реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Политика ОБСЕ в области развития СМИ

реферат
другом докладе Постоянному совету от 13 марта 2003 года Ф. Дуве, говоря о проектах Бюро, сообщает, что осенью 2003 года в Баку будет организован семинар для молодых журналистов. Целью проекта является содействовать улучшению и пониманию функций свободных СМИ (75, 209). Серия подобных семинаров была проведена во многих государствах-участниках ОБСЕ. Делегация ОБСЕ от США оказала материальную поддержку в организации поездки группы азербайджанских журналистов на семинар в Соединенные штаты.

2003 год является датой создания в Азербайджане Совета прессы. Создание этой структуры было встречено неоднозначно. Однако Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ положительно оценил создание этой структуры, которая "содействует снятию напряженности между правительством и СМИ" (75, 218).

В 2004 году в Тбилиси под эгидой ОБСЕ была проведена первая Южнокавказская конференция, которая затронула многие аспекты деятельности, как самих журналистов, так и электронных и печатных СМИ. Впервые журналисты и неправительственные организации из Армении, Азербайджана и Грузии, а также международные эксперты, собрались, чтобы обсудить общие проблемы. Принявший участие на конференции, директор Бакинского пресс-клуба Чингиз Султансой следующим образом охарактеризовал состояние азербайджанских СМИ на тот период: "В Азербайджане нет независимых телекомпаний, большинство газет - проправительственные или становятся таковыми по ряду причин. Осталось всего лишь несколько независимых и оппозиционных газет, которые борются за собственное существование (…). Данная ситуация представляет собой огромную угрозу свободе слова в стране." (76, 134).

В апреле 2005 года состоялся оценочный визит Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклоша Харашти. По итогам проведенных встреч в Азербайджане Харашти определил ряд проблем, стоящих в сфере СМИ: среди них он назвал проблемы электронных СМИ и печатных изданий. В регулярном докладе Постоянному совету ОБСЕ от 14 июля 2005 года Миклош Харашти дал подробный отчет о своей деятельности в ходе оценочного визита. Говоря о положении СМИ в стране, он отметил, что для их развития было принято достаточно соответствующих положений: "Закон о СМИ" 1999 года, закон "О свободе информации" 1998 года, а также нормативные акты, относящиеся к электронным СМИ - закон "О телерадиовещании" 2002 года, закон "Общественном телевидении" (77, 107). Представитель указал связь между проблемами печатных и электронных СМИ Азербайджана: "даже в условиях высокой политизации, в стране окреп плюрализм мнений, который получил распространение в печатных СМИ. Однако это многообразие мнений не простирается дальше печатных СМИ, которые имеют множество недостатков: очень маленький тираж, финансовую необеспеченность и низкий профессионализм. В таком положении трудно не переоценить важность телевидения как главного источника информации для граждан" (77, 107). В данный доклад были включены серии рекомендаций, сделанных азербайджанскому правительству, для исправления вышеуказанной ситуации в области СМИ. В частности, относительно печатных СМИ властям было предложено начать передачу в частную собственность (приватизацию) правительственных газет. Представитель подчеркнул, что только с развитием рекламного рынка в печати пресса может стать действительно беспристрастной (77, 137).

17-18 ноября 2005 года в Тбилиси вновь была проведена вторая по счету Южно-кавказская конференция, посвященная вопросам СМИ. На конференции принимали участие 70 представителей из трех стран Южного Кавказа. Если первая конференция акцентировала свое внимание на проблемах клеветы и свободы информации в СМИ, то вопросы второй касались непосредственно электронных СМИ, а именно качества публичной службы вещания и свободы Интернета. Конференция приняла декларацию по этим вопросам, призывая правительства Южного Кавказа подтвердить свою приверженность поддержанию мощной и энергичной независимой службы общественного вещания и воздержанию от вмешательства в редакционную независимость и организационную автономию общественных радио - и телекомпаний.

Ежегодное издание ОБСЕ "Freedom and Responsibility Yearbook 2005" содержит достаточно подробную информацию о деятельности и проблемах печатных СМИ, а также оценку и рекомендации Бюро в этой области. "Несмотря на то, что электронные СМИ страны (в частности, телевидение) нельзя назвать независимыми, печатные СМИ разнообразны, а оппозиция с этой точки зрения представлена хорошо. Однако это не значит, что в печатных СМИ наблюдается равное соотношение сил, так как оппозиционные издания материально слабы" (77, 134). Тем не менее отмечено, что некоторые крупные оппозиционные газеты имеют большой тираж - от рекордных 35 000 - 45 000 экземпляров перед президентскими выборами 2003 года и 10 000 - 12 000 экземпляров в период 2004 - 2005 гг., тогда как тираж правительственных газет составляет приблизительно 7 000 - 8 000 экземпляров (77, 134).

