реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Политика ОБСЕ в области развития СМИ

реферат
осле Московской конференции в ноябре месяце был проведен семинар экспертов СБСЕ по демократическим институтам, в результате которого был составлен доклад Совету СБСЕ. В докладе отмечается, что без наличия свободы выражения своего мнения граждане не могут получать информацию, необходимую для участия в политической и общественной жизни.

На семинаре обсуждался вопрос о применении некоторых правовых норм в отношении средств информации, в частности, в отношении к их крайним проявлениям. В азербайджанском законодательстве данная область регулируется статьей 10 "Закона О СМИ" - "Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации" (33,4).

На семинаре также отмечалась необходимость выработать этические нормы, которыми должны руководствоваться журналисты, что некоторые участники семинара связывали с системой найма и профессиональной подготовки журналистов. Вместе с тем подчеркивалось, что право на существование имеют как элитарные, так и популярные издания. Участники семинара провозгласили, что "в идеале, экономические условия должны гарантировать полную независимость редакции" (63, 22), при этом они не исключали вмешательства государства, если это необходимо, для сохранения разнообразия прессы.

Проведенный в 1992 году в Хельсинки саммит СБСЕ завершился принятием документа "Вызов времени перемен", в котором государства-участники поручили БДИПЧ организовать семинар СБСЕ в области человеческого измерения, посвященный свободным СМИ. Данный семинар состоялся в 1993 году. Основу его тематики составили обсуждения взаимоотношений представителей государственных органов с работниками СМИ.

В 1994 году в Будапеште состоялся саммит СБСЕ, в котором впервые принимала участие азербайджанская делегация во главе с Гейдаром Алиевым. Была принята политическая декларация "На пути к подлинному партнерству в новую эпоху", в которой государства-участники объявили, что защита свободы выражения своего мнения является их руководящим принципом. Они вновь подтвердили, что "независимость и плюрализм средств массовой информации чрезвычайно важны для свободного и открытого общества и обеспечения подотчетности органов государственного управления" (47, 25). В свете увеличения числа случаев нападений на журналистов и враждебного отношения к ним из-за выполнения профессиональных обязанностей в декларации сказано, что государства-участники осуждают такое поведение в отношении работников СМИ и будут привлекать виновных лиц к ответственности.

На следующем саммите ОБСЕ, проведенном в столице Португалии в 1996 году, государства-участники признали, что необходимо усилить "выполнение принятых в рамках ОБСЕ обязательств, касающихся СМИ, с соответствующим учетом работы, проводимой другими международными организациями" (24, 27). В связи с этим Постоянному совету было поручено изучить пути повышения внимания к вопросам выполнения обязательств в области СМИ и разработать мандат для назначения Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации. В начале 1997 года был подготовлен проект мандата, в котором говорилось, что Представитель должен будет заниматься только общими информационными средствами информации в контексте выборов, и что он не будет вмешиваться в вопросы правового характера. Эти условия вызвали озабоченность ряда неправительственных организаций, занимающихся вопросами СМИ. Таким образом, в ноябре 1997 года Решением №193 Постоянного совета была учреждена должность Представителя по вопросам свободы СМИ, который "будет оказывать государствам-участникам помощь, в духе сотрудничества, в дальнейшем претворении в жизнь их приверженности к развитию свободных, независимых и плюралистичных СМИ" (60, 28).

В 1999 году в Стамбуле прошла очередная встреча глав государств ОБСЕ. В

декларации этой встречи государства-участники выразили обеспокоенность относительно деятельности СМИ, в связи с этим государства заявили о поддержании усилий Бюро Представителя "по содействию развитию свободных независимых средств массовой информации" (63, 33). На Стамбульском саммите была принята "Хартия европейской безопасности", в одном из положении которой государства взяли на себя обязательство обеспечить свободный поток информации - как внутригосударственный, так и трансграничный, создать для этого все условия, а также создать "необходимые основы для функционирования свободных и независимых средств массовой информации" (70, 33).

