реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов - (диплом)

реферат
p>Именно гендерные установки отражают в известном смысле “стратегию”системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные. (34) Установкапо Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека. (17) Культурный стереотип-определенный канон мыслей и восприятия, устойчивое воспроизведение досуговых занятий, форм поведения. (10)

С одной стороны, культурный стереотип помогает индивиду приентироваться в ситуациях закрепившаяся форма предубеждения играет негативную роль, мешает обьективно оценить противоречия, возникающие в ходе развития общественных отношений, неоднозначность поступков люде. (10) Понятиесоциального стереотипа в социологию введеноамериканским исследователем У. Липпманом в работе “Общественное мнение”. (18) Стереотип от греч. typos- отпечаток. Прочно сложившийся, постоянный образец, стандарт. (11) Стереотип социальный- стандартизированный. устоцчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном обьекте. В таком смысле был введен в социальные науки У. Липпманом. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта.

Исторически социальный стереотип исследовался в основном как стереотип представителя социальной группы, как антропостереотип, а внутри этого обьекта еще более узко-как этнический стереотип, как предрассудок.

Социологический анализ расскрывает более глубокое содержание социального стереотипа. Будучи концентрированным выражением социальной установки(отсюда выдвижение на первый план человека как главного соц. обьекта и основного содержания социального стереотипа. Он выполняет те же функции в жизнедеятельности индивида и социальной общности: регуляции, интеграции и т. п. Роль социального стереотипа в социальном процессе определяется тем, что этот стереотип представляет собой одну из разновидностей превращенной формы общественных отношений, а именно их переонификацию, их“запись”как отношений социальных в виде антропоморфных образов . При таком подходе становятся понятными свойства социального стереотипа, зачастую обьясняемые особенностями индивидуальной психики, напр. ,феномен поляризации или“черно-белое”мышление. Функциональное назначение социального стереотипа. состоит в том , чтобы феноменологтчески поляризовать в противоположных образах стороны социального противоречия, психологически мобилизировать на его разрешение силы участников социального процесса. Социальный стереотип- образ, полярный по знаку оценки , жестко фиксированный, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию. Свойства социального стереотипа широко используются в практике средств массовой информации, в искусстве. (12)

Именно гендерные установки отражают в известном смысле “стратегию”системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные. (34) Установкапо Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека. (17) Именно гендерные установки отражают в известном смысле “стратегию”системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные. (34) Установкапо Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека. (17) Соответствующая технология формирования гендерных ролей проявляется в кинематографе. Если сравнить советский кинематограф 50-х годов с сегодняшним, можно ясно увидеть смену построения и оценки образа женщины. Политическая установка общества на привлечение женщин к социальной активности в то время вела к созиданию на экране образов героинь, которые не только строили свою жизнь сами, но и оказывали влияние на общество, т. е. женщин самостоятельных с определенным, всеми принятым , стереотипом поведения. Героиня сегодняшнего дня (сегодняшний стереотип)-чаще всего красивая игрушка с длинными ногами в качестве положительного образа или дешевая проститутка в качестве образа отрицательного.

Во множестве рекламных роликов мужчина представлен как босс, компетентный специалист, а женщине отводится обслуживающая роль. С экранов смотрят на нас умные, очень важные мужчины и экзальтированные женщины, радостно обнюхивающие колбасы, стиральные порошки, грязные рубашки или с восторгом разглядывающие подарки, начиная с домашней техники и заканчивая ювелирными украшениями, полученные от“настоящих мужчин”. Здесь наиболее очевидно проступает технология гендера через кинематорграф. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений , где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного (“мужского”)всегда выше пассивного(“женского”) в соответствии с иерархией отношений. Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, “пассивный”мир), где они изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями(но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательног характера. а девочкам-детскую кулинарию. И хотя книга по кулинарии носит название детской, она ассоциируется только с девочками и только им предназначена. необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти. Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада (очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости) презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать. иерархиями. (1)

    Роль мужчины и женщины: от прошлого к настоящему

Роковое противопоставление мужчины как “господина”, “главы”, “вершителя судеб”женщине как существу второстепенному, создание ребра Адама, в какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного устройства, социального неравенства мужских и женских ролей. Следует заметить, что проблемы одной“половины”всегда прямым или косвенным образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы женщин–суть в равной степени проблемы статуса и осознавания ролей мужчины и женщины в социуме.

