реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Политика ОБСЕ в области развития СМИ

реферат

Политика ОБСЕ в области развития СМИ

2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БАКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Наименование и шифр квалификации: HSM 50000-Журналистика

Наименование и шифр специализации: HSM 050002-Международная

журналистика

ДИССЕРТАЦИОННАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

"ПОЛИТИКА ОБСЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СМИ"

магистрантки кафедры

международной журналистики

Мамедовой Назиры Назим к. для получения степени магистра

Научный руководитель: доц. Мамедли С.Р.

Заведующий кафедрой: доц. Велиев Г.А.

БАКУ - 2009

Оглавление

  • Введение
    • Глава 1. Многогранная деятельность ОБСЕ на современном этапе
    • 1.1 Основные направления деятельности ОБСЕ. Представительство ОБСЕ по вопросам свободы СМИ
    • 1.2 Нормативно-правовые акты ОБСЕ в области СМИ
    • Глава 2. Взаимодействие ОБСЕ и Азербайджана в области развития СМИ
    • 2.1 Современные требования ОБСЕ и развитие печати Азербайджана
    • 2.2 Практические проблемы журналистской деятельности в решениях ОБСЕ
    • Заключение
    • Список использованной литературы
Введение

В современных международных отношениях межправительственные организации играют существенную роль как форма сотрудничества и многосторонней дипломатии. Международные организации охватили весь мир и проникли во все сферы общественно-политической жизни - будь то военная область, права человека или развитие СМИ. Без их участия не решается ни одна крупная проблема государства.

ОБСЕ признана региональной организацией согласно главе VIII Устава ООН и является главным инструментом раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления в своем регионе. ОБСЕ практикует широкий и всеобъемлющий подход к вопросам безопасности, который является одновременно всесторонним и основанным на сотрудничестве. Он охватывает три измерения безопасности - военно-политическое, экономическое/экологическое и человеческое, в силу чего ОБСЕ занимается широким кругом проблем, связанных с упрочением безопасности. К таким проблемам организация стала относить выполнение обязательств о проведении свободных и честных выборов, построении свободного гражданского общества и обеспечение свободы слова. Эти факторы были признаны жизненно важными не только для демократии, но и для международной безопасности. Права человека стали рассматриваться как инструмент миротворчества. Созданные ОБСЕ три института - Бюро по демократическим институтам и правам человека, Верховный комиссар по делам национальных меньшинств и Представитель по вопросам свободы СМИ - стали олицетворением этих, теперь уже общечеловеческих, ценностей.

Актуальность темы исследования. 30-го января 1992 года Азербайджан был принят членом ОБСЕ. Став полноправным государством-участником организации, Азербайджан обязался соблюдать принятые в рамках ОБСЕ принципы и обязательства, касающихся свободы выражения мнения и свободы СМИ. Позднее, после формирования Представительства ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, организация стала активно сотрудничать с правительством Азербайджана в области соблюдения принципов свободы выражения мнения и свободы СМИ. А так как свободная, ответственная и плюралистическая пресса имеет жизненно важное значение для демократического будущего Азербайджана, то не менее важное значение обретает изучение деятельности ОБСЕ в этой области.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является показать формирование и развитие ОБСЕ, в частности, ознакомить с деятельностью самого "молодого" из действующих институтов организации - с Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ, раскрыть цели и задачи деятельности данного института в Азербайджане, обратить внимание на существующие проблемы и рассмотреть возможные пути их решения.

Научная новизна исследования обусловлена самой темой работы, так как базового исследования деятельности ОБСЕ в области развития СМИ в Азербайджане не существует. В диссертационной работе также проведен комплексный анализ основных принципов правового регулирования ОБСЕ в сфере массовой информации, что также определяет научную новизну работы.

Практическая и теоретическая значимость исследования определена системным теоретико-практическим и международно-политическим анализом деятельности ОБСЕ в области развития СМИ в Азербайджане. В данном контексте определены возможные пути решения существующих проблем: проблемы в законодательной области, в области практической деятельности печатных изданий и самих журналистов.

