реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Политика ОБСЕ в области развития СМИ

реферат
одписание 21 ноября 1990 года в Париже Хартии для новой Европы поставило точку в "холодной войне" и положило начало превращению СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно функционирующую структуру. В документе были обозначены три цели, на достижение которые должна работать ОБСЕ: твердая приверженность демократии; процветание через экономическую свободу и социальную справедливость; равная безопасность для всех стран на пространстве организации. Признавая необходимость "нового качества политического диалога и сотрудничества" между государствами-участниками в деле обеспечения "уважения прав человека, демократии и верховенства закона, по укреплению мира и содействию единству в Европе" (54,11), участники саммита приняли решение об институционализации СБСЕ. Это нашло соответствующее отражение в Хартии.

В 1992 году состоялась Хельсинкская встреча на высшем уровне. Был принят документ "Вызов времени перемен", который продолжил путь превращения СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию. СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов. А на Будапештской встрече на высшем уровне 1994 года было принято решение о преобразовании СБСЕ (в связи с формированием постоянных организационных органов) с 1 января 1995 года в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе со своим уставом и юридически-правовой базой, а также были уточнены её цели, усовершенствована структура. Таким способом страны-участницы пытались "приспособить" ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после окончания "холодной войны".

Произошло значительное расширение круга участников ОБСЕ. В состав организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. Это стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших в Закавказье и Центральной Азии.

Следует отметить, что Азербайджан был принят членом ОБСЕ 30-го января 1992 года. Это была одна из первых европейских организаций, куда вошел Азербайджан. Постоянный Совет ОБСЕ Решением № 318 от 16 ноября 1999 года постановил создать в январе 2000 года Бюро ОБСЕ в Баку. Создание Бюро в Азербайджане преследовало несколько целей, главной из которых является "оказывать Азербайджанской Республике содействие в выполнении принятых в рамках ОБСЕ принципов и обязательств, а также помощь в сотрудничестве в рамках организации в области всех измерений ОБСЕ" (61).

По данным официального сайта ОБСЕ, организация с её многогранным подходом к безопасности служит форумом для политического диалога и переговоров и платформой для налаживания многостороннего партнёрства, нацеленного на практическую работу на местах (87). Обеспечивая безопасность в масштабах своего региона, ОБСЕ полагается на политический диалог по вопросам общих ценностей и укрепляет партнёрские отношения с правительствами, гражданским обществом и частным сектором.

На данном этапе ОБСЕ действует в трёх "измерениях" - военно-политическом, экономико-экологическом и человеческом. "Человеческое измерение" подразумевает соблюдение прав человека и основных свобод, без которых, по мнению организации, невозможна прочная безопасность (87). В этой области ОБСЕ работает по таким направлениям, как борьба с торговлей людьми, демократизация, проведение выборов, утверждение равноправия мужчин и женщин, права человека, свобода СМИ, права меньшинств, верховенство закона, терпимость и не дискриминация.

Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств - Саммит (Встреча на высшем уровне) - периодические встречи глав государств или правительств стран-членов ОБСЕ.

Центральным руководящим органом ОБСЕ является Совет министров иностранных дел (ранее Совет СБСЕ), который несет ответственность за принятие решений. Кроме того он может принимать решения о создании групп для предотвращения конфликтов и разрешения споров, о начале проведения операций по поддержанию мира и т.д. (85). СМИД также выбирает Генерального секретаря ОБСЕ на трехгодичный срок. Основная функция последнего заключается в организационной поддержке Действующего председателя. Канцелярия Генерального секретаря осуществляет операционную поддержку ОБСЕ под непосредственным руководством Генсека. Полномочия Секретариата включают в себя: поддержку миссий и проектов ОБСЕ; осуществление контактов с международными правительственными и неправительственными организациями; координацию политики ОБСЕ в сфере экономики и защиты окружающей среды.

Высший совет (Руководящий совет) собирается на уровне директоров политических департаментов или на соответствующем ему уровне. Он призван обсуждать и формулировать принципы политического и общего бюджетного характера.

