реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Политика ОБСЕ в области развития СМИ

реферат
2007 году Бюро приступило к осуществлению долгосрочного проекта по разработке практических рекомендаций, касающихся совершенствования информационных контактов между государственными ведомствами и СМИ с целью повышения транспарентности работы правительства (31, 72).

Аккредитация журналистов, как один из способов доступа к информации, в Азербайджане имеет индивидуальный подход. По словам А. Алиева, журналисты неугодных изданий не допускаются на мероприятия государственного значения, на более значительные судебные заседания. Глава VII "Закона о СМИ" посвящена определению статуса журналиста и его аккредитации. В статье 50 данной главы говорится о праве СМИ на аккредитацию своих журналистов при государственных структурах и общественных объединениях (33, 17). Огромным недостатком данной статьи является то, что в ней не сказано об обязательстве организаций в аккредитации журналистов и не говорится о применении каких-либо санкций при отказе или не выполнении аккредитации. На Совещании ОБСЕ А. Алиев заявил, что уже полтора года независимая газета "Гюнь" (он является председателем правления данного издания) не может получить аккредитацию в Президентском аппарате. По причине отсутствия аккредитации сотрудники данного издания не имеют права попасть ни на одно мероприятие с участием Президента (12,2).

Другим примером может служить заявление объединения редакторов ведущих СМИ от 10 июля 2002 года о намерении обратиться в суд с требованием отменить решения Центральной избирательной комиссии Азербайджана об аккредитации журналистов для освещения референдума о внесении изменений в Конституцию страны, назначенного на 24 августа. Согласно этому решению, до 15 июля СМИ должны представить списки своих сотрудников для освещения голосования. Редакторы расценили решение ЦИК как ограничение свободы слова и журналистской деятельности (48,8).

В 2006 году Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ подготовил специальный доклад об аккредитации журналистики в регионе ОБСЕ. В нем подчеркивается, что государственные органы не должны злоупотреблять аккредитацией в качестве "разрешения на работу". Другая рекомендация в данном докладе гласит, что аккредитация не должна быть причиной, на основании которой государственные органы принимают решение о том разрешить или нет конкретному журналисту посещать публичное мероприятие и освещать его. Более того, нельзя использовать угрозу отзыва аккредитации на какое-то мероприятие в качестве средства контролирования содержания репортажей, содержащих критику.

На Дополнительном совещании по человеческому измерению ОБСЕ Рашид Гаджили, дал относительно полную информацию о ситуации в области доступа к информации в Азербайджане: государственные органы отказываются предоставлять информацию журналистам, так как не понимают, что это входит в их обязанность; государственный бюджет все еще идентифицируется с конфиденциальной информацией; принцип открытости общественной информации часто не соблюдается (80,3). По мнению М. Харашти, не смотря на то, что бюрократические преграды в некоторых государственных органах Азербайджана ограничивают возможности журналистов в получении информации, процесс развития печати в этой области может начаться: "Если представители прессы относятся профессионально к своему делу, не искажают полученную информацию, публикуют их как есть, и в то же время госчиновники, поняв демократические принципы, не ограничивают получения информации, то тогда свобода печати будет установлена" (46).

Другой существенной проблемой азербайджанских журналистов являются их преследования в судебном порядке. В большинстве случаев причиной этому является отсутствие у представителей власти терпимого отношения к критике. Так, согласно информации Бакинского пресс-клуба, в Азербайджане в период с 2001 по 2003 годы государственные служащие предъявили 126 исков руководству и работникам СМИ - в основном о защите чести, достоинства и деловой репутации (34, 43). Отметим, что период с 2001 по 2003 года - это только преддверие целой серии судебных исков, заключений, волне насилия против журналистов. В основном докладе Всемирному конгрессу Международной федерации журналистов М. Харашти заявил, что криминализация клеветы и насилие против журналистов (в том числе убийство - как крайнее проявление этого насилия) тесно взаимосвязаны. Эти действия против сотрудников СМИ можно характеризовать как наиболее эффективный способ подчинить неугодных журналистов и органов СМИ. Кроме того, этот способ служит своего рода предупреждением для других сотрудников СМИ. Насилие против журналистов - это крайне актуальный вопрос для Азербайджана. Тем более что государство уже имеет трагический опыт в этой области - речь идет об убийстве редактора журнала "Монитор" Э. Гусейнова. В своем докладе М. Харашти подчеркнул, что государственные вражда и насилие против журналистов за их деятельность, проявляющиеся в арестах, задержаниях и уголовном преследовании, являются дорогой к неофициальному насилию: угрозам, нападениям и убийствам. Убийство Э. Гусейнова является подтверждением закономерности заявления спецпредставителя - в 2005 году Эльмар Гусейнов был убит после того, как в отношении его был издан целый ряд обвинительных заключений. Печатное издание за время своего функционирования не раз сталкивалось с проблемой распространения - типографии отказывались печатать журнал - что, по существу, представляет собой один из способов применения так называемой скрытой цензуры.