Согласно данным Бюро, приблизительно 15% всех печатных СМИ принадлежит правительству, 35% - политическим партиям, а остальная часть относительно независима, "хотя из-за экономической уязвимости и финансовой зависимости, независимость абсолютного большинства условна" (77, 134).

В издании отмечено, что большинство печатных изданий критикуются за непрофессионализм. В 2003 году была создана структура, занимающаяся решением этических и профессиональных проблем печатных СМИ. Во время оценочного визита М. Харашти встретился с председателем Совета прессы Афлатуном Амашевым. На этой встрече сам А. Амашев констатировал тот факт, что со времени создания Совета прессы качество печатных изданий не улучшилось (77, 134).

В докладе Постоянному совету от 16 февраля 2006 года М. Харашти положительно оценил решение Президента И. Алиева об уплате долгов печатных СМИ издательству "Азербайджан". Этот долг составлял примерно 350 000 евро и, согласно решению Президента, он будет уплачен из государственного бюджета (78, 382). Это решение было отнесено и к долгам оппозиционных газет.

13-14 июля 2006 года в Вене прошло Дополнительное Совещание ОБСЕ по человеческому измерению. На этом совещании довольно широко обсуждались проблемы СМИ. Так, председатель Союза журналистов Азербайджана Э. Шихлинский в своем выступлении заявил, что на первом месте стоит проблема деполитизации СМИ: "Даже имея огромную армию профессиональных журналистов без деполитизации, и устранения крайне политически ангажированных СМИ, что имеет место быть в азербайджанском, да и во всем постсоветском пространстве, нам, сколько бы мы не говорили о плюрализме, свободе слова и прессы, демократии, ничего существенного добиться не удастся" (72,3).

На этом же Совещании Ариф Алиев коснулся вопроса регистрации печатных СМИ. Он отмечает, что в этой области печатные издания практически не испытывают никаких трудностей, но здесь просматривается другая тенденция - люди, имеющие к журналистике весьма отдаленное отношение "открывают газеты с одной лишь целью - скомпрометировать своих врагов, оклеветать их, вымогать деньги у чиновников и бизнесменов путем шантажа. Сегодня численность таких газет составляет минимум 60 процентов всех зарегистрированных печатных СМИ страны" (12,1). По словам А. Алиева, журналистские организации бессильны в решении этой проблемы, так как, во-первых, корни "журналистики шантажа и рекета" лежат не в самой профессии, а в имеющей место атмосфере коррупции и взяточничества; а во-вторых, при разбирательстве выясняется, что за большинством подобных изданий стоят очень высокопоставленные чиновники, иногда целые госструктуры, ведущие между собой войну компроматов, а порой просто преследующие цель дискредитировать имя журналиста в обществе (12,2).

В первой половине октября 2006 года состоялся визит Миклоша Харашти в Азербайджан. Целью визита спецпредставителя явилось изучение ситуации вокруг СМИ в стране. М. Харашти встретился с главой государства И. Алиевым 9 октября 2006 года, во время встречи был произведен обмен мнениями по вопросам развития в сфере демократии и свободы слова.

В ноябре 2006 года в Тбилиси прошла третья Южнокавказская конференция. Ключевыми темами конференции были проблемы и перспективы частных и общественных средств массовой информации на Южном Кавказе, а также медиа-менеджмент. На конференции Кенан Гулузаде выступил с докладом на тему "Приватизация государственных средств массовой информации в Азербайджане". Он отметил, что тема приватизации государственных СМИ на фоне новой волны давления на СМИ неактуальна. Он назвал азербайджанское государство крупным игроком и собственником на медийном пространстве: "в собственности государства находятся два общереспубликанских телеканала из шести существующих, несколько радиоканалов, ежедневных газет, журналов, крупное информационное агентство, а также информационные сайты. То есть государство является владельцем всех видов СМИ, которыми в данный момент пользуются граждане страны. К этому также следует добавить государственную типографию, которая является монополистом на рынке, и несколько изданий, выпускаемых отраслевыми министерствами" (64, 23). Докладчик сообщил, что в сравнении с частными СМИ, вышеперечисленные средства массовой информации имеют более выгодное положение, что нарушает принцип свободной конкуренции на медийном рынке. В частности, государственные СМИ получают госдотации из бюджета страны, сотрудники этих СМИ не притесняются в области права доступа к информации и, наконец, на эти СМИ со стороны госчиновников имеется негласная традиция обязательной подписки. А это идет вразрез с принципами свободного рынка и здоровой конкуренции, что на фоне ограничения и подконтрольности рекламного бизнеса в стране само по себе представляет собой серьезную проблему

Говоря о зарегистрированных СМИ - по данным К. Гулузаде, их более 2600 (64, 25) - он отметил, что многие из них не издаются, львиную долю составляют малотиражные издания, занимающиеся вымогательством, и только несколько десятков СМИ являются весомыми и имеют существенную зрительскую и читательскую аудиторию.

