реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности

реферат

Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности

109

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

Факультет «__________________________»

Кафедра «___________________________»

РАБОТА (Проект) проверенА

Допустить к защите

Рецензент, (должность) Заведующий кафедрой

_______________________(И.О. Ф.) __________________(И.О. Ф.)

_______________________2008 г. __________________ 2008 г.

__________________________________________ __________________________________________

(НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ)

Пояснительная записка

к ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ)

ЮУрГУ ________________ПЗ ВКР(П)

Консультант Руководитель проекта

_______________(И.О. Ф.)) ______________ И.О. Ф.)

_______________ 2008 г. ______________ 2008 г.

Консультант Автор проекта

студент группы

________________(И.О. Ф.) ______________ (И.О. Ф.)

________________ 2008 г. ______________ 2008 г.

Консультант Нормоконтролер

________________ (И.О. Ф.) _______________ (И.О. Ф.)

________________ 2008 г. _______________ 2008 г.

Челябинск 2008

Реферат

Чегаева И.А. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. - Озёрск: филиал ЮУрГУ, 428-ОзЗ, 2008. - 109 с., библиографический список - 59 наименований, 4 приложения.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами уголовно-процессуальной деятельности и подозреваемым в процессе обеспечения прав подозреваемого.

Целью дипломной работы является комплексный системный анализ участия российской прокуратуры в правотворческой деятельности.

В работе рассмотрены теоретические основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности, приведено понятие правотворческой деятельности, раскрыты её цели, задачи и принципы, а также рассмотрены участники и иерархия правотворческой деятельности.

В работе изучены правовые основы участия прокуроров в правотворческой деятельности, раскрыты становление и развитие регламентации участия прокуроров в правотворческой деятельности в России и в СССР, а также рассмотрено современное состояние и тенденции участия прокуроров в правотворческой деятельности.

В работе также раскрыты основные организационные формы участия прокуроров в правотворческой деятельности.

Проведен научный анализ участия в правотворческой деятельности органов законодательной (представительной), исполнительной влас-ти, органов местного самоуправления, законодательства и иных нор-мативных актов, регулирующих участие прокуроров в этой деятель-ности, практики взаимодействия прокуратуры с этими органами и осуществлена выработка теоретических положений, соответствующих наиболее полному решению указанных проблем.

Оглавление

  • Введение 5
    • 1 Теоретические основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности 10
    • 1.1 Понятие правотворческой деятельности 10
    • 1.2 Цели, задачи и принципы правотворческой деятельности 23
    • 1.3 Участники и иерархия правотворческой деятельности 32
    • 2 Правовые основы участия прокуроров в правотворческой деятельности 44
    • 2.1 Становление и развитие регламентации участия прокуроров в правотворческой деятельности в России 44
    • 2.2 Участие прокуроров в правотворческой деятельности в СССР 60
    • 3 Роль прокуратуры в правотворческой деятельности 70
    • 3.1 Современное состояние и тенденции участия прокуроров в правотворческой деятельности 70
    • 3.2 Основные организационные формы участия прокуроров в правотворческой деятельности 89
    • Заключение 92
    • Библиографический список 95
    • ПРИЛОЖЕНИЕ А 101
    • ПРИЛОЖЕНИЕ Б 105
    • ПРИЛОЖЕНИЕ В 107
    • ПРИЛОЖЕНИЕ Г 109
Введение

В последние годы в Российской Федерации осуществляется интен-сивный законодательный процесс, обусловленный необходимостью правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стра-не экономической, политической, правовой, административной, судебной и других реформ. Принятие в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации положило начало интенсивному процессу пра-вотворческой деятельности не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации.

Становление системы регионального законодательства потребовало решения целого ряда вопросов как теоретического, так и прикладного характера. В частности, выявилась потребность научного осмысления вопросов соотношения регионального и федерального законодательства, разграничения правотворческих полномочий между Российской Феде-рацией, субъектами Федерации и муниципальными образо-ваниями, делегирования правотворческих полномочий, соотношения юридической силы нормативных правовых актов органов власти субъек-тов РФ и органов местного самоуправления и др. Практика регионального правотворчества потребовала планирования и координации этой деятельности, создания механизмов информацион-ного обеспечения подготовки проектов нормативных правовых актов, экспертизы проектов нормативных актов.

В связи с активным процессом законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, формированием системы регионального законодательства стали актуальными пробле-мы подготовки квалифицированных специалистов для разработки проектов законов, иных нормативных правовых актов, повышения юридической квалификации должностных лиц, связанных по роду своей деятельности с организацией законодательного процесса, тем более что классическое вузовское юридическое образование нацеле-но, прежде всего, на обучение правоприменению, а должного внима-ния обучению написанию, разработке, экспертизе проектов норма-тивных правовых актов практически не уделялось.

