Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности
109 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» Факультет «__________________________» Кафедра «___________________________» РАБОТА (Проект) проверенА Допустить к защите Рецензент, (должность) Заведующий кафедрой _______________________(И.О. Ф.) __________________(И.О. Ф.) _______________________2008 г. __________________ 2008 г. __________________________________________ __________________________________________ (НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ) Пояснительная записка к ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ (ПРОЕКТУ) ЮУрГУ ________________ПЗ ВКР(П) Консультант Руководитель проекта _______________(И.О. Ф.)) ______________ И.О. Ф.) _______________ 2008 г. ______________ 2008 г. Консультант Автор проекта студент группы ________________(И.О. Ф.) ______________ (И.О. Ф.) ________________ 2008 г. ______________ 2008 г. Консультант Нормоконтролер ________________ (И.О. Ф.) _______________ (И.О. Ф.) ________________ 2008 г. _______________ 2008 г. Челябинск 2008 Реферат Чегаева И.А. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. - Озёрск: филиал ЮУрГУ, 428-ОзЗ, 2008. - 109 с., библиографический список - 59 наименований, 4 приложения. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие между субъектами уголовно-процессуальной деятельности и подозреваемым в процессе обеспечения прав подозреваемого. Целью дипломной работы является комплексный системный анализ участия российской прокуратуры в правотворческой деятельности. В работе рассмотрены теоретические основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности, приведено понятие правотворческой деятельности, раскрыты её цели, задачи и принципы, а также рассмотрены участники и иерархия правотворческой деятельности. В работе изучены правовые основы участия прокуроров в правотворческой деятельности, раскрыты становление и развитие регламентации участия прокуроров в правотворческой деятельности в России и в СССР, а также рассмотрено современное состояние и тенденции участия прокуроров в правотворческой деятельности. В работе также раскрыты основные организационные формы участия прокуроров в правотворческой деятельности. Проведен научный анализ участия в правотворческой деятельности органов законодательной (представительной), исполнительной влас-ти, органов местного самоуправления, законодательства и иных нор-мативных актов, регулирующих участие прокуроров в этой деятель-ности, практики взаимодействия прокуратуры с этими органами и осуществлена выработка теоретических положений, соответствующих наиболее полному решению указанных проблем. ОглавлениеВведение 5- 1 Теоретические основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности 10
- 1.1 Понятие правотворческой деятельности 10
- 1.2 Цели, задачи и принципы правотворческой деятельности 23
- 1.3 Участники и иерархия правотворческой деятельности 32
- 2 Правовые основы участия прокуроров в правотворческой деятельности 44
- 2.1 Становление и развитие регламентации участия прокуроров в правотворческой деятельности в России 44
- 2.2 Участие прокуроров в правотворческой деятельности в СССР 60
- 3 Роль прокуратуры в правотворческой деятельности 70
- 3.1 Современное состояние и тенденции участия прокуроров в правотворческой деятельности 70
- 3.2 Основные организационные формы участия прокуроров в правотворческой деятельности 89
- Заключение 92
- Библиографический список 95
- ПРИЛОЖЕНИЕ А 101
- ПРИЛОЖЕНИЕ Б 105
- ПРИЛОЖЕНИЕ В 107
- ПРИЛОЖЕНИЕ Г 109
ВведениеВ последние годы в Российской Федерации осуществляется интен-сивный законодательный процесс, обусловленный необходимостью правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стра-не экономической, политической, правовой, административной, судебной и других реформ. Принятие в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации положило начало интенсивному процессу пра-вотворческой деятельности не только на федеральном уровне, но и в субъектах Российской Федерации.Становление системы регионального законодательства потребовало решения целого ряда вопросов как теоретического, так и прикладного характера. В частности, выявилась потребность научного осмысления вопросов соотношения регионального и федерального законодательства, разграничения правотворческих полномочий между Российской Феде-рацией, субъектами Федерации и муниципальными образо-ваниями, делегирования правотворческих полномочий, соотношения юридической силы нормативных правовых актов органов власти субъек-тов РФ и органов местного самоуправления и др. Практика регионального правотворчества потребовала планирования и координации этой деятельности, создания механизмов информацион-ного обеспечения подготовки проектов нормативных правовых актов, экспертизы проектов нормативных актов.В связи с активным процессом законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, формированием системы регионального законодательства стали актуальными пробле-мы подготовки квалифицированных специалистов для разработки проектов законов, иных нормативных правовых актов, повышения юридической квалификации должностных лиц, связанных по роду своей деятельности с организацией законодательного процесса, тем более что классическое вузовское юридическое образование нацеле-но, прежде всего, на обучение правоприменению, а должного внима-ния обучению написанию, разработке, экспертизе проектов норма-тивных правовых актов практически не уделялось.В период 1994-1995 гг. одни из наиболее подготовленных к этой деятельности правоведов - работники прокуратуры - были, по сути, от нее устранены: в Законе Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г., принятом после прекра-щения существования прокуратуры СССР, Генеральному прокурору, прокурорам республик в составе Федерации предостав-лялось право законодательной инициативы в пределах своей компе-тенции (они также могли обращаться в Верховный Совет соответству-ющего уровня по вопросам, требующим толкования закона) Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер-ховного Совета Российской Федерации. -- 1992. -- № 8. -- Ст. 366.. Но в Конституции РФ 1993 г. право законодательной инициативы Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов фе-дерации не было предусмотрено, что отрицательно сказалось на дея-тельности не только системы органов прокуратуры, но и существенно ослабило правотворческий потенциал государства в целом.