Метод и методология. Методологической основой исследования служит синтез различных подходов, разработанных и апробированных на практике, а именно: историко-проблемного, формально-логического, сравнительно-правового. Применение данных методов было направлено на достижение указанных выше целей и задач.

Говоря о степени разработанности темы, приходится констатировать, что существует только одно фундаментальное исследование на русском языке, посвященное истории ОБСЕ: "От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах. 1973 - 1994". Данная работа, подготовленная Институтом Европы РАН совместно со Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (СИПРИ), оказала большую помощь в рассмотрении истории создания ОБСЕ, а также ее деятельности. Из азербайджанских авторов следует отметить работы историка Али Гасанова, который в своих трудах “Az?rbaycanэn ABЮ v? Avropa dцvl?tl?ri il? mьnasib?tl?ri (1991-1996) ”, “Mьasir beyn?lxalq mьnasib?tl?r v? Az?rbaycanэn xarici siyas?ti” изучает интеграцию Азербайджана в систему безопасности и сотрудничества в Европе.

Основную документальную базу настоящей работы составили официальные документы и материалы, принятые в рамках СБСЕ/ОБСЕ. К ним, в первую очередь, относятся материалы заседаний, встреч на высшем уровне и на уровне министров иностранных дел, материалы различных конференций, совещаний, семинаров.

Другим источником для обоснования работы послужил обширный материал, содержащийся в издаваемых ОБСЕ публикациях, а также в отдельных газетных и журнальных статьях. Из этой серии следует отметить следующие издания Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ: "Вызовы XXI века для СМИ на Южном Кавказе: вопросы клеветы и свободы информации", "СМИ как бизнес", изданные на основе материалов Южно-кавказских конференций ОБСЕ по СМИ.

Важный документальный и содержательный материал имеется в информационных изданиях, а также на официальном сайте ОБСЕ и ряда других организаций, занимающихся проблемами СМИ - "Артикль 19", Human Rights Watch и др. В области изучения положения средств массовой информации в Азербайджане особо следует отметить организацию "Артикль 19". По заказу Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам СМИ "Артикль 19" провела в 2004 году меморандум по законам Азербайджанской Республики, относящимся к защите репутации, а в 2005 году издала книгу "За семью печатями", посвященную изучению свободы информации и СМИ в странах Южного Кавказа.

Апробация исследования. Основные положения настоящего диссертационной работы докладывались магистрантской в статье "Гейдар Алиев и процесс укрепления принципа свободы информации в Азербайджане" и тезисах научного доклада "Основополагающие принципы ОБСЕ в области свободы информации" на научно-практических конференциях, проведенных на факультете журналистики Бакинского Государственного Университета. Положения научной работы также обсуждались на кафедре международной журналистики БГУ.

Структура исследования. В соответствии с задачами и целями исследования диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая Глава - "Многогранная деятельность ОБСЕ на современном этапе" состоит из двух параграфов и посвящена исследованию этапов становления и развития Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, формированию Представительства по вопросам свободы СМИ, а также анализу ее правовых актов, касающихся деятельности СМИ и самих журналистов.

Параграф первый "Основные направления деятельности ОБСЕ. Представительство ОБСЕ по вопросам свободы СМИ" содержит подробный анализ исторической периодизации деятельности СБСЕ/ОБСЕ, основывается на хронологическом рассмотрении наиболее важных и принципиальных моментов формирования СБСЕ/ОБСЕ. Подробно изучается формирование Представительства ОБСЕ по вопросам свободы СМИ; задачи, стоящие перед данным институтом, а также основные направления его деятельности. Во втором параграфе "Нормативно-правовые акты ОБСЕ в области развития СМИ" ведется изучение и комплексный анализ документов организации, в которых имеются положения о свободе слова, самовыражения и информации в целом и положения о деятельности печатных средств массовой информации и самих журналистов в частности. В данном контексте рассмотрены правовые акты не только ОБСЕ, но и ряда других международных организаций - ООН, Совета Европы, а также некоторые законодательные акты Азербайджанской Республики.