В период 1994-1995 гг. одни из наиболее подготовленных к этой деятельности правоведов - работники прокуратуры - были, по сути, от нее устранены: в Законе Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., принятом после прекра-щения существования прокуратуры СССР, Генеральному прокурору, прокурорам республик в составе Федерации предостав-лялось право законодательной инициативы в пределах своей компе-тенции (они также могли обращаться в Верховный Совет соответству-ющего уровня по вопросам, требующим толкования закона) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер-ховного Совета Российской Федерации. -- 1992. -- № 8. -- Ст. 366.. Но в Конституции РФ 1993 г. право законодательной инициативы Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов фе-дерации не было предусмотрено, что отрицательно сказалось на дея-тельности не только системы органов прокуратуры, но и существенно ослабило правотворческий потенциал государства в целом.

Поэтому в Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О внесении из-менений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокурату-ре Российской Федерации"» была включена ст.9 «Участие в правотворческой деятельности». В соответствии с ней прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенство-вания действующих нормативных правовых актов вправе вносить в за-конодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Законодательное закрепление участия прокуроров в правотворческой деятельности обусловливалось необхо-димостью компенсировать отсутствие у них права законодательной ини-циативы. Тем самым было признано, что прокуратура имеет всеобъемлю-щие возможности по оценке соответствия правовых актов изменяющимся общественным отношениям.

Наряду с этим Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутство-вать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий. Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов России и органов местного самоуправления.

Прокурор субъекта Федерации, города, района, при-равненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению дру-гие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие про-куроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представ-лений и протестов федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органа-ми субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ-ления, коммерческими и некоммерческими организациями Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1995. -- № 47. -- Ст. 4472..

Участие прокуроров в правотворческой деятельности имеет суще-ственное профилактическое значение, так как благодаря ему уже на стадиях подготовки и рассмотрения нормативного правового акта ус-траняются возможные нарушения законов. Причем участие прокуро-ров распространяется на все этапы правотворческого процесса. Ре-зультативность этой работы напрямую зависит от использования всего многообразия ее форм. То есть участие в правотворчестве имманентно присуще прокура-туре как государственному правовому институту, который при реали-зации совокупности своих функций, в том числе по надзору за соблю-дением Конституции Российской Федерации и исполнением законов в различных сферах правоотношений, координации деятельности пра-воохранительных органов, участии в рассмотрении дел судами и дру-гих функций обладает как никакой иной государственный орган ди-намичной, всеобъемлющей и объективной информацией об уровне соответствия закона и иных нормативных правовых актов Конститу-ции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Фе-дерации, федеральному законодательству, потребностям отдельного индивида, общества и государства, и, соответственно, в пределах сво-ей компетенции органы прокуратуры на основе анализа и правопри-менительной практики способны определить потребности правового регулирования общественных отношений, пробелы, противоречивость и другие недостатки действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов.

В своем выступлении на расширенном заседании коллегии Генераль-ной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы в 2004 г. и задачах на 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отме-чал: «Должна быть в целом продолжена работа по развитию законодательной базы как на федеральном, так и на региональном местном уров-не. Прокуратуре необходимо заявлять свою собственную позицию по всем проектам, связанным с противодействием преступности, обеспе-чением национальной безопасности и защитой интересов граждан» Путин В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России // «Президент России»: Официальное интернет-пред-ставительство. -- 2005. -- 21 янв. -- С. 2..

Следует отметить, что некоторые авторы достаточно успешно реа-лизовали свой научный и практический потенциал в исследовании проблем участия прокуроров в правотворческой деятельности: А.И. Алексеев, И.Д. Берензон, Ю.С. Бирюков, И.С. Викторов, Е.А. Винокурова, Ю.Е. Винокуров, А.А. Власов, В.В. Гаврилов, С.И. Герасимов, Н.В. Григорьева, В.З. Гущин, Л.М. Давыденко, В.Г. Даев, О.В. Дамаскин, И.Ф. Демидов, В.Н. Додонов, А.А. Доржиев, С.З. Женетль, А.А. Жидких, М.П. Журавлев, В.К. Звирбуль, А.Г. Звягинцев, Р.Н. Зинуров, С.М. Казанцев, А.Х. Казарина, С.Г. Кехлеров, В.В. Клочков, Н.В. Мельников, А.Я. Мыцыков, О.И. Мыцыкова, Ю.Г. Орлов, С.А. Осипян, А.И. Рыбчинский, В.П. Рябцев, Ю.И. Скуратов, А.Ф. Смирнов, А.Я. Сухарев, С.Н. Фридинский, А.А. Чувилев, М.С. Шалумов, Н.М. Яковлев, В.Б. Ястребов и др. Но ими рассматривались лишь отдельные элементы этого явления, а пред-метом комплексного правового исследования отмеченная проблема-тика пока не стала.

В связи с изложенным, актуальным для научного исследования ста-новится участие прокуроров в правотворческой деятельности. Для это-го требуется не только провести научный анализ участия в этой работе органов законодательной (представительной), исполнительной влас-ти, органов местного самоуправления, законодательства и иных нор-мативных актов, регулирующих участие прокуроров в этой деятель-ности, практики взаимодействия прокуратуры с этими органами, но и осуществить выработку теоретических положений, соответствующих наиболее полному решению указанных проблем. Таким образом, именно актуальность проблемы участия прокуро-ров в правотворческой деятельности, недостаточность теоретических разработок, посвященных данным вопросам, аналитических исследо-ваний практики этой деятельности предопределили выбор темы пред-ставленной работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.