реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Билеты по истории психологии

реферат

как точка чистого сознавания и воли. Психологическое развитие есть процесс

становления самим собою: раcтождествления с различными субличностями и

постижения себя неподвластным им центром сознавания и воли, способным не

только "ставить на место" любые содержания своего сознания, но и обладать

ими, а не вытеснять в бессознательное.

Такое самопостижение в какой-то мере знакомо каждому человеку в форме

естественного процесса взросления, затухающего как правило по достижении

"зрелого возраста". Вместе с тем процесс этот с помощью определенных

методик может быть не только ускорен, интенсифицирован, углублен и т.д., но

и продолжен; как и образование, взросление может стать непрерывным.

Растождествление, возвращение в себя из не-себя, отделение зерна "я" от

плевел субличностей служит первым шагом на пути духовного развития, так

называемого "духовного психосинтеза", и дает возможность осуществить себя,

то есть явить себя миру в качестве центра излучения интегративных сил;

разумеется, осуществить себя человек способен лишь в той мере, в какой он

пришел в себя.

Знающие люди могут сказать, что в психосинтетической концепции саморазвития

человека нет ничего нового, и в некотором смысле это действительно так,

поскольку психосинтез, в отличие от множества мертворожденных "систем

самовоспитания", создавался не на голом месте. Испокон веков вплоть до

начала нынешнего столетия вопросы саморазвития человека находились

исключительно в ведении "эзотерической психологии", – различных более или

менее тайных школ саморазвития, существовавших параллельно наличной

культуре, то есть совокупности социальных институтов воспроизводства

человека как носителя родового опыта. Культурным официозом такого рода

субкультурная самодеятельность воспринималась как нечто если не вредное, то

во всяком случае недостойное просвещенного человека. Ассаджоли не

афишировал истоки своих идей,* поскольку хотел включить хранимый

эзотерической психологией родовой опыт саморазвития в ткань наличной

культуры, а для этого нужно было обойти цензуру господствующего менталитета

академической психологии. Принципы и методы психосинтеза вполне традиционны

в лучшем смысле слова; а то незаметное в своей очевидности новое, что дал

нам Ассаджоли, – это сам язык психосинтеза, просто, спокойно, без

необходимо присущего эзотеризму защитно-зазывного флера, эпатажа,

экзальтации и иносказаний излагающий принципы "вечной философии"

самоосуществления.

* Кстати, он был учеником не только Фрейда, но и того же "тибетца", у

которого училась Алиса Бейли.

Следует отметить, что в стремлении к подобной экзотеризации Ассаджоли был

отнюдь не одинок. Это было велением времени, призывом эпохи, на который

откликнулись, каждый по своему, в том числе Ауробиндо, Кришнамурти,

Раджниш, Успенский, Юнг. Ассаджоли – самый скромный представитель этой

славной плеяды, и поэтому мы узнаем о нем так поздно. Но Ассаджоли в своей

скромности и способности следовать законам игры оказался едва ли не самым

успешным из них в деле осуществления этой фундаментальной задачи ХХ века –

экзотеризации эзотерической психологи.

Процесс синтеза - повсеместное явление: клетки объединяются в организм, из

букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и т.д. Эмпирический

опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что

отсутствие его порождает серьезные проблемы. Р. Ассаджиоли заметил, что

утрата внутреннего равновесия, ошущение бессмысленности и другие душевные

страдания возникают часто тогда, когда различные элементы психики разобщены

или вступают в противоречие друг с другом. Когда же они объединяются во все

большие и большие целостности, человек испытывает прилив сил, находит в

своей жизни больше смысла.

Для человека процесс постепенной интеграции структур психики является

естественным и необходимым, но зачастую он бывает заблокирован.

Р.Ассаджиоли приступил к разработке методов снятия подобных блоков.

Разработанную систему методов и приемов для высвобождения процесса

объединения психических структур он назвал психосинтезом.

В зависимости от цели применения, психосинтез может служить:

1. Способом психического развития и самопостижения, для тех, кто не хочет

оставаться рабом внутренних противоречий, комплексов, страхов и внешних

влияний.

2 Методом лечения психических и психосоматических расстройств,

обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами

сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными

кризисами, которые часто предшествуют фазе самопостижения, но значение

которых сам пациент не вполне понимает.

3. Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию

различных способностей ребенка, подростка, или зрелого человека, но

помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу.

Изменения в результате практики психосинтеза происходят как правило

постепенно. Часто только по прошествии времени от нескольких месяцев до

нескольких лет довольно-таки регулярных занятий мы можем осознать в себе

произошедшие глубокие перемены. У такой задержки есть причина: нашему

бессознательному нужно время для обработки полученного опыта. По словам Р.

Ассаджиоли: "должно произойти созревание психического плода". Физический

плод созревает скрытно, в материнской утробе, психический - в сокровенных

уголках бессознательного. Процесс этот для обоих очень чувствительный,

ранимый, для обоих высшая точка достигается в кризисе и чуде рождения,

появления новой жизни. Несмотря на то, что процесс интеграции психики

кажется очень длительным те, кто правильно осуществляет практику

психосинтеза в итоге приходят к замечательным результатам. Причем,

достигнув определенных рубежей, человек уже никогда не возвращается к

прежней раздробленности.