В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последнее занимало такое же подчинённое положение , как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют о том времени, когда женщины играла ведущую роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаём из преданий и мифов, сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространён миф о женщине–ведьме, и множестве женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашёл отражение в творчестве ряда крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Ц. Короленко [34]). В Стране Советов господствовал миф о супрерженщине: женщине– матери, работнице и общественной деятельнице одновременно. Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительные и подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: “Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту”[35]. Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни“лишних”дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участия в управлении городом, наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала определённую сумму. В течение всей жизни женщина подчинялась родственникам по мужской линии– сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну.

В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к истории Франции периода абсолютизма. Вот что писал Э. Фукс: “Век господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения женщины, а, напротив, её глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный тому, который господствовал в XVIII веке, мог установиться только при условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии корениться истинное возвышение женщины” [36].

Конечно, роль и положение женщины в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке, хотя подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные предрассудки и мифы.

Свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время? Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению женщины, к её социальной роли и предназначению. Мы живём в просвещённую эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют права голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин во многом остаётся двойственным. Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с“изнанкой” общества, а не с “лицевой”стороной его [37]. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют поло ролевые стереотипы, т. е. устойчивые представления о том, что положено, “дозволено”женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин.

Перечислю некоторые из наиболее распространённых стереотипов: женское предназначение–дом и семья, женщина не может быть хорошим руководителем, занятость женщин на работе оказывает негативное воздействие на её детей, влияет на рост преступности в обществе, женщины не стремятся к успеху, политика не женское дело и т. д. О роли женщины в обществе и её положении можно судить, с одной стороны, по официальной статистике (например, каков процент работающих женщин и женщин–руководителей). Это так называемые объективные данные. С другой стороны, существуют результаты социологических опросов общественного мнения. В статье я попытаюсь на основе эмпирического материала, результатов опросов сравнить мнения различных людей о предназначении женщины в современном мире и понять, изменяются ли наши представления о социальной роли женщины и каков образ современной женщины.

    Современные представления о предназначении
    Женщины и мужчины в обществе

Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины быть матерью, женой вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины- это работа. Теоретическое обьяснение такого разделения мужских и женских ролей можно найти у З. Фрейда и Т. Парсонса. Фрейд выводил жесткое полоролевое разделение из различи физиологических. Он говорил, что“анатомия –это судьба”. Парсонс, представитель функционализма, считал, что мужчина выполняет роль добытчика, т. е. инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага-экспрессивную. Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса, существует едисвенный способ- иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь. Главный статус для женщины-быть женой своего мужа, матерью детей, домохозяйкой. Такое разделение ролей между мужчиной иженщиной, сточки зрения Парсоноса, будет способствовать стабильности в обществе. Впоследствии функционализм Парсонса подвергался критике: “Функционалист пасует перед изменениями в общественной жизни, ибо, по определению, его предметом является статичное общество” (38) В этом и следующем раделах будут представлены данные социологических исследований, в том числе и результаты опроса томичей весной 1995 года с целью, насколько это возможно, сравнить данные исследование с моими . Исследования проводились методом стандартизированного интервью, участниками которого стали 1008 человек от 16 до 65 лет. В целом выборка строилась по квотному принципу, класифицирующему население по основным социально-демографическим показателям: пол, возраст, род деятельности, должностная позиция. Так, среди опрошенных женщин почти в 2 раза больше, чем среди мужчин, не согласных с естественным”, традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что“женщина не дрлжна работать, а ее предназначение- семья, муж, дети”. Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины мужчины рабочие (80%), мужчины–студенты (80%) и мужчины предприниматели(76%). Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки, занятые в сфере бизнеса. По-видимому, на это оказывает влияние и характер их работы. Что касается представлений относительно основного предназначения мужчины в обществе, то здесь мнение всех опрошенных было однозначным независимо от пола: 81% женщин и 85%мужчин считают, что работа-главное в жизни мужчины. Таким образом, результаты опроса томичей показывают, что мужчины придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины. Доля женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной ролью, неодинакова: 34% женщин-рабочих, 47% женщин-ИТР, 48% студенток, 50% женщин, работающих в области просвещения, образования, здравоохранения, науки, культуры, 60% женщин, занятых в сфере бизнеса, 66% женщин-руководителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.