реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности

реферат
i>Предмет участия прокуроров в правотворческой деятельности со-ставляют юридические нормы и практика деятельности прокуроров по внесению в законодательные органы и органы, обладающие пра-вом законодательной инициативы, соответствующего и нижестояще-го уровней, а также в органы исполнительной власти и органы мест-ного самоуправления предложений об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Значит, объектом участия прокуроров в правотворческой деятельности является комплекс правоотношений, возникающих в ходе осуществления прокурорами своих полномочий при осуществ-лении деятельности по изменению, дополнению, отмене или приня-тию законов и иных нормативно-правовых актов.

1.2 Цели, задачи и принципы правотворческой деятельности

Общие цели деятельности современной прокуратуры Российской Федерации указаны в п.2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», где определено, что органы прокуратуры осу-ществляют деятельность в целях обеспечения верховенства закона, един-ства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и граж-данина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Цель - это мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель регулирует действия, целям человек подчиняет свою волю. Целеполагание характеризует человеческое сознание с активной стороны, оно зависит от объективных закономерностей развития общественных отношений, реальных возможностей субъекта и. применяемых средств Шувалов И.И. Цели и средства в правотворческой деятельности // За-кон. - 2005. - С. 110.. То есть в качестве целей участия прокуратуры в правотворческой деятельности следует понимать результат, на достижение которого она направлена. Однако, учитывая то обстоятельство, что цели участия прокуратуры в правотворческой деятельности вытекают из общих це-лей деятельности всей системы органов российской прокуратуры и не могут им противоречить в силу обстоятельств, можно сделать вывод, что они должны соответствовать после-дним. Но они не могут полностью совпадать, так как «участие в пра-вотворческой деятельности» является самостоятельной функцией про-куратуры, при осуществлении которой решаются только ей присущие задачи.

Н.В. Григорьева выделяет следующие цели участия проку-ратуры в правотворческой деятельности: обеспечение единства пра-вовой политики, реализуемой Генеральной, прокуратурой РФ; совершенствование законодательства; обеспечение эф-фективной реализации проводимых реформ; обеспечение согласован-ности заключений по поступающим проектам нормативных актов ор-ганов законодательной и исполнительной власти; повышение уровня работы по систематизации законодательства Григорьева И.В. Прокурорский надзор: Учеб. пособие. -- М., 2003. -- С. 153-154..

В целом, соглашаясь с обозначенными автором целями, так как они проистекают из документов (приказов, указаний, распоряжений) Ге-нерального прокурора РФ, считаю, что следует к обозначенным целям участия прокуратуры в правотворческой деятель-ности добавить следующие: участие в формировании системы норма-тивных правовых актов, обеспечивающих надлежащий уровень пра-вового регулирования общественных отношений (это является обязательным условием реального утверждения режима законности в обществе); всемерное способствование становлению единого право-вого пространства на территории России; снижение влияния узковедомственных интересов, противоречащих потребнос-тям общества и государства; противодействие лоббированию участ-никами правотворческой деятельности интересов структур, связанных с криминальными кругами; недопущение прохождения в органы вла-сти лиц, связанных с криминалом, и всемерное противодействие пре-ступности; обеспечение национальной безопасности; защита прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении функции уча-стия в правотворческой деятельности органы прокуратуры действуют в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраняе-мых законом интересов общества и государства; обеспечения верхо-венства Конституции РФ и федеральных законов; обеспечения соответствия нормативных правовых актов принципам и нормам международного права и международным договорам Рос-сийской Федерации. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности осуществ-ляется при соблюдении определенных принципов. Некоторые из них представляют собой общие принципы управления общественными процессами, другие являются более частными и применяются лишь в некоторых сферах жизни общества и государства и адаптируются к данному виду согласованной деятельности.

Принцип законности правотворчества -- необходимое условие эф-фективности и самой возможности проведения всего комплекса работ по принятию и дальнейшему исполнению нормативных правовых ак-тов -- первичного средства правового регулирования общественных отношений. Законность правотворчества -- одно из проявлений обще-го принципа правового демократического государства. Этот принцип закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации. Суть принципа законности четко сформулирована в ст.15 Основного закона России. Согласно ч.2 этой статьи «...органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». В этой краткой формулировке не раскрывается все содержа-ние принципа законности, но устанавливается всеобщая обязанность соблюдать законы.

Законность правотворчества означает, что все нор-мативные правовые акты должны строго соответствовать требовани-ям законов, других актов вышестоящих органов власти по своему со-держанию, форме и порядку издания. Соблюдение принципа законности в процессе участия прокуро-ров в правотворческой деятельности имеет очень важное значение: законом может быть разграничена компетенция различных субъектов правотворчества по отношению к принятию нормативных актов; определены основные стадии правотворческого процесса; порядок подготовки, обсужде-ния и принятия нормативных правовых актов, их обнародование (опубликование) и вступление в силу; предусмотрена си-стема контроля за законностью и соответствием Конституции РФ принятых нормативно-правовых актов. Четкое следование установ-ленному порядку подготовки и принятия законов и других норма-тивных актов является залогом соблюдения требований законности при осуществлении всех иных функций и направлений деятельнос-ти органов прокуратуры.