Билет 8.

1.Богословская психология в средневековый период. Неоплатонизм и Томизм.

листы

3. общая характеристика транзактной психологии.

каждый индивид представляет собой три различные личности, каждая из

которых тянет в свою сторону. Мы можем представить это очень просто,

нарисовав друг под другом три круга, Они представляют трех человек,

которых каждый человек носит в своей голове. На вершине находится

родитель Он представляет кого-то в голове, говорящего ему, что он должен

делать, и как себя вести, и каким хорошим он является, и како й

он плохой, и насколько лучше или хуже его другие люди. Короче, Родитель

является голосом в голове, сопровождающим редакторскими

комментариями, как это часто делают родители, все, что он делает.

Средний кружок, обозначенный Взрослый или В. представляет голос

рассудка. Он работает как компьютер, воспринимающий информацию из

окружающего мира и рашающий на основе разумных вероятностей, какой

род действий предпринять и когда предпринять. . Взрослый говорит

вам, когда и как быстро переходить улицу, когда вынимать пирог из духовки.

При переходе улицы, например, он действует как очень точный и очень

сложный компьютер, оценивающий скорость всех машин на кварталы в обе

стороны, и затем выбирающий как можно более ранний момент для того, чтобы

двинуться через улицу, не будучи убитым, или вернее, не будучи

вынужденным бежать, тем самым теряя собственное достоинство. Нижний

кружок, обозначенный Ребенок или Р., показывает, что каждый мужчина имеет

маленького мальчика внутри себя, а каждая женщина носит маленькую

девочку в своей голове. Это Детская часть личности, ребенок, которым он

или она когда-то были. Но каждый ребенок отличается от другого, и Детское

его состояние в каждом человеке разное, потому что это Ребенок, которым он

был в определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх, человек

ведет себя по-детски, подобно ребенку определенного возраста: в одном

человеке он может быть четырех лет и трех месяцев, а в другом двух

лет и шести месяцев, и сомнительно, может ли он когда-либо быть старше

шести лет. .* Эти эго состояния обуславливают то, что случается с людьми,

и что они делают друг с другом или друг для друга.

Билет 9

1. Общие особенности развития психологических взглядов в эпоху

возрождения.

Листы

2. Социальный бихевиоризм

Кроме процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей,

приобретение ими социального опыта и норм поведения того круга, к которому

они принадлежат.

Американский ученый Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском

университете, попытался учесть своеобразие обусловленности человеческого

поведения в своей концепции, названной социальным бихевиоризмом.

Исследования этапов вхождения ребенка в мир взрослых привели Д. Мида к

мысли о том, что личность ребенка формируется в процессе его взаимодействия

с другими. При этом в общении с разными людьми ребенок играет разные

"роли". Таким образом, его личность является как бы объединением раз личных

ролей, которые он на себя принимает. Большое значение как в формировании,

так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети впервые учатся

принимать на себя различные роли и соблюдать определенные правила.

Теория Мида называется также и теорией ожидания, так как, по его мнению,

дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Именно в

зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями,

знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Так, роль ученика

ребенок, от которого родители ожидают только отличных отметок, играет по-

другому, чем ребенок, которого "сдали" в школу только по тому, что это надо

и чтобы он хотя бы полдня не путался дома под ногами.

Мид различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей

принимать и играть различные роли, изменять их по ходу игры, как это потом

придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль –

ребенка в своей семье. Теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и

поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развивать

произвольность по ведения, овладевать теми нормами, которые приняты в

обществе, так как в этих играх существует, как пишет МИД, "обобщенный

другой", т.е. правило, которое дети должны выполнять. Понятие "обобщенный

другой" было введено Милом для то го, чтобы объяснить, почему дети

выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в реальной жизни. C

его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным

партнером, который со стороны следит за деятельностью детей, не позволяя им

отклониться от нормы.

Большой интерес представляют и исследования асоциального (агрессивного) и

просоциального поведения, предпринятые психологами этого направления. Так,

Д.Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация

поведения, вызванная невозможностью справиться с трудностями). Теория

Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений агрессивности

(которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их

сложению и создать очень мощную агрессивность. Согласно этому мнению,

возможно, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте,

могут привести к агрессивности в зрелом возрасте. В настоящее время это

широко распространенное мнение считается спорным. (Тем более, что ряд

исследователей доказывают невозможность воспитания и развития детей без

каких-либо фрустрационных ситуаций. Так, подсчитано, что ежедневно каждый

ребенок до школьного возраста переживает около 90 фрустрационных ситуаций в

семье и в детском саду, но только небольшое число этих фрустраций могут

привести к агрессивному поведению.)

Большое значение имеют и работы Ф.Петермана, А.Бандуры и других ученых,

посвященные коррекции отклоняющегося поведения.

Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к

открытию таких важных феноменов, как конформизм и негативизм. Необходимо

отметить, что исследования ученых этой школы открыли многие законы и

механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.