p>Именно гендерные установки отражают в известном смысле “стратегию”системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные. (34) Установкапо Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека. (17) Культурный стереотип-определенный канон мыслей и восприятия, устойчивое воспроизведение досуговых занятий, форм поведения. (10) С одной стороны, культурный стереотип помогает индивиду приентироваться в ситуациях закрепившаяся форма предубеждения играет негативную роль, мешает обьективно оценить противоречия, возникающие в ходе развития общественных отношений, неоднозначность поступков люде. (10) Понятиесоциального стереотипа в социологию введеноамериканским исследователем У. Липпманом в работе “Общественное мнение”. (18) Стереотип от греч. typos- отпечаток. Прочно сложившийся, постоянный образец, стандарт. (11) Стереотип социальный- стандартизированный. устоцчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ, представление о социальном обьекте. В таком смысле был введен в социальные науки У. Липпманом. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных своего и чужого опыта. Исторически социальный стереотип исследовался в основном как стереотип представителя социальной группы, как антропостереотип, а внутри этого обьекта еще более узко-как этнический стереотип, как предрассудок. Социологический анализ расскрывает более глубокое содержание социального стереотипа. Будучи концентрированным выражением социальной установки(отсюда выдвижение на первый план человека как главного соц. обьекта и основного содержания социального стереотипа. Он выполняет те же функции в жизнедеятельности индивида и социальной общности: регуляции, интеграции и т. п. Роль социального стереотипа в социальном процессе определяется тем, что этот стереотип представляет собой одну из разновидностей превращенной формы общественных отношений, а именно их переонификацию, их“запись”как отношений социальных в виде антропоморфных образов . При таком подходе становятся понятными свойства социального стереотипа, зачастую обьясняемые особенностями индивидуальной психики, напр. ,феномен поляризации или“черно-белое”мышление. Функциональное назначение социального стереотипа. состоит в том , чтобы феноменологтчески поляризовать в противоположных образах стороны социального противоречия, психологически мобилизировать на его разрешение силы участников социального процесса. Социальный стереотип- образ, полярный по знаку оценки , жестко фиксированный, не допускающий малейшего сомнения в его истинности, побуждающий к строго однозначному действию. Свойства социального стереотипа широко используются в практике средств массовой информации, в искусстве. (12) Именно гендерные установки отражают в известном смысле “стратегию”системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные. (34) Установкапо Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека. (17) Именно гендерные установки отражают в известном смысле “стратегию”системы пол-гендер и указывают, кем мы должны быть: женщиной или мужчиной, девочкой или мальчиком, выявляя всевозможные стереотипы, как культурные так и социальные. (34) Установкапо Узнадзе- готовность, предрасположенность субьекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целинаправленный характер протекания соответствующей деятельности , служит основной целесообразной избирательной активности человека. (17) Соответствующая технология формирования гендерных ролей проявляется в кинематографе. Если сравнить советский кинематограф 50-х годов с сегодняшним, можно ясно увидеть смену построения и оценки образа женщины. Политическая установка общества на привлечение женщин к социальной активности в то время вела к созиданию на экране образов героинь, которые не только строили свою жизнь сами, но и оказывали влияние на общество, т. е. женщин самостоятельных с определенным, всеми принятым , стереотипом поведения. Героиня сегодняшнего дня (сегодняшний стереотип)-чаще всего красивая игрушка с длинными ногами в качестве положительного образа или дешевая проститутка в качестве образа отрицательного. Во множестве рекламных роликов мужчина представлен как босс, компетентный специалист, а женщине отводится обслуживающая роль. С экранов смотрят на нас умные, очень важные мужчины и экзальтированные женщины, радостно обнюхивающие колбасы, стиральные порошки, грязные рубашки или с восторгом разглядывающие подарки, начиная с домашней техники и заканчивая ювелирными украшениями, полученные от“настоящих мужчин”. Здесь наиболее очевидно проступает технология гендера через кинематорграф. