реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальный прессинг в малой научной группе - (курсовая)

реферат
p>Исследованию психологии научной деятельности посвящена обширнейшая литература. Но большая часть исследований не предусматривает систематический сбор эмпирического материала в изучении научного сообщества. Из множества разрозненных эмпирических фактов строятся теоретические обобщения, часто не имеющие выхода на практику организации науки. В нашем проекте устраняются недостатки подобного рода. Ставится задача детального исследования малой охлократической научной группы как подсистемы научного сообщества. Будет дан ее детальный анализ на основании методологии и теории системного науковедения.

Результаты исследования будут представлены на уровне мировых стандартов. Работу выполняют специалисты, детально знакомые и с позитивной наукой, в данном случае географической наукой, выступающей объектом исследования, и науковедением. Это обеспечит понимание многих особенностей развития науки и устранит один из широко распространенных недостатков исследований подобного рода, когда науковед слабо разбирается в конкретной области познания, а представитель частной науки не может профессионально работать в области науковедения.

Гипотеза исследованиязаключается в том, что в советской науке сложилась охлократическая структура. Она стала результатом постепенного перерастания тоталитарной структуры, сформированной в сталинские времена, в охлократическую. Результаты наших исследований показали, что науковедческая культура ученых, сформированная в тоталитарной системе, принципиальным образом не меняется в новых условиях. Сохраняются приобретенные умения и навыки, например, ведение дискуссий и т. п. В результате смягчения внешней социальной среды эти приемы не всегда достигают желаемого (подавления научного конкурента). Постепенно начинает складываться специфическая культура, характерная именно для охлократического сообщества. В истории советской науки это нашло отражение в особенностях функционирования науки в сталинские и застойные годы.

Малая группа охлократического типа ориентируется на сохранение статус-кво. Все должно оставаться, как есть. Нарушение этого принципа является одним из наиболее страшных проступков, который не может быть прощен. Против нарушителя спокойствия выступают наиболее активные сторонники застоя. Происходит расслоение малой группы. Если ранее она была относительно однородной, однотипной, то экстремальная ситуация проявляет различие потенциалов ее представителей. Можно выделить типы поведения и дать их детальный анализ.

Поведение человека, ставшего объектом социального прессинга, во многом определяет поведение группы. При его описании четко выделяются несколько типов. Будет дан их детальный анализ. Авторы считают, что для ученого, ставшего объектом прессинга, наиболее разумен тип поведения, связанный с четкой рефлективной установкой, отстранением Я - жертвы прессинга сослуживцев и Я-наблюдателя происходящего. Можно отработать систему рекомендаций по подобного рода ''раздвоению'' и систему тренинга для эффективной рефлективной работы ученых, не обладающих специальной науковедческой подготовкой.

Конфликт в малой охлократической группе в большинстве случаев завершается только победой одной из сторон. Наиболее часто встречается уход ''раздражителя'' из данного коллектива. Это ведет к еще более тяжким формам застоя в малой группе. Разумный выход из ситуации связан с изменением организации таких групп. С перестройкой застойных структур малых групп необходимо бороться не одиночкам. Для этого должна быть подготовлена соответствующая социо-культурная среда и научно обоснованная организация научной деятельности.

В результате исследованиябудут получены материалы по детальному изучению поведения малых научных групп охлократического типа в экстремальных условиях, проведено их аналитическое осмысление, наукометрические расчеты, сформулированы теоретические гипотезы, подтвержденные эмпирическими материалами. Все будет сведено в систему.

Работа проводится в два этапа. На первом будут получены эмпирические материалы исследований малой группы, проведен первичный теоретический анализ функционирования малой группы и детальное изучено распределение функций в группе в различные периоды ее функционирования. На втором будет выполнена работа по детальному теоретическому анализу материала. Важное место отводится выработке практических рекомендаций по оптимизации функционирования малых научных групп.

По данной теме уже получены некоторые значимые результаты. Четко определены этапы функционирования малой научной группы охлократического типа в экстремальной ситуации, показана связь ее науковедческой культуры с общими принципами и культурой науки тоталитарного типа. Описан механизм функционирования научного сообщества охлократического типа. Но детального углубленного анализа поведения малой группы не дано. Эти результаты могут быть получены на основании анализа эволюции советского научно-географического сообщества.

