реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Политика ОБСЕ в области развития СМИ

реферат
еудачи в миротворческой деятельности не помешали, однако, организации возвратиться в конце 1990-х к проблеме соблюдения прав человека, основных демократических свобод и общеевропейских ценностей, что и является на данный момент основной сферой деятельности этой организации.

1.2 Нормативно-правовые акты ОБСЕ в области СМИ

Так как основополагающим документом ОБСЕ является Заключительный акт СБСЕ 1975 года (в литературе его называют Хельсинкские соглашения), то целесообразным будет начать изучение вопроса именно с данного документа. Он представляет собой некий политический обязательный кодекс поведения, регулирующий не только отношения государств-участников между собой, но и отношения между государствами и их гражданами. Акт содержит базовые принципы, сгруппированные в несколько Разделов - международно-правовой, военно-политический, экономический, гуманитарный. В гуманитарной области имело место согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования. Во время принятия Заключительного акта государства-участники ОБСЕ взяли на себя обязательство уважать принцип свободы печати и СМИ, являющийся одним из основных условий становления демократического, гражданского общества.

С обязательной ссылкой на Заключительный акт подписывались многие двусторонние договоры и соглашения между европейскими государствами, создавались двусторонние комиссии по сотрудничеству, стали проводиться общеевропейские совещания экспертов по разным направлениям.

Итак, Заключительный акт состоит из четырех Разделов. В первый Раздел - "Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе" - включена Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. Свод вышеназванных принципов в зарубежной литературе часто называется "Десятью заповедями Хельсинки" ("Helsinki Decalogue") (11, 271). VII принцип вышеупомянутой Декларации называется "Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений" (32,3). Специальное выделение из всего комплекса прав человека тех, которые связаны со свободой выражения мнения и убеждений подчеркивает, насколько важным признает мировое сообщество соблюдение этих свобод для обеспечения демократии. Данный принцип гласит, что государства-участники "будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития" (32,3). Согласно VII принципу Декларации, государства, подписавшие данный документ "будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека".Т. е. государства, принявшие Заключительный акт или вступившие в ОБСЕ после (что по сути одно и то же) должны соблюдать Устав ООН и Всеобщую декларацию прав человека. А в связи с этим отметим, что статья 55 главы IX Устава ООН гласит: "…ООН содействует: (…) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии" (68,12). Безусловно, права человека и основные свободы включают в себя и понятия свободы слова, мысли, выражения, а, следовательно, и свободу средств массовой информации.

Относительно Всеобщей декларации прав человека следует отметить, что VII принцип Заключительного акта немного расширенно пересказывает содержание статьи 18 вышеупомянутой Всеобщей декларации - "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (…)" (16,3). Следующая статья декларации наиболее четко отразила права человека на свободу убеждений и свободу информации: "Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ" (16,4). Данная статья нашла практически всеобщее признание в качестве эталона, на основе которого правительства могут измерять прогресс в деле защиты прав человека.

Из вышеизложенного следует, что Заключительный акт отражает содержание выработанных международным сообществом правовых документов в области СМИ. Ювеналий Поляков, профессор факультета международной журналистики МГИМО (Университета) МИД РФ, анализируя Хельсинкские соглашения, отмечает, что "по существу Хельсинкский Заключительный акт представляет собой первый международный документ, который в специальном Разделе зафиксировал основные принципы взаимоотношений стран в сфере информации, базировавшиеся на содержании ст.10 [Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод - авт.]" (56,2). Отмечу, что в статье 10 Европейская Конвенция провозглашает "свободу выражения своего мнения" (26,3).

Из всех Разделов Хельсинкских соглашений прямое отношение к VII принципу Декларации имеет третий Раздел - "Сотрудничество в гуманитарных и других областях" - он в наибольшей степени раскрывает и дополняет вышеупомянутый принцип. Второй пункт третьего Раздела называется "Информация". В нем содержится обращение к правительствам по поводу свободного потока информации через государственные границы в печати, кино и электронных средствах информации. Подписываясь под Заключительного актом, государства-участники признают "влиятельную роль печати, радио, телевидения, кино и телеграфных агентств и журналистов" (32, 21).

В документе четко определены обязательства государств-участников в отношении печатных изданий (как периодических, так и непериодических), распространяемых из других государств-участников. Государства должны поощрять фирмы и организации в деятельности по увеличению доставки и распространению импортируемых печатных изданий. Кроме этого, государства-участники должны обеспечить доступ общественности к вышеуказанным изданиям, в документе также говорится и о доступе к официальной информации дипломатических представительств. В Хельсинкских соглашениях подробно рассказывается о способах распространения устной информации - "путем поощрения лекций и лекционных поездок видных деятелей и специалистов из других государств-участников, а также обмена мнениями типа круглого стола, семинаров, симпозиумов, летних курсов, конгрессов и двусторонних и многосторонних встреч" (32, 21).

Сотрудничество в области информации также имеет свои подпункты в документе. Государства-участники обязаны не просто поощрять, но и сами способствовать более широкому сотрудничеству между различными видами СМИ. Государства должны поощрять контакты между журналистскими организациями, самими журналистами.

В документе не осталась без внимания и деятельность самих работников СМИ - оговорены условия улучшения въезда-выезда журналистов в другие страны-члены ОБСЕ для осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо облегчать "процедуры оформления поездок журналистов государств-участников по стране, в которой они осуществляют свою профессиональную деятельность, и постепенно предоставлять большие возможности для таких поездок при соблюдении правил, связанных с наличием районов, закрытых по соображениям безопасности" (32, 22). Документ также отразил права зарубежных журналистов на доступ, личное общение с источниками информации, в том числе с организациями и официальными учреждениями.