Конец XX - начало XXI вв. обозначился повышением усилий государств в борьбе с терроризмом в связи с увеличением числа террористических актов. По этой причине ОБСЕ приняла серию документов относительно борьбы с терроризмом во имя обеспечения безопасности как региона ОБСЕ, так и всего мира. В этих документах также отмечена роль СМИ в области толерантности, борьбы с ксенофобией, расизмом, дискриминацией. Так, согласно "Бухарестскому Плану Действий по Борьбе с Терроризмом" (СМИД, 2001) в борьбе с терроризмом должны участвовать и средства массовой информации - в связи с этим министры обратились к Представителю ОБСЕ по СМИ, который "будет способствовать принятию мер по недопущению в средствах массовой информации проявлений агрессивного национализма, расизма, шовинизма, ксенофобии и антисемитизма и борьбе с ними" (14, 34). В этом контексте СМИ должны быть бдительными в отношении разжигания ненависти и пропагандировать терпимое отношение к людям с другим языком, религией, культурой. Похожие положения нашли свое отражение в документе другой встречи СМИД, проведенной в Порту (2002 г), - в "Хартии ОБСЕ о предупреждении терроризма и борьбе с ним" (71, 36).

Следующая встреча Совета Министров состоялась через год в Маастрихте. На ней объявлено, что ОБСЕ будет бороться с пропагандой расизма, ксенофобии и антисемитизма в Интернете, будет противодействовать угрозам, связанным с ненавистью и дискриминацией. В этом же духе были приняты решения на встрече СМИД в Софии (2004 г).

Ряд документов, принятых СМИД и Постоянным Советом с 2005 года особо сильно призывают к терпимости и не дискриминации в СМИ, в том числе к свободе религии, межкультурному и межконфессиональному диалогу. Это не в последнюю очередь связано с тем обстоятельством, что 2005 год стал началом так называемого "карикатурного кризиса", который начала датская газета "Юлландс-постен" издевательской провокацией на тему пророка Мухаммеда. В начале 2006 г. кризис перерос в межкультурное столкновение ужасающих масштабов.

Во многих документах ОБСЕ имеются ссылки на необходимость соблюдения норм международного права и обязательств, в которых есть немало положений, регулирующих работу средств информации. Зафиксированные в статьях Заключительного акта и в других итоговых документах условия развития контактов и сотрудничества в информационной сфере по существу утверждают неприменение иных, и в первую очередь, каких-либо запретительных мер в деятельности государств на этом поприще, кроме тех, которые упомянуты в нормах международного права или законодательстве государств-членов, не противоречащих этим положениям. В равной степени ОБСЕ и ее члены уже не могут заниматься законотворчеством и разработкой новых положений о деятельности СМИ без учета правовых норм, выработанных международным сообществом.

Глава 2. Взаимодействие ОБСЕ и Азербайджана в области развития СМИ

2.1 Современные требования ОБСЕ и развитие печати Азербайджана

На дополнительном Совещании документе к "значительным усилиям азербайджанского правительства в обеспечении свободы слова, мысли и информации" был отнесен Указ Президента Азербайджанской Республики от 6 августа 1998 года "О дополнительных мерах в области обеспечения свободы слова, мысли и информации", который ликвидировал Главное Управление по Защите Государственной Тайны по человеческому измерению по вопросам СМИ, прошедшему в Вене в июле 2006 года, был предоставлен доклад под названием "Информация о положении свободы слова и СМИ в Азербайджанской Республике". В этом в Печати и иных Средствах Массовой Информации при Кабинете Министров. Этим же Указом утратили силу Указ Президента Азербайджанской Республики о создании военной цензуры от 16 апреля 1992 года и распоряжение, связанное с введением контроля над распространением всей информации от 15 апреля 1993 года (35,1).

В упомянутом докладе указаны также важные меры по укреплению материально-технической базы СМИ: в конце 1998 года редакции газет были освобождены от налога на добавочную стоимость, а в Налоговом кодексе, принятом Милли Меджлисом, предусмотрена возможность создания выгодных условий для стимулирования деятельности СМИ (35,1).

6 марта 2000 года Распоряжением Президента Азербайджанской Республики была утверждена "Программа мер по улучшению материально-технических условий Средств Массовой Информации в 2000-2001 годах". В отмеченном документе ОБСЕ данное распоряжение было прокомментировано следующим образом: "В Программе предусматривалось укрепление материально-технической базы учреждений образования, готовящих журналистские кадры, установление минимальных тарифов за пользование государственными средствами связи, транспорта, услугами коммунальных служб" (35,2).

Следующим положительным моментом в деле развития материально-технической и финансовой базы СМИ, согласно вышеуказанному документу, стал Указ Президента Азербайджанской Республики "О дополнительных мерах по повышению государственной заботы о средствах массовой информации", подписанный 20 июля 2001 года. "Были приняты меры для отмены таможенной пошлины при ввозе в страну газетной бумаги и изучены возможности предоставления СМИ долгосрочных и льготных кредитов" (35,2). Помимо этого в документе отмечены распоряжение Президента об отсрочке на 3 года (до 31 декабря 2005 года) срока выплаты газетами своих долгов государственному издательству "Азербайджан", а также Указ Президента от 5 сентября 2002 года, согласно которому Правительству было поручено выделить более 600 тыс. долларов США на финансирование проектов в области СМИ из Национального фонда поддержки предпринимательства (35,2).