РЕЗУЛЬТАТЫ исследованиябудут представлены в виде монографии, содержащей детальное описание материала, теоретический анализ и практические рекомендации по организации малых научных групп в современных условиях (в период перестройки в советском обществе и переходе от охлократической, застойной структуры науки к демократической).

    Лаборатория
    вероятностных
    гуманитарных
    исследований
    Симферополь. 1990
    ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
    ''КУРС АУТОТРЕНИНГА: УЧЕНЫЙ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ.
    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ОТ ПРЕССИНГА МАЛОЙ НАУЧНОЙ ГРУППЫ''
    АКТУАЛЬНОСТЬ

Предшествующие периоды сталинизма и застоя привели к формированию научного сообщества, часто использующего социальный прессинг для устранения не угодных ему людей. Обычно этот процесс протекает на уровне малой научной группы (кафедры, лаборатории и т. п. ) и редко принимает характер критической кампании в рамках всего дисциплинарного сообщества. Против маргинала, отличающегося научными идеалами и нормативами, ведется работа, ориентированная на его выживание из научного сообщества или принятие им общепринятых нормативов. Чаще жертвами становятся наиболее способные ученые, не удовлетворенные существующим уровнем, стремящиеся к его повышению. Такие специалисты являются национальным достоянием, поскольку именно они вносят основной вклад в прогресс науки. Чтобы они могли работать эффективно, необходимо, помимо всего прочего, создать курс аутотренинга, ориентированный на самозащиту личности от агрессивной застойной научной среды.

Подобные исследования для современной советской науки весьма актуальны. Это связано с тем, что структура науки и научного сообщества, сложившаяся в застойные годы, практически осталась без изменения. Перестройка в сфере науки должна охватывать структуру в первую очередь. Это связано с тем, что доминирующая структура определяет эффективность функционирования науки. При этом неизбежны острые конфликты. Не важно, в каких терминах они будут выражаться и что станет их поводом. Важно, что причиной является различие установок. Одна направлена на сохранения статус-кво. Другая - на модификацию советского научного сообщества. Жертвой подобных конфликтов являются наиболее активные и способные ученые. Им необходима не только юридическая и социальная защита, но и психологическая. Она играет очень важную роль.

ЦЕЛЬ - разработать курс аутотренинга для ученых, попавших в стрессовую ситуацию в результате прессинга малой группы, и довести его до уровня самостоятельного освоения.

Решаются следующие ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать особенности поведения ученых в стрессовой ситуации. 2. Провести типологию стрессовых ситуаций и проанализировать их генезис. 3. Разработать курс аутотренинга для ученых, становящихся объектом социального прессинга малой научной группы. Курс направлен на сохранение работоспособности ученого, стабилизацию деятельности научного коллектива. 4. Апробировать подготовленный курс. Проанализировать результаты исследования. 5. Разработать методику заочного обучения курсу.

Работа имеет теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение - в анализе стрессовых ситуаций с точки зрения жертвы социального прессинга и попытке разработки защитных мероприятий на индивидуальном уровне. Исследование такого рода - редкость. Они неизвестны широким слоям ученых. Наша работа ориентирована именно на них. В этом ее прикладное значение.

Стрессовые ситуации возникают весьма часто в современной советской науке. Это результат отражения процессов, происходящих в обществе. Нужно дать возможность наиболее прогрессивным ученым защититься от прессинга сослуживцев не только на правовом, но и социально-психологическом уровне. Это позволит сохранить для науки наиболее талантливых и уязвимых специалистов.

    Планируется проделать следующую работу:

Проанализировать существующую науковедческую литературу по данной проблеме. Провести дополнительные исследования, необходимые для разработки курса аутотренинга.

Разработать типологию стрессовых ситуаций и провести их анализ с точки зрения объекта социального прессинга.

    Разработать курс аутотренинга.
    Апробировать курс на добровольно набранных ученых.

Проанализировать результаты проведения курса аутотренинга. Скорректировать его положения (в случае необходимости).

Разработать и апробировать методику заочного обучения курсу аутотренинга, проанализировать его эффективность.

Для проведения работы будет создана группа высококвалифицированных специалистов (науковедов, психологов, социологов).

