i>Целью моей работы является рассмотрение и анализ участия российской прокуратуры в правотворческой деятельности.Задачи работы:- рассмотреть теоретические основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности, а именно: раскрыть понятие правотворческой деятельности, расписать её цели, задачи и принципы, а также рассмотреть участников и иерархию правотворческой деятельности;- показать правовые основы участия прокуроров в правотворческой деятельности, а именно: раскрыть становление и развитие регламентации участия прокуроров в правотворческой деятельности в России и в СССР;- проанализировать роль прокуратуры в правотворческой деятельности: рассмотрев современное состояние и тенденции участия прокуроров в правотворческой деятельности, а также раскрыв их основные организационные формы;- на основании проведенного исследования и анализа литературы по рассматриваемой теме, в конце работы сделать необходимые выводы.В работе использовались различные типы и виды источников инфор-мации ряда наук: теории права и государства, конституционного, граж-данского и арбитражного процессуального права, муниципального права и ряда других отраслей российского права, социологии, исто-рии, политологии. Совокупность источников информации, исполь-зованных при написании данной работы, соответствует его цели и задачам, обеспечивает полноту, репрезентативность и достоверность.1 Теоретические основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности1.1 Понятие правотворческой деятельностиВ последние годы в Российской Федерации осуществляется интен-сивный правотворческий процесс, обусловленный необходимостью правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стра-не реформ и совершенствования действующего законодательства.Термином «правотворчество» в юридической науке обозначается процесс создания правовых норм Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М., 2001. - С. 268.. Создание норм права неразрывно связано с государственной властью. И хотя отмеченный термин не вызывает каких-то значительных споров в юридической литературе, тем не менее полагаю, что для уяснения понятия «правотворчество» необходимо дать определение понятия «правовой акт».В юридической литературе имеется множество определений этого понятия, что обусловлено рядом объективных и субъективных при-чин. Так Р.Ф. Васильев полагает, что основной причиной этого явля-ется сложность явления, которое мы называем правовым норматив-ным актом, наличием у него многих внутренних и внешних связей и отношений. Но только правовые акты органов власти и должностных лиц составляют ряд явлений, в который нормативные правовые акты входят непосредственно как один из видов данного рода. Поэтому, с точки зрения автора, и определять нормативные правовые акты надо как один из видов актов органов власти и должностных лиц Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вест. Моск. ун-та. Cep.ll. Право. - 1998. - № 5. - С. 29-30..А.В. Малъко считает, что термин «правовой акт» имеет несколько смысловых значений: он означает действие (поведение): правомер-ное, совершаемое с намерением создать, изменить, прекратить конк-ретные правоотношения; противоправное (обобщенно-юридические факты, влекущие за собой соответствующие правовые послед-ствия); к правовым актам следует отнести результаты как правомер-ных, так и противоправных действий. К правомерным актам относят-ся также воплощенные в законах и подзаконных актах юридические нормы; индивидуальные предписания, выражающиеся в правоприме-нительных актах, договорах и иных документах Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Го-сударство и право. -- 2000. -- № 5. -- С. 11..Под правовым актом понимается юридический документ, т.е. внеш-нее словесно-документально оформленное выражение воли, отра-жающее первое или второе. Правомерный акт-документ - это надле-жащим образом оформленное внешнее выражение воли государства, его органов, отдельных лиц, выступающее в качестве носителя содер-жательных элементов правовой системы -- юридических норм, правоположений практики, индивидуальных предписаний, автономных ре-шений лиц Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. -- М., 1982. -- С. 192..Во взглядах ученых, занимавшихся этой проблемой (С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Р.Ф. Васильев, Л.Д. Воеводин, М.В. Горшенев, Д.А. Керимов, В.В. Копейчиков, И.В. Котелевская, Б.В. Лаза-рев, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянц, В.Н. Осипкин, А.С. Пиголкин, И.С. Самощенко, А.Е. Скачкова, Ю.А. Тихомиров и др.), имеется некоторое различие при определении понятия «правовой акт» Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. -- М., 1967; Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. -- М., 1970; Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в со-циалистическом обществе. -- М., 1972; Матузов Н.И. Правовая система и лич-ность. -- Саратов, 1987; Котелевская И.В. Информация и законодательный процесс // Советское государство и право. -- 1990. -- № 3; Конституция, за-кон, подзаконный акт / Под ред. Ю.А. Тихомирова-- М., 1994; Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. -- М., 1995; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -- М., 1997; Керимов Д.А. Законодательная техни-ка. -- М., 1997; Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. -- 1998. -- № 35; Баглай М.В. Конституционное право Россий-ской Федерации. -- М., 1998; Общая теория государства и права. Академи-ческий курс. Т.2. Теория права / Отв. ред. М.Н. Марченко. -- М., 1998; Пигол-кин А.С. Правотворчество // Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. -- М., 1999; Осинкин В.Н., Скачкова А.Е. Организа-ция и методика надзора за законностью правовых актов законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъек-тов Российской Федерации и органов местного самоуправления в бюджет-ной сфере: Учеб. пособие. -- СПб., 2001; Мурашин А.Г. Прямое правотворче-ство. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. - 2001. - №2.. Но в основе своей они содержат одни и те же ведущие положения. Наиболее четкое и емкое, как представляется, оп-ределение понятия правого акта дает С.С. Алексеев: «Правовой акт -- это, как правило, письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлени-ем, институтом прямой демократии), имеющий официальный харак-тер и обязательную силу, выражающий властное веление и направлен-ный на регулирование общественных отношений» Алексеев С.