Однако вышеперечисленные действия Президента и Правительства Азербайджанской Республики, формально направленные на усиление материально-технической и финансовой базы СМИ, впоследствии получили неоднозначную оценку. В интервью газете "Эхо", опубликованном 23 июля 2004 года под заголовком "ОБСЕ констатирует серьезные проблемы в азербайджанских СМИ", Ариф Алиев (председатель Ассоциации журналистов "Йени Несил") отмечает, что "нынешнее состояние прессы Азербайджана - это результат кризиса, начавшегося в 1998 году" (49,3). Согласно его мнению, именно с этого момента власти страны начали скрытую атаку на постепенное лишение независимой журналистики ее экономической самостоятельности. "Дело зашло настолько далеко, что без серьезной государственной программы сегодня добиться развития СМИ практически невозможно" (49,3). По словам А. Алиева, с 1998 года рекламный оборот СМИ Азербайджана снизился на 80 - 100%, что губительно для нормальной журналистики, так как основой независимости газеты или телеканала является их экономическая самостоятельность. По мнению А. Алиева, в стране произошла намеренная монополизация сферы медийного бизнеса со стороны властных группировок. "Установлено политическое влияние на рекламный рынок. Ведь за последние 5 лет никакого экономического краха в Азербайджане не случалось, массового исхода иностранного капитала - тоже. Наоборот, бюджет страны за это время возрос вдвое, а СМИ, которые, как капилляры, связаны с любой экономической сферой жизни государства, продолжают терять свою финансовую мощь и, естественно, попадают под управление политических и криминальных кругов" (49,3).

1999 год ознаменовался принятием нового закона Азербайджанской Республики "О средствах массовой информации". В докладе Постоянному совету Фраймут Дуве дал отрицательную оценку новому закону: "данный закон содержит неуместные ограничения, относящиеся к деятельности средств массовой информации, а также ряд ограничений в области доступа к информации" (73, 206). В частности, недовольство Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ вызвали положения статьи 10 "Закона о СМИ", запрещающие публикацию ряда категорий информации, в том числе государственной тайны и конфиденциальной информации, охраняемой законом; неправдивой информации, задевающей честь и достоинство граждан; порнографических материалов и клеветы (33,4). Отметим, что в 2004 году Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ поручило организации "Артикль 19" прокомментировать ряд действующих законов Азербайджанской Республики, ограничивающих свободу выражения мнения. В связи с этим организация "Артикль 19" провела меморандум по законам, в том числе и по закону "О СМИ". Проанализировав данный законодательный акт, организация наряду с другими рекомендациями предложила удалить статью 10 из "Закона о СМИ" (45, 17).

Следует отметить, что недовольство новым законом не ограничилось мнением только международных организаций - председатель Союза журналистов Азербайджана Гаджи Гаджиев выразил свое мнение относительно нового закона: "в законе абсурдных моментов предостаточно и поэтому его надо кардинально изменить" (67,3).

В конце февраля 1999 года Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ посетил Азербайджан. В ходе своего визита он встретился с Президентом Г. Алиевым, а также с Главами правительственных структур. Он принял участие в обсуждениях за "круглым столом" с журналистами как из печатных, так и из электронных СМИ (73, 194).

В 2001 году посол США в Азербайджане Дэвид Джонсон перед Постоянным советом ОБСЕ заявил, что США обеспокоены практикой соблюдения прав человека азербайджанским правительством. По мнению Джонсона, в области свободы СМИ необходимо поддерживать диалог с правительством Азербайджана с целью содействия продолжению реформ и соблюдения обязательств в рамках ОБСЕ (41,2).

В регулярном докладе Постоянному совету от 12 декабря 2002 года Фраймут Дуве указывает на проблемы, с которыми сталкиваются оппозиционные печатные издания. В частности, Представитель сообщает, что 4 декабря получил обращение, подписанное тринадцатью редакторами преимущественно из оппозиционной и независимой прессы, которые просили господина Ф. Дуве предпринять соответствующие меры и вмешаться в организованную проправительственными газетами травлю против независимых газет (75, 197).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.