Принцип единства означает, что все территориальные и специали-зированные прокуратуры, действующие на территории России, составляют единую систему. Поэтому создание и деятель-ность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается (п.3 ст.11 Закона о прокуратуре). Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор от районного до Генерального про-курора РФ вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его ком-петенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: принесение протеста, внесение представления и др. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и под-лежат исполнению соответствующими органами и должностными ли-цами. Действие принципа единства проявляется также в том, что вы-шестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора (это относится и к исполнению функции участия в право-творческой деятельности), изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.

Участие в правотворческой деятельности осуществляется на осно-ве принципа централизма. В ст.129 Конституции РФ определен один из основных принципов организации и деятель-ности российской прокуратуры -- принцип централизма: все прокуроры, кроме Генераль-ного прокурора РФ, назначаются на должность Генеральным прокурором РФ; в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вы-шестоящим и всех прокуроров -- Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры правомочны давать подчи-ненным прокурорам обязательные для них указания и поручения. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль за нею. Приказы, указания, рас-поряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор РФ по вопросам организации деятельности системы проку-ратуры, обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры. Это предусмотрено п.1 ст.17 Закона о про-куратуре Российской Федерации.

Это, безусловно, оказывает определяющее воздействие на учас-тие прокуроров различных уровней в правотворческой деятельнос-ти. Так, в соответствии с п.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 47 «Об участии органов и учреждений прокурату-ры в правотворческой деятельности и систематизации законодатель-ства в прокуратуре Российской Федерации» начальники управлений и отделов Генеральной прокуратуры, прокуроры субъектов РФ, городов и районов, приравненные к ним прокуро-ры при выявлении пробелов и недостатков законодательства, требу-ющих дополнительного правового регулирования, предложения с необходимыми обоснованиями и приложениями конкретных фор-мулировок предлагаемых норм обязаны направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмотрение руковод-ства. В пункте 6 названного Приказа начальникам и прокурорам управ-лений и отделов Генеральной прокуратуры РФ, научным и педагогическим работникам институтов прокуратуры ука-зано на необходимость принимать участие в рабочих группах, созда-ваемых в Государственной Думе и других органах для разработки про-ектов законодательных и иных нормативных актов только по уполномочию руководства Генеральной прокуратуры, которое необ-ходимо систематически информировать о ходе работы.

Участие работников прокуратуры в правотворческом процессе мо-жет находить свое проявление на всех его стадиях: при проявлении инициативы принятия правовых актов, обсуждения и согласования проектов, принятия нормативных правовых актов. Самостоятельность работников прокуратуры при осу-ществлении правотворческой деятельности в значительном мере ос-новывается на принципе независимости органов прокуратуры, который состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, участию в правотворчестве, расследованию преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов надзорных проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их прове-дения. Закон о прокуратуре Российской Федерации (ст.5) указывает на недопустимость вмешательства не только в осуществление прокурор-ского надзора, но и в любую иную деятельность органов и учрежде-ний прокуратуры: расследование преступлений, координацию деятель-ности правоохранительных органов, а также участие в правотворческой деятельности.

При осуществлении правотворческой деятельности прокурорские ра-ботники опираются на принцип «внепартийности» -- политической неза-висимости прокурорских работников, который сформулирован в п.4 ст.4 Закона. Он состоит в том, что прокурорские работники не могут являть-ся членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Одно из главных мест среди принципов правотворчества занимает принцип демократизма правотворческой деятельности. Пред-ставляется, что он имеет ряд проявлений: наличие де-мократических процедур разработки законов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия; самостоятельность субъек-тов правотворчества, коллективность этого процесса. В совокупности названные составляющие стороны одновременно создают условия и гарантии обеспечения волеизъявления и реализа-ции не только интересов отдельных работников прокуратуры, прини-мающих непосредственное участие в процессе правотворчества, но при должной организации этой работы -- системы прокуратуры в целом, а также интересов граждан, общества и государства.

Демократизм разработки и принятия нормативных актов невозмо-жен без гласности -- открытого характера такой деятельности, широ-кой и систематической информации о ней. Гласность процесса пра-вотворчества характерна для всех ее основных стадий: при подготовке (разработке) проектов, предварительного их обсуждения, принятия актов и их реализации. Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с п.2 ст.4 Феде-рального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы про-куратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а так-же законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

С принципом демократизма тесно связан принцип гуманизма пра-вотворческой деятельности. Если учесть, что «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» -- человечность Краткая философская энциклопедия. -- М., 1994. -- С. 119., то вполне понятно, что этот принцип предусматривает следующее: нормативные правовые акты должны формулировать и защищать общечеловеческие ценнос-ти, естественные права человека, его интересы должны находиться в центре правотворческой деятельности.

Необходимым условием выполнения любого норма-тивного правового акта населением является соответствие его принци-пу справедливости. Поэтому нормы закона, иных нормативных актов призваны учитывать общественные ожидания и реальную готовность субъектов к выполнению его предписаний. Нормативный правовой акт должен соответствовать интересам общества в целом и не порож-дать необоснованного доминирования интересов отдельных соци-альных групп, не провоцировать конфликтов в обществе. Обязатель-ным для закона как инструмента государственной политики является его соответствие общим направлениям и целям этой политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.