Другой азербайджанский докладчик Ибрагим Алиев на конференции ОБСЕ коснулся темы политико-правовых условий для управления медиа-бизнесом в Азербайджане. Он с сожалением констатирует тот факт, что "(…) в Азербайджане отсутствует функциональная демократия. Она у нас декларативна по своей сути. Соответственным является и состояние предпринимательства в сфере СМИ Азербайджана" (64, 49). Говоря о правовом аспекте, И. Алиев признал, что в стране имеется относительно демократичная правовая база, дающая легитимные возможности для свободного осуществления бизнеса СМИ.

Относительно политического аспекта докладчик заявляет, что правящий в Азербайджане режим использует весь арсенал политических и прочих инструментов для взятия бизнеса СМИ под свой тотальный политический контроль. И на данный момент суды, которые должны быть гарантами применения правовой базы, по существу являются придатком исполнительной власти: "Ярким примером того, как не должны функционировать суды, являются бесчисленные, по сути своей антиконституционные решения азербайджанских судов в отношении таких СМИ, как "Монитор", "Ени Мусават" и "Реальный Азербайджан" (…)" (64, 51).

Другим политическим методом воздействия на относительно независимые СМИ И. Алиев назвал манипуляции с рекламным потоком. Согласно его мнению, "само размещение рекламы в СМИ граничит с политическим действом" (64, 52). Он отметил, что в Азербайджане действует теневой механизм распределения рекламных потоков, не порожденных функциональным спросом на рекламу. И этот механизм превратился в очень эффективный инструмент давления на медиа-предпринимателей и подкупа тех из них, кто склонен к обеспечению хотя бы относительной политической независимости своих СМИ. Докладчик отметил, что в последнее время в Азербайджане наблюдается тенденция экономического воздействия на СМИ, в частности, на деньги олигархов открываются печатные СМИ, которые, в свою очередь, переманивают журналистов из независимых и оппозиционных СМИ.

Резюмируя свой доклад, И. Алиев признал, что "в Азербайджане не возникли необходимые политические, экономические и правоприменительные условия для подлинно свободного медийного предпринимательства" (64, 53).

В целом, 2006 год явился периодом ухудшения ситуации, связанной со свободой прессы - об этом не раз заявлял Представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ М. Харашти. В частности, это связано с давлением на печатные СМИ, а также приостановкой вещания телерадиокомпании ANS. В связи с этим Миклош Харашти обратился с письмом к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, в котором выразил обеспокоенность в связи с ситуацией вокруг СМИ, и призвал Президента остановить процесс ухудшения положения дел в области независимых СМИ (21). Представитель ОБСЕ отметил, что в один и тот же день был закрыт телеканал ANS, а также выселены из офиса газета "Азадлыг" и агентство "Туран".

2006 год стал одним из напряженных периодов для печатных СМИ. С одной стороны, помимо газеты "Азадлыг" и информационного агентства "Туран", рабочих помещений были лишены газета "Бизим йол", издательский дом "Йени несил", а также правозащитная организация "Институт свободы и безопасности репортера" (78, 396). По поводу печатных СМИ Харашти заявил, что "государство должно разработать специальную политику для поддержания плюрализма в прессе. По отношению к независимым изданиям оно могло бы применить ту же льготную политику, которую осуществляет по отношению к своим изданиям" (78, 396).

С другой стороны, увеличилось число исков против журналистов. О волне судебных преследований прессы М. Харашти говорил с И. Алиевым во время своего визита в Азербайджан. На этой встрече Президент выразил разочарование по поводу того, что в отечественной прессе отсутствует конструктивность, на что Представитель заявил: "Кроме уголовного наказания есть много способов увеличения профессионализма и ответственности в СМИ. ОБСЕ готова поддержать инициативы саморегулирования СМИ" (78, 382).

2007 год ознаменовался еще большим ухудшением ситуации вокруг свободы СМИ. Уже в мае 2007 года с выселением из арендуемого помещения было прекращено издание двух ведущих независимых азербайджанских газет "Реальный Азербайджан" и "Гюнделик Азербайджан". Закрытие печатных изданий произошло спустя некоторое время после ареста их учредителя и главного редактора известного журналиста Эйнуллы Фатуллаева (65). По этому поводу М. Харашти выразил свою обеспокоенность: "Выселение парализует крупные и очень популярные азербайджанские газеты, и является очевидной попыткой заставить их замолчать. Это часть продолжающейся кампании по искоренению независимой журналистики" (22).20 мая Министерством по чрезвычайным ситуациям был эвакуирован штат вышеназванных газет. Эти действия МЧС объяснило опасностью структурных дефектов в здании, но при этом, как отмечает Представитель, другие арендаторы не были выселены.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.