Постоянный совет - основной орган в структуре ОБСЕ для ведения политических консультаций и принятия текущих решений. Совет состоит из постоянных представителей государств-участников, которые собираются раз в неделю для обсуждения текущего состояния и принятия соответствующих решений. Общее руководство оперативной деятельностью возлагается на Действующего председателя, каковым является министр иностранных дел председательствующей страны, избираемый по принципу ротации и занимающий этот пост в течение года. На него возлагается общая политическая ответственность - ответственность за непосредственное исполнение решений, принятых СМИД и на Встречах на высшем уровне. Он же осуществляет общую координацию деятельности ОБСЕ.

В рамках ОБСЕ действуют три специализированных института. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ, создан в 1992 году в результате расширения функций Бюро по свободным выборам), базирующееся в Варшаве, наблюдает за проведением выборов, ситуацией с правами человека в регионе, и ежегодно проводит совещание, посвящённое человеческому измерению. Следует отметить, что сотрудничество БДИПЧ с правительством Азербайджана привело к осуществлению множества проектов в сфере демократизации, верховенства законов, и особенно в усовершенствовании законодательства о выборах, миграции, гендерного равенства, а также в других сферах; БДИПЧ активно участвовал в президентских, парламентских и муниципальных выборах, проведенных в Азербайджане.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (создан в соответствии с решениями Хельсинкской встречи на высшем уровне 1992 года), базирующийся в Гааге, использует методы "тихой дипломатии" для урегулирования этнических трений, способных привести к конфликту.

Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации официально учрежден в 1997 году в соответствии с решением, принятым в 1996 году на Лиссабонской встрече на высшем уровне. Действующий из Вены, он наблюдает за выполнением обязательств в области свободы СМИ, отслеживает развитие ситуации со средствами массовой информации в государствах ОБСЕ и выносит первое предупреждение правительствам государств-участников по поводу нарушения свободы слова в их странах.

Пост Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ был учрежден по Решению Постоянного совета № 193 от 5 ноября 1997 года (60, 28). В основе мандата Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации лежит признание свободы самовыражения одним из основных прав человека.

Мандат Представителя нацелен на развитие в государствах-участниках свободных, независимых и плюралистических СМИ. Его основные задачи состоят в том, чтобы: наблюдать за актуальными событиями в области средств массовой информации в государствах-участниках ОБСЕ, с тем, чтобы заблаговременно сигнализировать о нарушениях свободы выражения мнений; в тесном сотрудничестве с Действующим председателем оказывать государствам-участникам помощь путем поддержки и поощрения полного соблюдения принятых в рамках ОБСЕ принципов и обязательств в отношении свободы выражения мнений и свободы средств массовой информации (28,126).

Основное внимание в своей работе Представитель уделяет оперативному реагированию на серьезные случаи несоблюдения государствами-участниками принципов ОБСЕ. Представитель по вопросам свободы СМИ регулярно отчитывается о проделанной работе перед находящимся в Вене Постоянным советом, представляя при необходимости предложения по устранению выявленных недостатков. Помощь в работе Представителю оказывает международный персонал из пятнадцати человек (88).

Бюро Представителя видит свою основную задачу в том, чтобы вступаться за СМИ, столкнувшиеся с проблемами. Этот подход отражен в публикациях Бюро. Вмешательства могут иметь различные формы, начиная от "тихой" дипломатии и контактов с министрами иностранных дел государств-участников до привлечения внимания широкой общественности на международном уровне.

Представитель по вопросам свободы СМИ осуществляет так называемые оценочные визиты, по результатам которых он представляет доклады о ситуации со свободой СМИ в определенном государстве-участнике организации. В соответствующей стране Представитель проводит консультации как с высокопоставленными чиновниками, так и с журналистами и неправительственными организациями. Бюро осуществляет различные проекты по решению конкретных проблем и оказывает содействие правительствам, законодателям и неправительственным организациям по улучшению условий деятельности средств массовой информации в соответствующих странах.

Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ является единственным межправительственным институтом, осуществляющим мониторинг в сфере свободы средств массовой информации. Чтобы избежать дублирования межправительственных усилий в этой области, Представитель должен сотрудничать и координировать свои действия с соответствующими международными организациями, в особенности с Советом Европы и ООН, включая ее организации и специализированные учреждения (11, 286).