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений , где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного (“мужского”)всегда выше пассивного(“женского”) в соответствии с иерархией отношений. Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, “пассивный”мир), где они изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями(но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательног характера. а девочкам-детскую кулинарию. И хотя книга по кулинарии носит название детской, она ассоциируется только с девочками и только им предназначена. необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижения власти. Асимметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада (очевидно, потому, что эта деятельность не имеет рыночной стоимости) презрение общества к женской работе помогает мальчику определить себя в оппозицию к женскому полу, представительницей которой является мать. иерархиями. (1)
Роль мужчины и женщины: от прошлого к настоящему
Роковое противопоставление мужчины как “господина”, “главы”, “вершителя судеб”женщине как существу второстепенному, создание ребра Адама, в какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного устройства, социального неравенства мужских и женских ролей. Следует заметить, что проблемы одной“половины”всегда прямым или косвенным образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы женщин–суть в равной степени проблемы статуса и осознавания ролей мужчины и женщины в социуме. В глубине веков не существовало социального равенства между людьми, а тем более между мужчиной и женщиной. Последнее занимало такое же подчинённое положение , как раб, выполняя только свои домашние и материнские обязанности. Хотя историки и археологи свидетельствуют о том времени, когда женщины играла ведущую роль в общественной жизни. То была эпоха матриархата. Об этом периоде мы узнаём из преданий и мифов, сохранившихся и дошедших до наших дней. В разные исторические эпохи существовали и различные мифы о женщинах. Во времена средневековой инквизиции был распространён миф о женщине–ведьме, и множестве женщин стали его жертвами. В конце XIX века миф о роковой женщине, безжалостной соблазнительнице, нашёл отражение в творчестве ряда крупных писателей (более подробно о мифических образах женщины можно узнать из книги Ц. Короленко [34]). В Стране Советов господствовал миф о супрерженщине: женщине– матери, работнице и общественной деятельнице одновременно. Следует упомянуть один парадокс: чем больше обожествляли женщину и поклонялись ей на каком-то отрезке истории, тем более унизительные и подчиненное положение она занимала в реальности. Американская исследовательница Б. Фридан объяснила этот парадокс так: “Чем меньше реальные функции, которыми наделена роль женщины, тем больше её декорирует бессмысленными деталями, чтобы заполнить пустоту”[35]. Обратившись к истории, можно найти подтверждение этой мысли. Древние греки обожествляли женскую красоту в скульптурах, украшая ими храмы, но в реальной жизни“лишних”дочерей подкидывали или приносили в жертву, девушек продавали, а на женщин смотрели лишь как на безмолвных домохозяек. В большинстве государств Древней Греции женщины были привязаны к дому, им не полагалось вмешиваться в общественные дела. Они не могли принимать участия в управлении городом, наследовать собственность или обладать ею, а также защищать себя в суде. Женщинам не разрешалось даже покупать вещи, стоимость которых превышала определённую сумму. В течение всей жизни женщина подчинялась родственникам по мужской линии– сначала отцу, а затем мужу, брату или сыну. В средние века, во времена рыцарства, существовал культ Прекрасной дамы, а положение самой женщины было бесправным. Или обратимся к истории Франции периода абсолютизма. Вот что писал Э. Фукс: “Век господства женщины никогда не бывает веком истинного возвышения женщины, а, напротив, её глубочайшего унижения. Культ женщины, подобный тому, который господствовал в XVIII веке, мог установиться только при условии такого унижения. В эпоху абсолютизма мужчина и женщина стояли рядом не как равноправные личности, а ведь только в таком равноправии корениться истинное возвышение женщины” [36]. Конечно, роль и положение женщины в обществе меняются со временем. Особенно разительные перемены произошли в этом плане в XX веке, хотя подлинно равноправному положению женщины в обществе мешают различные предрассудки и мифы. Свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время? Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению женщины, к её социальной роли и предназначению. Мы живём в просвещённую эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют права голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин во многом остаётся двойственным. Говоря о социальной роли современной женщины, американский социолог Э. Боулдинг отмечает, что эта роль связана больше с“изнанкой” общества, а не с “лицевой”стороной его [37]. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют поло ролевые стереотипы, т. е. устойчивые представления о том, что положено, “дозволено”женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин. Перечислю некоторые из наиболее распространённых стереотипов: женское предназначение–дом и семья, женщина не может быть хорошим руководителем, занятость женщин на работе оказывает негативное воздействие на её детей, влияет на рост преступности в обществе, женщины не стремятся к успеху, политика не женское дело и т. д. О роли женщины в обществе и её положении можно судить, с одной стороны, по официальной статистике (например, каков процент работающих женщин и женщин–руководителей). Это так называемые объективные данные. С другой стороны, существуют результаты социологических опросов общественного мнения. В статье я попытаюсь на основе эмпирического материала, результатов опросов сравнить мнения различных людей о предназначении женщины в современном мире и понять, изменяются ли наши представления о социальной роли женщины и каков образ современной женщины.
Современные представления о предназначении Женщины и мужчины в обществе
Издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины быть матерью, женой вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины- это работа. Теоретическое обьяснение такого разделения мужских и женских ролей можно найти у З. Фрейда и Т. Парсонса. Фрейд выводил жесткое полоролевое разделение из различи физиологических. Он говорил, что“анатомия –это судьба”. Парсонс, представитель функционализма, считал, что мужчина выполняет роль добытчика, т. е. инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага-экспрессивную. Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса, существует едисвенный способ- иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь. Главный статус для женщины-быть женой своего мужа, матерью детей, домохозяйкой. Такое разделение ролей между мужчиной иженщиной, сточки зрения Парсоноса, будет способствовать стабильности в обществе. Впоследствии функционализм Парсонса подвергался критике: “Функционалист пасует перед изменениями в общественной жизни, ибо, по определению, его предметом является статичное общество” (38) В этом и следующем раделах будут представлены данные социологических исследований, в том числе и результаты опроса томичей весной 1995 года с целью, насколько это возможно, сравнить данные исследование с моими . Исследования проводились методом стандартизированного интервью, участниками которого стали 1008 человек от 16 до 65 лет. В целом выборка строилась по квотному принципу, класифицирующему население по основным социально-демографическим показателям: пол, возраст, род деятельности, должностная позиция. Так, среди опрошенных женщин почти в 2 раза больше, чем среди мужчин, не согласных с естественным”, традиционным взглядом на предназначение женщины. Чем выше образование у респондентов, тем чаще они выражали несогласие с мнением, что“женщина не дрлжна работать, а ее предназначение- семья, муж, дети”. Наиболее традиционно воспринимают идеальную роль женщины мужчины рабочие (80%), мужчины–студенты (80%) и мужчины предприниматели(76%). Среди опрошенных женщин наименее традиционно рассматривают женскую роль респондентки, занятые в сфере бизнеса. По-видимому, на это оказывает влияние и характер их работы. Что касается представлений относительно основного предназначения мужчины в обществе, то здесь мнение всех опрошенных было однозначным независимо от пола: 81% женщин и 85%мужчин считают, что работа-главное в жизни мужчины. Таким образом, результаты опроса томичей показывают, что мужчины придерживаются более традиционного взгляда на основное предназначение женщины, а сами женщины неоднозначно определяют социальную роль женщины. Доля женщин из различных по роду деятельности групп, не согласных с традиционной ролью, неодинакова: 34% женщин-рабочих, 47% женщин-ИТР, 48% студенток, 50% женщин, работающих в области просвещения, образования, здравоохранения, науки, культуры, 60% женщин, занятых в сфере бизнеса, 66% женщин-руководителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|