реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Женщина и Мужчина в поисках гармонии. Анализ гендерных стереотипов - (диплом)

реферат
p>Несмотря на то, что наш век-это век, в котором наиболее развернуты горизонты восприятия мира, расширение коммуникации благодаря интернету, люди очень остро чувствуют проблему одиночества...И по моему мнению, о чем действительно следует задуматься современному обществу-это о глобальности и маштабности проблемы: разобщенности людей, мужчин и женщинт, насколько остро стоит проблемаодиночества, причиной которой является страхв широком смысле, который выражен также неуверенностью за завтрашний день (т. е. обусловлен экономическим положением в стране)

Страх делает человека недоброжелательным, озлобленным и циничным. В своем исследовании я очень серьезно столкнулась с проблемой одиночества, и как причиной его-страхом, в широком смысле . Причем мужчины, в силу своего статуса“сильной” половины человечества и роли “главы”наиболее подвержены ему. Страх прежде всего за: безперспективность будущего, реализации себя, своих мужских функций, прежде всего-добытчика(охотника), возможности обеспечить себя и свою семью, будущую семью. Мужчинам тяжело чувствовать себя мужчинами в нашем обществе; отсюда их“пролонгированный инфантилиз”(9), безинициативность и бездеятельность с “упованием на небеса”. Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчивых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных в результате экономических и социальных изменений в обществе. Это эффект“выученной беспомощности”. Большинство людей недооценивают те, пусть и небольшие, возможности изменения собственной жизни или ситуаци вокруг них, которые у них реально имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных перемен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынуждают брать ответственность на себя, требуют поиска. С эффектом выученной беспомощности и так называемыйпролонгированный инфантилизм, который проявляется прежде всегов боязни ответственности и в бегстве от нее, в стремлении переложить его на другого. (22)

Период, в котором мы сейчас находимся, принято называть переходным. В связи с экономическими изменениями, происходит социальное расслоение общества на бедных и богатых, культ денег формируетстереотип “За деньги можно купить все, - и любую”. С одной стороны цинизм(богатых), от резкой вседозволенности, что “все продается и все покупается”; с другой стороны цинизм поражденный страхом бесперспективности, что “ничего нельзя”.

    ГЛАВА 2
    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СЧАСТЬЯ.
    Гендерные аспекты культуры.

Культура-способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда(системах ценностей, норм, традиций, деятельности специальных институтов); сфера общественной жизни; характеристика особенного в сознании и поедении индивида, группы, общности. (23)

Бинарногенетический характер культуры, как бы повторяющий бинарногенетический характер живой природы, позволяет условно разделить все культурные явления на два типа W (“женские”, романтические”, “правополушарные” и т. д. ) и M (“мужские”, “классицистические”, “левополушарные” и т. д. ) и рассматривать каждое из них как своего рода “гибрид”(продукт синтеза), обраазующийся вследствие неаддитивных взаимодействий признаков обоих типов. Однако родственный характер моделей самодвижения жизни и самодвижения культуры вовсе не дает оснований для терминологической адекватности целого ряда базовых понятий, применяемых в отношении жизни(биологии) и культуры.

Когда мы говорим “женская” культура W, то не имеем в виду “культуру женщин”, а когда говорим “мужская” культура М – “культуру мужчин”. Слова “женское” и “мужское”выполняют здесь чисто символическую функцию, они шире своих биологических значений. W- это не только“женское”, но и “романтическое”, ”правополушарное” и т. д; М- не только (а подчас и не столько) “мужское”, но и “классицистическое”, “левополушарное”и т. д. Точно так же аристотелевы категории пространства (места) и времени применительно к культуре обретают иной смысл, нежели а применении к физическим, химическим. биологическим и иным процессам. Способность, обозначая разное, становиться другим-имманентное свойство культурных мультиплетов и культурной мультипликации в целом. (3)(16)