Бюро сотрудничает с двумя другими независимыми институтами, действующими в рамках "человеческого измерения" ОБСЕ: с БДИПЧ и с Управлением Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. Кроме того, Представитель ОБСЕ по свободе СМИ сотрудничает с профессиональными ассоциациями (Международная федерация журналистов, Международный институт прессы (IPI), Международная ассоциация писателей (PEN), Международная ассоциация издателей (IPA) и другими неправительственными организациями ("Артикль 19", "Репортеры без границ", "Международная Амнистия", "Международный совет по политике в области прав человека"), которые располагают детальной информацией о состоянии свободы средств массовой информации в различных странах или регионах мира и поддерживают своих членов в случаях ущемлений их прав.

Первым по счету Представителем ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации был гражданин Германии Фраймут Дуве, который занимал пост Представителя с января 1998 по декабрь 2003 года. В марте 2004 года его сменил венгерский писатель, журналист, правозащитник и профессор Миклош Харашти. Согласно Решению № 1/07 Совет министров по рекомендации Постоянного совета, отмечая важный вклад Миклоша Харашти в обеспечение свободы выражения мнений и развитие свободных средств массовой информации в регионе ОБСЕ, постановил продлить срок действия мандата Миклоша Харашти в качестве Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации до 10 марта 2010 года (62).

Необходимо отметить, что основой ОБСЕ является равноправие для всех государств-участников, что ставит в равное положение все страны, не принимая во внимание уровень их экономическо-социального развития, и открывает двери для широкого диалога по различным, в том числе и экономическим проблемам. То же самое наблюдается и в политическом плане - все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса, они не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Именно в связи с вышеупомянутым пунктом можно утверждать, что ОБСЕ в качестве системы коллективной безопасности недееспособна. У нее отсутствует формально международно-правовой статус. При нарушении устава ОБСЕ может с помощью своих механизмов урегулирования кризисов и вопреки воле какой-нибудь страны расследовать ее действия, но как только речь заходит о принятии конкретных мер, все государства-участники, включая заинтересованное государство, должны дать на это свое согласие. Здесь имеется в виду тот факт, что договоренности в рамках ОБСЕ носят "политически обязывающий" характер, т.е. не имеющий юридической силы и не влекущий негативных последствий в случае их нарушения. Однако этот вопрос, возможно, в будущем будет решен, в настоящее время ведутся переговоры о придании правосубъектности и правоспособности ОБСЕ.

Другой слабой стороной организации является принципиальный отказ от применения принудительных действий. Это говорит о необходимости усовершенствования некоторых механизмов ОБСЕ с целью принуждения государств-членов выполнять взятые на себя обязательства в рамках организации. Следует подчеркнуть, что в последние годы ведется линия на

усиление тенденции на вмешательство ОБСЕ во внутренние дела государства.

Отметим, что к концу прошлого десятилетия произошел географический и функциональный перекосы в деятельности организации. О последнем можно сказать следующее - подавляющая часть усилий ОБСЕ сконцентрирована в гуманитарно-правозащитной области, что грозит потерей организации своей ниши в архитектуре европейской безопасности.

Деятельность ОБСЕ имеет и ряд других проблем, которые препятствуют созданию модели всеобщей безопасности. Так, зоне действия ОБСЕ недостает условий для формирования эффективного сообщества безопасности, т.к она охватывает демократические и авторитарные государства и простирается от современных, богатых западноевропейских и североамериканских обществ до бедных, традиционных обществ Центральной Азии.

Механизмом действия организации являются миссии ОБСЕ и другие представительства в тех или иных регионах. Можно сказать, что они - главное выражение работы организации. С начала ХХI века ОБСЕ поддерживает ряд миссий. Однако наибольшую известность получили миссии, развернутые ОБСЕ на территории бывшей Югославии и в Закавказье. По мнению политологов, именно в этих регионах ОБСЕ попыталась играть роль активной миротворческой организации. Тем не менее, в обоих случаях ОБСЕ играла второстепенную роль и в основном занималась постконфликтным урегулированием. Несомненным успехом в Закавказье являлось создание в 1992 году Минской контактной группы по Нагорному Карабаху для урегулирования вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Но, на данный момент, усилия Минской контактной группы так и не увенчались успехом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.