С. Указ. раб. -- С. 74..Правовые акты имеют большое юридическое и практическое зна-чение, поскольку регулируют различные правоотношения, имеют раз-личную сферу влияния, внешнюю форму и разное конкретное внут-реннее содержание.Под нормативным правовым актом на основании постановления Государственной Думы «Об обращении в Конституционный Суд Рос-сийской Федерации» от 11 ноября 1996 г. № 781-11 ГД Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1996. -- № 49. -- Ст. 5506. понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в опре-деленной форме правотворческим органом в пределах его компетен-ции и направленный на установление, изменение или отмену право-вых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение (п.1.3 Распоряжения Министерства юстиции РФ от 15 июня 1998 г. № 894). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Россий-ской Федерации» разъяснил: «Под нормативным правовым актом по-нимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправле-ния или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (пра-вила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рас-считанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом» Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. -- 2003. -- № 3..В отличие от нормативного правового акта, акт устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц, именуется правовым актом индивидуального характера или ненорма-тивным правовым актом.Нормативными правовыми актами являются законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов. Для при-менения нормативного правового акта недостаточно только его при-нятия. Все нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы в установленном порядке, введены в действие, а опре-деленные акты федеральных органов исполнительной власти и нор-мативные правовые акты субъектов федерации должны пройти юри-дическую экспертизу и государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных орга-нов исполнительной власти установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763, в редакции Указа от 16 мая 1997 г. № 490 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов Федеральных орга-нов исполнительной власти» Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1996. -- № 22. -- Ст. 2663. и Федеральным конституционным зако-ном от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1997. -- № 51. -- Ст. 5712..Акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истече-нии 10 дней со дня их официального опубликования, если в них самих не установлен другой порядок вступления в силу. Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения кон-фиденциального характера и не подлежащие в связи с этим офици-альному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.Порядок государственной регистрации закреплен Правилами под-готовки нормативных правовых актов федеральных органов исполни-тельной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов феде-ральных органов исполнительной власти и их государственной регис-трации» (с изменениями и дополнениями от II декабря 1997 г. № 1538, от 6 ноября 1998 г. № 1304) Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1997. -- № 33. -- Ст. 3895..Правилами предусмотрено, что нормативные правовые акты фе-деральных органов исполнительной власти издаются в виде постанов-лений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Государственной регистрации и официальному опубликованию под-лежат нормативные правовые акты, упомянутые в Указе Президента РФ № 763, независимо от срока их действия. Указ определяет содержание, а Правила -- форму нормативных правовых актов. Однако имеются мно-гочисленные акты, форма которых не упомянута в правилах, но кото-рые, несомненно, подпадают под определение нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации и официальному опуб-ликованию, данные в названном указе.Таким образом, нормативный правовой акт можно определить как письменный документ, изданный соответствующим субъектом в пре-делах своей компетенции, регулирующий правоотношения неопреде-ленного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение в течение длительного срока.Правовой акт ненормативного характера можно определить как документ, изданный компетентным органом и содержащий предпи-сание индивидуально конкретной направленности, имеющий разо-вое применение, создающий обязательные последствия.К признакам нормативного правового акта следует отнести: принятие в установленном законом порядке управомоченным на это органом; соответствие Конституции РФ; публичный характер, т.е. правило поведения, содержащееся в диспозиции документа, касается всегда неопределенного круга лиц; неоднократность применения этих норм вне зависимости от воз-никновения или прекращения правоотношений между конкретными субъектами; обязательность опубликования в центральной печати; регистрация в случаях, предусмотренных законом. Правовые акты ненормативного характера отличаются следующи-ми признаками: такие акты носят индивидуальный характер (например, о назна-чении, освобождении, поощрении, взыскании их д.); действия правовых актов исчерпываются однократным приме-нением; носят оперативно-распорядительный, рекомендательный характер; они имеют конкретного адресата, и акт доводится лишь до све-дения заинтересованных лиц или органов; акты могут быть направлены на организацию исполнения реше-ний вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти; могут быть акты, координирующие решения вышестоящих го-сударственных органов; имеют обязательные последствия.Поэтому представляется обоснованным мнение Д.А. Керимова, что ненормативный правовой акт должен издаваться на основе и во ис-полнение нормативного правового акта, в полном соответствии с его содержанием и целями Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. -- М., 1991. -- С. 40..В зависимости от содержания правового акта документы подраз-деляются на нормативные акты (Конституция, законы, подзаконные акты); правоприменительные акты (документы, содержащие индиви-дуальные властные предписания с одноразовым применением); разъяснительные акты (разъясняющие смысл юридических норм, как, например, постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Вер-ховного Суда РФ); акты договорного права и акты реализации прав и обязанностей Малько А.В. Категория «Правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. -- 2000. -- № 5. -- С. 12-13..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|