Волна судебных исков против журналистов привела к тому, что вот уже в течение ряда лет Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ активно добивается отмены в Азербайджане уголовной ответственности за клевету. В целом, Бюро рассматривает несколько возможных способов оказания воздействия на политику по вопросам клеветы в СМИ: добиваться внесения изменения в законопроекты об отмене уголовного преследования за клевету; посредством информационно-пропагандистских кампаний побуждать государственных чиновников воздерживаться от использования действующих положений уголовного кодекса для возбуждения дел против СМИ и журналистов; и в странах, где существует уголовная ответственность за клевету в СМИ, призывать судебные органы к введению моратория на применение мер наказания, связанных с лишением свободы, в том числе условно, на период до проведения необходимых реформ.

Одной из основных тем Первой южно-кавказской конференции СМИ была диффамация. В ходе конференции было отмечено, что в Азербайджане начался процесс разработки нового закона, регулирующего вопросы диффамации, клеветы в СМИ и защиты чести и достоинства. По итогам конференции была принята Декларация, в которой говорится, что положения уголовного законодательства о клевете должны быть удалены и заменены соответствующими гражданскими нормативами, узко определяющими, что такое клевета. Это положение вполне соответствует рекомендациям Меморандума по законам Азербайджанской Республики, касающимся защиты репутации, который был проведен в 2004 году организацией "Артикль 19" по заказу Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ. Основной закон государства - Конституция - гласит, что каждый имеет право на свободу мысли и слова. Но, наряду с этим Конституция имеет ряд положений, ограничивающих вышеуказанное положение статьи 47. Прежде всего - это статья 46, которая, согласно Меморандуму, содержит расплывчатые положения о защите чести и достоинства. Именно эти расплывчатые положения приводят к тому, что журналистов легко привлечь к ответственности за высказывание собственного мнения по статье 147 "Клевета" Уголовного кодекса (66, 217) или за распространение информации, которая, согласно статье 23 Гражданского кодекса, унижает "честь, достоинство и деловую репутацию" человека (3,4).

Далее Декларация провозглашает: "Государственные органы власти не должны иметь права использовать законы о клевете", а также "Специальные положения законодательства, предусматривающие уголовную и гражданскую ответственность за оскорбление глав государств, должны быть отменены". По последнему пункту Уголовный кодекс Азербайджана за "Опорочивание или унижение чести и достоинства главы Азербайджанского государства - Президента Азербайджанской Республики" (66, 394) предусматривает лишение свободы сроком до двух лет (статья 323.1) и от двух до пяти, если сведения содержат обвинение в совершении "тяжкого или особо тяжкого" преступления (статья 323.2). В вышеуказанном Меморандуме, так же как и в Декларации, рекомендуется удалить последние перечисленные статьи из Уголовного кодекса Азербайджанской Республики. В данном контексте отметим, что 12 января 2008 года, международная правовая организация Human Rights Watch обнародовала свой Всемирный доклад за 2007 год, в котором упомянула задержание, а затем и лишение свободы известного журналиста и поэта-сатирика из газеты "Азадлыг" Мирза Сакита Захидова. Несмотря на то, что официально его осудили за хранение наркотиков, организация Human Rights Watch считает дело о наркотиках "сомнительным", а лишение свободы, согласно мнению экспертов организации, преследует цель "прекратить выход его [Мирза Сакита Захидова - авт.] колонок в газете и наказать его за критические стихи о Президенте Ильхаме Алиеве и коррупции во власти" (13).

В рассматриваемом исследовании "Артикль 19" отмечается, что должностные лица должны быть более, а не менее, терпимы к критике и не должны пользоваться большей защитой против диффамации, чем обычные граждане - так принято в международном праве. В связи с этим отметим, что в сентябре 2006 года Миклош Харашти направил президенту Азербайджана письмо, в котором выразил сожаление по поводу судебных процессов по отношению к журналистам. В письме спецпредставитель по вопросам СМИ указал, что во всех случаях истцами являются государственные чиновники (20). В том числе, Глава МВД Рамиль Усубов летом подал пять исков против СМИ.