Поэтому в Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О внесении из-менений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокурату-ре Российской Федерации"» была включена ст.9 «Участие в правотворческой деятельности». В соответствии с ней прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенство-вания действующих нормативных правовых актов вправе вносить в за-конодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Законодательное закрепление участия прокуроров в правотворческой деятельности обусловливалось необхо-димостью компенсировать отсутствие у них права законодательной ини-циативы. Тем самым было признано, что прокуратура имеет всеобъемлю-щие возможности по оценке соответствия правовых актов изменяющимся общественным отношениям.Наряду с этим Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутство-вать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий. Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов России и органов местного самоуправления.Прокурор субъекта Федерации, города, района, при-равненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению дру-гие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней.Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие про-куроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представ-лений и протестов федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органа-ми субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ-ления, коммерческими и некоммерческими организациями Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1995. -- № 47. -- Ст. 4472..Участие прокуроров в правотворческой деятельности имеет суще-ственное профилактическое значение, так как благодаря ему уже на стадиях подготовки и рассмотрения нормативного правового акта ус-траняются возможные нарушения законов. Причем участие прокуро-ров распространяется на все этапы правотворческого процесса. Ре-зультативность этой работы напрямую зависит от использования всего многообразия ее форм. То есть участие в правотворчестве имманентно присуще прокура-туре как государственному правовому институту, который при реали-зации совокупности своих функций, в том числе по надзору за соблю-дением Конституции Российской Федерации и исполнением законов в различных сферах правоотношений, координации деятельности пра-воохранительных органов, участии в рассмотрении дел судами и дру-гих функций обладает как никакой иной государственный орган ди-намичной, всеобъемлющей и объективной информацией об уровне соответствия закона и иных нормативных правовых актов Конститу-ции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Фе-дерации, федеральному законодательству, потребностям отдельного индивида, общества и государства, и, соответственно, в пределах сво-ей компетенции органы прокуратуры на основе анализа и правопри-менительной практики способны определить потребности правового регулирования общественных отношений, пробелы, противоречивость и другие недостатки действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов.В своем выступлении на расширенном заседании коллегии Генераль-ной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы в 2004 г. и задачах на 2005 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отме-чал: «Должна быть в целом продолжена работа по развитию законодательной базы как на федеральном, так и на региональном местном уров-не. Прокуратуре необходимо заявлять свою собственную позицию по всем проектам, связанным с противодействием преступности, обеспе-чением национальной безопасности и защитой интересов граждан» Путин В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры России // «Президент России»: Официальное интернет-пред-ставительство. -- 2005. -- 21 янв. -- С. 2..Следует отметить, что некоторые авторы достаточно успешно реа-лизовали свой научный и практический потенциал в исследовании проблем участия прокуроров в правотворческой деятельности: А.И. Алексеев, И.Д. Берензон, Ю.С. Бирюков, И.С. Викторов, Е.А. Винокурова, Ю.Е. Винокуров, А.А. Власов, В.В. Гаврилов, С.И. Герасимов, Н.В. Григорьева, В.З. Гущин, Л.М. Давыденко, В.Г. Даев, О.В. Дамаскин, И.Ф. Демидов, В.Н. Додонов, А.А. Доржиев, С.З. Женетль, А.А. Жидких, М.П. Журавлев, В.К. Звирбуль, А.Г. Звягинцев, Р.Н. Зинуров, С.М. Казанцев, А.Х. Казарина, С.Г. Кехлеров, В.В. Клочков, Н.В. Мельников, А.Я. Мыцыков, О.И. Мыцыкова, Ю.Г. Орлов, С.А. Осипян, А.И. Рыбчинский, В.П. Рябцев, Ю.И. Скуратов, А.Ф. Смирнов, А.Я. Сухарев, С.Н. Фридинский, А.А. Чувилев, М.С. Шалумов, Н.М. Яковлев, В.Б. Ястребов и др. Но ими рассматривались лишь отдельные элементы этого явления, а пред-метом комплексного правового исследования отмеченная проблема-тика пока не стала.В связи с изложенным, актуальным для научного исследования ста-новится участие прокуроров в правотворческой деятельности. Для это-го требуется не только провести научный анализ участия в этой работе органов законодательной (представительной), исполнительной влас-ти, органов местного самоуправления, законодательства и иных нор-мативных актов, регулирующих участие прокуроров в этой деятель-ности, практики взаимодействия прокуратуры с этими органами, но и осуществить выработку теоретических положений, соответствующих наиболее полному решению указанных проблем. Таким образом, именно актуальность проблемы участия прокуро-ров в правотворческой деятельности, недостаточность теоретических разработок, посвященных данным вопросам, аналитических исследо-ваний практики этой деятельности предопределили выбор темы пред-ставленной работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|