Вторая Глава "Взаимодействие ОБСЕ и Азербайджана в области развития СМИ" также состоит из двух параграфов. Первый параграф - "Современные требования ОБСЕ и развитие печати Азербайджана" исследует положение печатных СМИ страны, указывает на существующие проблемы в этой сфере. В данном контексте рассматривается деятельность Бюро Представителя ОБСЕ, в частности, вмешательства Представителя, его рекомендации в той или иной ситуации.

Второй параграф "Практические проблемы журналистской деятельности в решениях ОБСЕ" посвящен деятельности сотрудников СМИ. Данный параграф исследует наиболее острые проблемы практической деятельности журналистов на современном этапе - это вопросы свободы информации, в частности, доступ к информации, проблемы аккредитации, взаимоотношения сотрудников СМИ с чиновниками; судебное преследование журналистов за выполнение своих профессиональных обязанностей. В параграфе анализируются положения законов Азербайджанской Республики относительно свободы информации, доступа к информации, клеветы и другие положения, касающиеся деятельности средств массовой информации.

Глава 1. Многогранная деятельность ОБСЕ на современном этапе

1.1 Основные направления деятельности ОБСЕ. Представительство ОБСЕ по вопросам свободы СМИ

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) представляет собой организацию по безопасности, в которую входят 56 государств-участников; их территория охватывает континентальную Европу, Северную Америку, Кавказ и Центральную Азию. В этом регионе ОБСЕ является главным международным инструментом для раннего распознания, предупреждения и предотвращения конфликтов, а также регулирования кризисов и постконфликтной реабилитации. ОБСЕ также сотрудничает со средиземноморскими и азиатскими партнерами.

Отправной точкой в истории Организации являются хельсинкский Заключительный акт 1975 года и учреждение Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Совещание было созвано как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе в период "холодной войны".

Заключительный акт, выработанный на основе интенсивных трехлетних консультаций, получил название "10 заповедей разрядки", имеющих первостепенную важность, которые государства-участники обязались "уважать и применять в отношениях каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития" (32,2). "Заповеди" включали в себя положения об уважении суверенитета, нерушимости границ, отказа от использования силы при решении конфликтов, признание территориальной целостности и права народов на самоопределение, невмешательство одних стран во внутренние дела других, уважение прав человека и свобод (так называемая гуманитарная область), сотрудничество между государствами и соблюдение международных законов.

В том же 1975 году была достигнута договоренность о продолжении дипломатических переговоров в рамках заключенного в Хельсинки договора. Таким образом, было положено начало "Хельсинкскому процессу", ставшему в то время первой попыткой обозначить контуры модели безопасности, приемлемой для Европы в целом.

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников. На одной из таких встреч (Москва, 10 сентября - 4 октября 1991 года) было проведено третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 году в Париже, второе - в 1990 году в Копенгагене). В ходе конференции был принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ (1,22). Термин "человеческое измерение" родился в рамках организации в период Венской встречи представителей государств-участников СБСЕ, проходившей с 1986 по 1989 год.

Происшедшие в 90-х годах кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность организации. Стремительно менявшаяся политическая обстановка в Европе создала предпосылки для структурной перестройки системы СБСЕ. Были предприняты шаги по организационному укреплению СБСЕ и его структурной консолидации. Во время Парижского совещания глав государств и правительств государств-участников СБСЕ 19-21 ноября 1990 года был создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц. Принятые на совещании документы - Парижская хартия для новой Европы, Совместная декларация двадцати двух государств, Договор об обычных вооруженных силах в Европе - создавали идеологические, политические, организационные и военные предпосылки для превращения СБСЕ в будущем в региональную структуру безопасности в Европе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.