    Лаборатория
    вероятностных
    гуманитарных исследований
    Симферополь. 1990
    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
    ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕССИНГА
    В МАЛОЙ НАУЧНОЙ ОХЛОКРАТИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Соприкасаясь в недалеком прошлом с СОВЕТСКИМИ учеными мы решили обобщить их опыт в организации и проведении социального прессинга и четко сформулировать принципы и приемы, которые проводятся при организации такого рода мероприятий. Наши рекомендации основаны на реальном опыте. В процессе включенного наблюдения во время такой кампании экспериментами мы не занимались и ни для кого кампании не устраивали. Но с научной точки зрения материал все-таки удалось осмыслить.

Надеемся, что обнародование этих рекомендаций направит усилия коллег попадающих в сложные ситуации на рефлексию, а не только на сражения с охломонами. Теоретическая работа в области патонауковедения и сбор эмпирического материала более важны, чем спор, в котором никто не может одержать верх в силу самого спора.

    Сентиментальное введение

Почтенные охломоны! Эти рекомендации адресованы вам. Не закрывайте работу. По крайней мере, вспомните про нее, когда захотите уничтожить кого-то, организовать кампанию против кого-то кто интенсивно занимается научной работой. Постарайтесь понять следующее - то, что вы пытаетесь делать, было уже много раз и вполне укладывается в логический патонауковедческий анализ. Не добавляйте эмпирический материал патонауковедению. Это не имеет научной ценности. Лучше постарайтесь вникнуть в происходящее и поймите, почему коллега вызывает в вас столь сильное раздражение.

Но если все-таки вы решили уничтожить своего коллегу, то вам будет полезно знать те приемы и принципы, которыми руководствовались до вас.

    ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕССИНГА
    В ОХЛОКРАТИЧЕСКОМ НАУЧНОМ СООБЩЕСТВЕ

УСПЕХ В СОЦИАЛЬНОМ ПРЕССИНГЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ТЩАТЕЛЬНАЯ И ПОСТОЯННАЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА

Предварительная и постоянная неявная работа определяют успех вашего гнусного предприятия. Вам нужно постоянно, на протяжении всего прессинга вести закулисную работу. Нужно беседовать с людьми, запускать слухи и т. п. Это подобно движению футболиста на поле без мяча. Результативность во многом зависит от этого.

ПОМНИТЕ - ОХЛОКРАТИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО ВСЕГДА ГОТОВО К НАСИЛИЮ. НУЖНО ТОЛЬКО СТИМУЛИРОВАТЬ РЕАЛИЗАЦИЮ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ, АКТУАЛИЗИРОВАТЬ ЕЕ

Суть охлократического научного сообщества в постоянной готовности к насилию над личностью. Это является атрибутом данного типа сообщества и часто не зависит от личностных качеств.

Готовность к насилию у охломонов - атрибут их социальной психологии. Это резидентная программа, которую можно вызвать и убрать в любой момент. Нужно только знать, как это делать. На помощь богатому опыту советского научного сообщества может придти социальная психология.

Актуализация потенциальной готовности возможна за счет ситуативного подхода к проведению мероприятия, тщательному следованию некоторым простым правилам.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕССИНГА В НЕПРЕРЫВНОСТИ И НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТИ

Не жалейте время для того, чтобы достать своего врага, где бы он ни был. Вы теряете время, но зато вы живите полноценной жизнью, единственно возможной для вас, почтенный охломон. А для маргинала, успешно занимающегося наукой этот образ жизни непривычен. Он нервничает, он не может работать, он прожигает свою жизнь зря. Вы ведь этого добиваетесь?

    РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ

ОБЪЕКТИВАЦИЯ ВАШЕГО ВРАГА И ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОЙ ФИКСИРОВАННОЙ УСТАНОВКИ НА НЕГО

Чтобы достичь своей цели - уничтожения вашего врага - нужно добиться его объективация. Это должен быть не субъект, не личность. Это должен быть объект, враг, который выступил против коллектива.

Постарайтесь перевести личные неприязни в идеологическую плоскость. ПРИЕМ беспроигрышный. Применялся множество раз и для него еще не вечер. Горой стойте за решения партии и правительства, даже если они не имеют никакого отношения к сути конфликта. Можно говорить горячо и бестолково. Не бойтесь показать свою дурость. В охлократическом сообществе это не страшно. Особенно когда речь заходит об идеологической лояльности. Если дурак, то значит идеологически верный кадр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.