В символике многих народов “женское”(W) начало соответствует “пассивному” принципу природы, а также “бессознательному”, “эмоциональному”, “интеллектуальному”, “импульсивному”, товественному за отклонение историко- культурного движения от своцственной “мужскому” началу прямолинейности 1 (24). Здесь важно отметить, что “женское” и олицетворяет “добродетель”(“порок” в иной культурной интерпретации), и представляет собой аритепический образ “высокой степени сложности”(18)(4, с. 195), что расходится как с житейскими, так и со многими социокультурными представлениями о женском начале. Постоянно иметь в виду смысловые различия между“биологическим” и “культурным”, с одной стороны, и культургенетическим и историко-культурным (культуркинетическим)- с другой, важно прирассмотреии любого культурного явления в рамках дихотомии синхроническое/диахроническое- этого самой природойй вещей подсказанного бинарного инструмента, вот уже несколько десятилетий успешно применяемого современной компаративистикой. Идеи сознания альтернативных енских“наук”(19)5) и сепаратной “женской культуры”(20)6), идеи выведения женской духовности из”сферы молчания”(21)7), связанные с феминстическим движением, обусловленным, в свой черед длительной социальной дискриминацией женщин, игнорируют эти релятивистские (т. е. “женские”по своей культурной природе) различия и по своей культурной направленности носят как раз чисто“мужской”(т. е. классицистический) характер с его прямолинейным, однозначным, реалистическим (можно даже сказать “социалистическим ”)Толкование “культурного” как “жизненного”, хотя и исходят от представительниц женского пола. На самом деле во всех этих женских идеях и призывах к политическому (культурно-социо-политическому) противостоянию мужскому культурному началу слишком много чисто мужского: рационального, императивного. Сама убежденность в том, что культура может быть “построена” любым, независимым от природы вещей образом, что человеческая воля действует не внутри природно культурных детерминант, но в ничем не ограниченном свободном пространстве, сродни утопическим (тоже, кстати, чисто мужским культурным отношением) намерением “сказку сделать былью ”. Но в действительности мужское и женское начало в культуре проявляют себя постоянно и совершенно независимо от пола и человеческих усилий, как независимо от них рождаются примерно в равных количествах дети мужского и женского пола. В человеческих силах, однако, реализовать мужскую, например культуру классицистическую античность или как один из тоталитарных режимов 20-го века (22)8).

Само понятие “гендерный” введено в социологический обиход, как мы уже говорили, теоретиками феминизма, подчеркивающими необходимость рассматривать не опыт пола (SEX), но опыт рода соотнесенный с культурно-психологическими характеристиками, зачастую совпадающие с их культургенетической интерпретацией. Так, спецефическое понимание “объективности” складывающиеся через научные представления, как и “схемы рационального контроля” , исследователи феминизма справедливо относят к “маскулинистской ориентации” (21)7). Нацеленность ряда социологических концепций феминизма на плюралистическое общество, построенное не по сложно-подчиненному, но по сложно-сочиненному принципу, исключающему любые формы господства, насилия и подавления личности, обеспечивающему равенство между мужчиной и женщиной, внутри каждой из половых групп, между взрослыми и детьми, вполне очевидно соответствует женскому началу в культуре. Близость ряда феминистических установок установкам экологических движений и признания равенства полов на основе “общей сущности” (23)9) Так же обнаруживают их собственно культурную направленность.

В словаре В. Даля 4 слова –муж, жена, пол, род-как бы концентрируют смысловые особенности гендерной проблематики в их конкретной русскоязычной специфики и наднациональной культургенетической общности, описываемые четырьмя же ключевыми словами : архетипичность, антитетичность, голографичность, цикличность (17)2). Муж (мужчина) обычно символизирует левое , а женщина (жена)–правое : “правая бровь чешется, кланяться мужчине, левая - женщине” (Народное поверье) ; “Мужичок или мужчинка– так называется левый сошник косули, служащий отрезом оправы –“женка”, отворачивает пласт”. Мужчина символизирует выходящее или направленное вовне, внешнее , экзотерическое, экстравертное, а женщина–входящее или направленное внутрь, внутренее, эзотерическое, интровертное: “Мужик да собака всегда на двор, а баба да кошка завсегда в избе”; “Едет женщина родня - растворяй ворота, едет мужская родня –запмрай ворота! ”. Женщина в соответствии с общесимволическимми представлениями о женском, выступает как деформирующее, изменяющее начало: ”женится”, переменится”, жениться, переродиться”. Род-слово мужского рода и предусматривает сложно-подчиненную, иерархическую зависимость: ”вид подчинен роду, как порода виду”. ”Мужевать, -читаем у Даля, -обсуждать здоаво(т. е. рационально. -А. Ч, -Р. )как должно мужу”. Все эти характеристики находятся в полном соответствии с культургенетическими признаками W-М.

