих в порядке законодательной инициативы, такие предложения могли и не обсуждаться. Предоставление соответствующим прокуро-рам законодательной инициативы влекло за собой обязанность Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также Верхов-ных Советов союзных и автономных республик включить представлен-ный ими законопроект в повестку дня законодательного органа.

Как свидетельствует анализ законотворческой практики 80-х - 90-х гг. прошлого столетия, в тот период - период расширения глас-ности и демократизации всех сторон жизни государства и общества -- далеко не все области государственного, экономического и социаль-но-культурного строительства получали своевременное и адекватное законодательное регулирование. Хотя было совершенно очевидно, что эти пробелы законодательства следовало восполнить.

В существенной степени это касалось проблем уголовного и уголов-но-процессуального законодательства, хозяйственного, коммерческо-го, предпринимательского права. Появились новые составы преступ-лений, ответственность за которые не были определены в уголовном законодательстве, и, наоборот, немало составов преступлений, подле-жащих исключению из Уголовного кодекса. Как отмечал в курсе про-курорского надзора В.И. Басков, по предложениям Генерального про-курора, внесенным в порядке законодательной инициативы, многие из этих проблем нашли свое положительное решение Басков В.И. Курс прокурорского надзора. -- М., 1999.-- С.271-272. .

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1985 г. в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР была введена гл.34 о досудебной подготовке материалов по протокольной форме См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. -- 1985. -- № 5. -- Ст. 163.. Аналогич-ные законы были приняты во всех союзных республиках. Сложившаяся практика судопроизводства по протокольной форме, как и другие зако-нодательные инициативы Прокуратуры СССР, а позднее Прокуратуры Российской Федерации, полностью себя оправдала. Работа по расширению сферы протокольного судопроизводства была продолжена Генеральным прокурором Российской Федерации, по инициативе и при участии которого был разработан и внесен на обсуждение Верховного Совета Российской Федерации проект зако-на о досудебной подготовке материалов еще по ряду составов преступ-лений. Законом Российской Федерации от 29 мая 1992 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судопроизводстве РСФСР", Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР» была существенно расширена протокольная форма судопроизводства в отношении правонарушений, не представляющих повышенной опасности и совершенных в условиях очевидности Ведомости Верховного Совета РФ. -- 1992. -- № 21. - Ст. 1560..

В период перестройки - с мая 1989 г. по июнь 1990 г, - было при-нято 57 законов СССР, из них в связи с изменением Конституции СССР - 3, в сфере власти и политической системы - 11, в сфере на-ционально-государственного устройства - 5, в сфере экономики - 16, в сфере прав и обязанностей граждан - 12, в сфере правосудия и законности - 10. К июлю 1991 г. число принятых законов Союза пре-высило 130, в республиках - от 20 до 100 (в РСФСР - свыше 100, Казахстане - свыше 70, Киргизии - более 60). Лишь принятие основ законодательства о земле повлекло издание 23 аналогичных законов в республиках. За 10 месяцев четвертой сессии Верховного Совета Рос-сии (осень 1991 г. - лето 1992 г.) принято 130 законов и 153 постанов-ления Тихомиров Ю.Л. Действие закона. -- М., 1992. -- С. 13..

Вообще период 70-х - 90-х гг. XX в. для органов советской и рос-сийской прокуратуры был характерен активным участием не столько в законотворческой деятельности, сколько в пропаганде советского законодательства. Так, например, 24 декабря 1970 г. Президиум Вер-ховного Совета СССР принял Постановление «О внесении измене-ний в Постановление Президиума Верховного Совета СССР "О струк-туре центрального аппарата Прокуратуры СССР"» См.: Ведомости Верховного Совета СССР. - 1970. - № 59. - Ст. 606. , в котором определил переименовать «Отдел систематизации законодательства» в «Отдел систематизации и пропаганды советского законодательства».

3 Роль прокуратуры в правотворческой деятельности

3.1 Современное состояние и тенденции участия прокуроров в правотворческой деятельности

Поворотным пунктом в истории органов прокуратуры явилась ре-ализация постановления Верховного Совета РСФСР от 15 ноября 1991 г. «Об образовании единой системы органов прокуратуры РСФСР». В соответствии с Декларацией о государственном сувере-нитете РСФСР и со ст.176 и 179 Конституции РСФСР Верховный Совет РСФСР на базе действовавших на территории РСФСР орга-нов прокуратуры создавал единую систему органов прокуратуры, под-чиненную Генеральному прокурору РСФСР.

С момента ликвидации Прокуратуры Союза ССР как центрально-го органа прокурорской системы на территории суверенных государств перестал действовать Закон СССР «О прокуратуре СССР» 1979 г. Вза-мен Верховный Совет РСФСР принял Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер-ховного Совета Российской Федерации. - 1992. -- № 8. -- Ст. 366., который начал действовать с 18 февраля 1992 г.

В соответствии со ст.8 Закона («Участие в правотворческой дея-тельности») Генеральному прокурору РФ было предоставлено право законодательной инициативы. Этим правом были наделены также прокуроры республик в составе Российской Федера-ции. Каждый их них вправе был использовать предоставленные ему полномочия в пределах своей компетенции. Кроме того, Закон предоставлял Генеральному прокурору РФ, а также прокурорам республик в составе Российс-кой Федерации право обращаться в Верховный Совет - законодатель-ный орган соответствующего уровня по вопросам, требующим толкования законов. Наряду с этим Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик в составе Российской Федерации имели право в пределах своей компе-тенции обращаться в соответствующий конституционный суд с хода-тайством о проверке конституционности международного договора или нормативного акта и излагать свою позицию по рассматриваемо-му вопросу на его заседании.

Однако в принятой 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик и иных субъектов Федерации не были предусмотрены в числе субъектов зако-нодательной инициативы, определенных в ст.104 Основного закона. Это могло крайне отрицательно сказаться на деятельности не только системы органов прокуратуры, но и всех ветвей власти: законодатель-ной, исполнительной и судебной. Поэтому разработчики новой ре-дакции Закона «О прокуратуре Российской Федерации» (а фактичес-ки речь необходимо вести о новом Законе) предприняли попытку включить в законопроект, внесенный в 1995 г. в Государственную Думу, право прокуроров на участие в правотворческой деятельности.

В принятом 18 октября 1995 г. Государственной Думой, одобрен-ном 24октября 1995 г. Советом Федерации и подписанном 17 ноября 1995 г. Президентом России в новой редакции Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» не нашла отражение законо-дательная инициатива Генерального прокурора РФ и прокуроров рес-публик. Тем не менее, полагая, что Генеральный прокурор РФ и ни-жестоящие прокуроры не могут стоять в стороне от законотворческой деятельности, законодатель принял решение предоставить прокуро-рам право участвовать в правотворческой деятельности. Это предус-мотрено в п.4 ст.1 и ст.9 Федерального закона о прокуратуре. Данная норма явилась компромиссом в результате лишения прокурора стату-са субъекта законодательной инициативы. При этом депутаты Феде-рального Собрания РФ при обсуждении законо-проекта исходили из того, что ни один другой орган не имеет столь всеобъемлющей возможности оценивать адекватность законов изме-няющимся общественным отношениям.

В силу сложившейся практики Государственная Дума, Совет Фе-дерации Федерального Собрания РФ, Президент РФ, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления на-правляют в органы прокуратуры проекты наиболее важных законов и других нормативных актов для изучения и дачи заключения о соот-ветствии законопроекта Конституции РФ, его совместимости и соот-ношения с действующим законодательством, с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.