По мнению многих аналитиков, принятие Заключительного Акта не только символизировало эпоху "разрядки", но также привело к "реидеологизации" противостояния между Востоком и Западом, переведя его в плоскость соблюдения прав человека. С момента принятия документа его положения многократно попирались - в частности, в СССР иностранная печать для широких советских масс ограничивалась коммунистическими "Морнинг стар" и "Юманите", разрешение на выезд было необходимо вплоть до 1989 года, иностранное вещание на русском языке глушилось до 1987 года (42). Тем не менее, сам факт созыва Совещания способствовал преодолению напряженности и установлению режима относительно свободного обмена идеями, информацией, а также свободного перемещения людей.

Положения о деятельности СМИ и самих журналистов нашли отражения и в последующих нормативных актах организации. В хронологическом порядке следующим таким актом стал Итоговый документ Мадридской встречи 1980-83-х годов, который полностью опирается на принципы и положения хельсинского Заключительного акта - в целом, этот документ повторяет его положения. Однако надо признать, что определенные дополнения тоже имеют место. Положения об улучшении распространения периодических и непериодических печатных изданий, отразившиеся в Хельсинкском соглашениях 1975 года, были продолжены и развиты в данном документе - в частности, были намечены меры по увеличению количества и числа наименований импортируемых из других государств публикаций и назначение на них не слишком высоких цен - "они [государства-участники - авт.] считают желательным, чтобы розничные цены на иностранные публикации не были чрезмерными по отношению к ценам в стране их происхождения" (37,11).

В Итоговом документе Венской встречи значительно расширены положения Заключительного акта, касающиеся деятельности СМИ. По мнению Ю. Полякова, Итоговый документ этой встречи во многом определил будущую общеевропейскую политику в сфере информации, дальнейшие пути работы СМИ и журналистов (56,3). И действительно, Заключительный акт и Итоговый документ Мадридской встречи содержат скорее общие, "расплывчатые" положения относительно деятельности СМИ в целом. В них больше внимания уделено работе иностранных журналистов и распространению опять же зарубежных СМИ. А Венский документ содержит новые направления политики в сфере информации. В документе говорится о свободе выбора источников информации "согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека и соответствующим им международным обязательствам относительно поиска, получения и распространения всех форм информации" (36,14).

На Венской встрече члены СБСЕ согласились созвать с 18 апреля по 12 мая 1989 года Информационный форум в Лондоне с участием деятелей в области информации из государств-участников. Целью форума является "обсудить улучшение распространения информации, доступа к ней и обмена ею, сотрудничество в области информации и улучшение условий работы журналистов" (36, 14). Венский документ постановил обсудить три основные области Заключительного акта в сфере информации: улучшение распространения, доступа и обмена информацией; сотрудничество в области информации; улучшение условий работы журналистов.

Ю. Поляков дает высокую оценку Лондонскому форуму: "(…) впервые в современной истории представители Востока и Запада согласились совместно обсудить наиболее политизированную область своих отношений - информацию и печать, которые были чуть ли не центральной ареной идеологического противостояния, "горячим оружием" "холодной войны" (56,6). Итог проведенного форума составили выработанные рекомендации, которые можно сгруппировать в несколько Разделов: предложения, относящиеся к праву на информацию (свобода выражения мнения через СМИ, право на приобретение и использование разного рода оборудования); вопросы сотрудничества в области информации (обмен информацией, увеличение числа совместных проектов, сотрудничество между журналистами и журналистскими организациями); предложения, касающиеся развития общеевропейского сотрудничества в области новейших коммуникационных технологических средств - проекты (в том числе и коммерческие) совместного производства различных видов информационной технологии; проблематика спутникового телевидения; подготовка технических специалистов и т.д.

Венская встреча также постановила созыв ряда Совещаний по человеческому измерению. На одном из таких Совещаний, проведенном в Копенгагене в 1990 году, государства-участники СБСЕ провозгласили: "каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения, включая право на общение; это право включает свободу придерживаться своего мнения и получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ" (63, 17). Однако в документе указаны и пути ограничения этого права - предписанные законом и соответствующие международному праву.

Главы государств и правительств государств-участников СБСЕ, собравшиеся на Парижском совещании в ноябре 1990 года, подписали "Парижскую хартию для новой Европы" - документ, признавший демократию наилучшей гарантией свободы выражения своего мнения. Этот правовой акт еще раз подтвердил, что "без какой-либо дискриминации каждый человек имеет право на: свободу мысли, (…) свободу выражения своего мнения (…)" (63, 18).

Доступ к средствам массовой информации явился предметом обсуждения на совещании экспертов СБСЕ по вопросам национальных меньшинств, проведенном в июле 1991 года. В докладе Совету СБСЕ эксперты отметили, что "в области доступа к средствам информации [государства-участники] не будут проводить дискриминацию в отношении кого-либо на основании этнической, культурной, языковой или религиозной принадлежности" (63, 20).

В октябре 1991 года в Москве состоялось III заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ, на котором "право на свободу выражения своего мнения, включая право на общение и право средств информации собирать, передавать и распространять информацию, новости и мнения" (25, 21) вновь были подтверждены и развиты. В документе конференции отмечена особая роль независимых СМИ в деле охраны прав человека и основных свобод, они признаны важнейшим условием для свободного и открытого общества. Отмечены положения относительно доступа к информации (в том числе и к иностранной), который может быть ограничен только законом и соответствовать международным стандартам. В этом контексте и общественность может пользоваться аналогичной свободой. Документ содержит пункт, касающийся работы журналистов в экстремальных условиях - государства должны принять все меры для защиты таких журналистов - "поиск пропавших журналистов, выяснение их судьбы, оказание необходимой помощи и содействие их возвращению в свои семьи" (25, 22).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.