Что касается общезначимых для культуры четыре ключевых понятий, составляющих основу концепции четырех принципов, то у Даля в статьях, посвященным словам“муж”, “жена”, “пол”, “рол”, их также раскрывают, главным образом, примеры из русского фольклора. Своего рода архитепический вариант алхимического гармофродита обнаруживает себя в одном из заговоров: ”Нимужик, ни баба, ни молодец, ни девица, ни пожилой, ни старый Говоря словами Лорети, система пол-гендер (гендерная система) является одновременно и социокультурным конструктом, и семиотическим инструментом, системой представлений, которая приписывает значения(идентификацию, престиж, статус в социальной иерархии) индивидуумам в обществе. (24)16)

Если говорить о гендере в широком смысле, то термин включает в себя сложную систему, иными словами , это конструкция концептуальная и основанная на опыте, индивидуальная и общественная кросс-культурная и специфически культурная, физическая и духовная , а также политическая. То есть она является отражением жизни в мире. создавшем нас не просто людьми, но всегда женщиной или мужчиной. В мире, где любое различие или разделение находятся в системе строгих иерархических и доминирующих отношений. Гендерные, бинарные и дуальные аспекты тесно переплетаются в истории мировой культуры: инь-янь, манихейство, гностицизм, Король и Королева алхимии, материя-дух Р. Декарта, тезис-антитезис Гегеля, сознательное-бессознательное З. Фркйда и т. д. В знаковой системе W-М дуализм (биполярность) формальных и других характеристик, а также интеллектуально-психологических установок (особенностей менталитета) с учетом античных представлений, а также дихотомий, предложенных В. Гумбольдом для языкознания(21/25), Г. Вельфлиным для искусствознания), П. Чаадаевым, В. Муравьевым, К. Юнгом и М. Буберомдля культуры в целом, может быть представлен, например, в следующем виде:

    ХАРАКТЕРИСТИКИ
    W
    M
    Женское
    Мужское
    Темное
    Светлое
    Смутное
    Ясное
    Дионисийское
    Аполлоническое
    Низкое
    Высокое
    Сложно-сочиненнон
    Сложно-подчиненное
    Коллективное
    Индивидуальное
    Свобода в несвободе
    Свобода как(осознанная)
    Подвижное
    Устойчивое
    Стихийное
    Логически упорядоченное
    Бытование
    Бытие
    Иррационализм
    Рационализм
    Экспрессионизм
    Реализм
    Мистицизм
    Позитивизм
    Реальность иллюзорности
    Иллюзорность реальности
    Особенности менталитета
    Мир идеален Мир реален
    Идеал недостижим Идеал достигаем
    Религиозность Атеистичность

Жизнь (движение) как смысл жизни Цель как смысл жизни Истина непостижима Истина познаваема

Иронически-рефлектирующий смех Смех обличающий или развлекающий Склонность к синтезу Склонность к анализу

“Безобразное”(деформированное, больное) Прекрасное, (здоровое) Мир многозначен Истина едина

    Мир зримопостигаем (постигаем чувствами) Мир умопостигаем.

Здесь важно, с одной стороны, подчеркнуть относительность приведенных характеристик, а с другой- их явную соотносимость с характеристиками правополушарого(W) и левополушарного(М) мышления (28/31):

    Правополушарное мышление Левополушарное мышление

Оперирование образами, ориентация Оперирование вербально-зна в прстранстве, различение музыкальных ковой информацией ,

тонов, мелодий и невербальных звуков, чтение, счет. распознавание сложных обьктов, продуци

    рование сновидений.

Пространственно- образное, Дискретное, аналитическое симультанное (одновременное) мышление, обеспечивающее и синтетическое мышление , ряд последовательных дающее возможность одномоментно операций, логически непроти схватывать многочисленные свойства воречивый анализ предме обьекта в их взаимосвязи друг с дру- тов и явлений по определен гом и во взаимодействии со свойства- ному числу признаков. ми других обьектов, что обеспечивает

    целостность восприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.