Декларация о клевете содержит интересное положение - никто не должен нести ответственность за выражение своего мнения. Однако в законодательстве Азербайджана в Гражданском кодексе (в частности, в статье 23 - "Защита чести, достоинства и деловой репутации") нет различия между фактическими сведениями и оценочными мнениями. По итогам Меморандума, оценочные мнения не пользуются особой защитой по законодательству Азербайджана, а выражение негативного мнения может составлять унижение чести и достоинства лица (согласно Решению №7 Верховного Суда) (45,9). О том, что сфера применения того, что считается диффамацией, должна трактоваться узко и ограничиваться рассмотрением фактов, а не мнений было сказано и на конференции в Париже, организованной Представителем ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации и организацией "Репортеры без границ" 24-25 ноября 2004 года (88).

Помимо вышеперечисленного в Декларации отмечено, что параллельно декриминализации сумма компенсаций должна быть ограничена только размером фактически причиненного клеветническим заявлением вреда, а максимальный размер этой суммы должен быть обозначен законом. В связи с последним пунктом отметим, что этого вопроса коснулся руководитель бакинского офиса ОБСЕ Маурицио Павеси в ходе организованного ОБСЕ 28 октября 2004 года "круглого стола", посвященного правовым аспектам, оказывающим влияние на СМИ. Он назвал сумму компенсаций, вынесенную судебными решениями в результате пятнадцати судебных процессов - она составила триста тысяч долларов США. По этому поводу М. Павеси заявил, что: "Азербайджанские СМИ, это не "Нью-Йорк Таймс", чтобы выплачивать такие большие компенсации" (43). Этот аспект очень важен, поскольку после решений суда о выплате компенсации довольно больших размеров СМИ не бывают в состоянии не только выплатить требуемую сумму, но и продолжать после этого свою деятельность. Это еще один способ подавить свободу слова. На вышеупомянутой Парижской конференции был дан ряд рекомендаций по этому поводу: санкции, не предусматривающие наложение штрафов, включая урегулирование спора сторонами, должны считаться более предпочтительными при возмещении причиненного вреда; законы о диффамации не должны использоваться для банкротства СМИ, а любые финансовые санкции должны быть соразмерными (88). В этом контексте отметим, что в 2001 году бывший мэр города Баку предъявил иск газете "Зеркало" суммой в 1 миллион долларов США за клевету. Но впоследствии иск был отозван. Из этой же серии как пример можно привести решение суда от 2006 года о выплате компенсации газетой "Азадлыг" в 45 тысяч долларов США, или же приговор Э. Фатуллаева об осуждении к восьми с половиной годам тюремного заключения и штрафа на 200 тысяч манатов (около 164 тысяч евро) (65). Последнее упомянутое событие вызвало сильную критику не только ОБСЕ, но и ряда других весомых международных организаций. Арест Э. Фатуллаева и закрытие двух газет с большим тиражом - "Гюнделик Азербайджан" и "Реальный Азербайджан" было оценено Представителем как кульминацией кампании, целью которой было "заставить замолчать журналистов" (65).30 октября 2007 года Суд Азербайджана по особо тяжким преступлениям признал Эйнуллу Фатуллаева виновным в клевете, оскорблении, разжигании межнациональной ненависти и уклонении от уплаты налогов. По поводу заключения Э. Фатуллаева М. Харашти заявил: "Комбинированное долгосрочное наказание Фатуллаева по четырем уголовным статьям является хрестоматийным примером произвольного применения репрессивных законов с целью криминализации журналистики и подавления критики. Данная практика - грубейшее нарушение обязательств в области свободы прессы принятых в рамках ОБСЕ" (65).

Отметим, что в последние годы в Азербайджане наблюдается тенденция задержания и лишения свободы журналистов по ряду других статей, которые юридически не имеют отношения к их профессиональной деятельности - и все это опять же направлено на то, чтобы препятствовать распространению критических материалов по отношению к властям. Среди таких дел можно назвать особо яркие - отмеченные выше судебные приговоры М. Сакита, Э. Фатуллаева, Г. Захидов. Следует отметить, что организация Human Rights Watch признала заслуги этих трех журналистов, подвергшихся политическому преследованию и аресту. По мнению организации, причиной их преследования стало стремление журналистов информировать общество, тем более что все трое осужденных были хорошо известны своей критикой внешней и внутренней политики правительства Азербайджана (19). Спецпредставитель ОБСЕ по вопросам СМИ Миклош Харашти выступил 11 апреля 2008 года с заявлением по поводу преследования журналистов в Азербайджане, в котором обвинил правоохранительные органы в фабрикации дел против журналистов, а в качестве примера назвал три вышеуказанных дела: "Все трое журналистов отбывают наказание, основанное на вымышленных обвинениях - терроризм, неуплата налогов, хранение наркотиков и хулиганство" (40). Отметим, что Ганимат Захидов (редактор газеты "Азадлыг") является братом поэта-сатирика Мирзы Сакита и так же известен своими материалами критического характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.