(Вертгеймер – в Вюрцбурге у Кюльпе, Келер и Коффка у Штумпфа в Берлине). И
вместе с тем они испытывали неудовлетворенность ситуацией в психологии. В
чем причина?
Как видно из воспоминаний Келера, причина их неудовлетворенности была в
том, что высшие психические процессы оставались вне точного
экспериментального анализа, который ограничивался сен сорными элементами и
принципом ассоциаций. Хотя Вертгеймер получил в 1904 году (в самый разгар
споров о внеобразном мышлении) докторскую степень в Вюрцбурге, где изучал
именно эти высшие процессы, тем не менее, пути к новой психологии как
"науке о реальных человеческих существах" не нашел. Значит, верны
подозрения, что стерильность психологических исследований коренится в
ложности их исходных посылок. Тогда нет нужды идти экспериментальной
психологии "вверх" – к актам мышления и воли. Следует пересмотреть ее
основания, начиная от трактовки простейших чувственных феноменов. Одним из
них и оказался открытый Вертгеймером целостный фи-феномен. Результаты его
изучения были изложены в статье "Экспериментальные исследования видимого
движения" (1912). От этой статьи принято вести родословную гештальтизма.
Его главный постулат гласил, что первичными данными психологии являются
целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их
компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.
Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Мысль о том,
что целое больше образующих его частей, была очень древней. Чтобы объяснить
характер ее влияния на психологию, следует рассмотреть общий исторический
фон (весь научно-теоретический "гештальт"), в пределах которого
складывалась новая школа.
Прежде всего заслуживает внимания факт одновременного возникновения
гештальтизма и бихевиоризма. Вертгеймер и Уотсон выступили с идеей реформы
психологии одновременно в условиях нараставшей неудовлетворенности
господствовавшими воззрениями на предмет, проблемы, объяснительные принципы
психологии. Остро чувствовалась необходимость ее обновления. Как известно,
в движении научного познания имеются как эволюционные периоды, так и
периоды крутой ломки общепринятых представлений. Продуктом коренных сдвигов
в психологическом познании явились и бихевиоризм, и гештальтизм. Их
одновременное появление – показатель того, что они возникли как различные
варианты ответа на запросы логики развития психологических идей. И
действительно, оба направления были реакцией на сложившиеся научные
стереотипы и протестом против них. Эти стереотипы выражали уже
рассмотренные нами школы – структурная и функциональная.
Бихевиоризм выступил не только против структурализма, представленного в США
несгибаемым Титченером, но также против функционализма Джемса – Энджелла.
Оценивая гештальтизм, историки обычно подчеркивают, что для него главной
мишенью служил структурализм с его трактовкой сознания как сооружения из
"кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)". Однако при более пристальном
рассмотрении выясняется, что гештальтисты с не меньшей решительностью
отвергли и функционализм.
Гештальтиеты сделали следующий шаг сравнительно с функционалистами, а
именно отказались от дополнительных элементов (или актов), которые извне
упорядочивают сенсорный состав сознания, придавая ему структуру, форму,
гештальт, и утвердили постулат о том, что структурность изначально присуща
самому этому составу.
Сведения об идейной генеалогии школы (и ее от дельных приверженцев)
проливают свет на ее функцию в прогрессе познания. Гештальтисты были
преемниками европейского функционализма (напомним, что Вертгеймер вышел из
вюрцбургской школы, проделавшей, как мы видели, эволюцию от концепции
"содержаний сознания" к концепции "актов"; Коффка и Келер обучались
психологии у функционалиста Штумпфа), подобно тому, как бихевиористы
являлись преемниками американского функционализма (напомним, что учителем
Уотсона был Энджелл).
Преодоление антиномии механицизм – телеологизм стало исторической задачей,
решить которую были призваны новые психологические школы – бихевиористская
и гештальтистская. Это их роднило, это объясняет факт их одновременного
зарождения. Другой вопрос – как они с ней справились.
Их решительно разделяло отношение к проблеме сознания.
Бихевиористы считали ее псевдопроблемой – со знание устранялось из
психологии, из научных объяснений поведения.
Гештальтисты, напротив, усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую
интерпретацию фак там сознания как единственной психической реальности.
Гештальтистская критика "атомизма" в психологии являлась предпосылкой
переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур,
или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно. Но
и два прежних варианта интроспективного метода пришлось отвергнуть
(вундтовский, требовавший от испытуемого отчета об элементах
"непосредственного опыта", и метод членения сознания на "фракции",
выработанный вюрцбургской школой).
Гештальтисты приняли третий вариант интроспективного метода, получивший
название феноменологического. В поисках путей проникновения в реальность
душевной жизни во всей ее полноте и непосредственности предлагалось занять
позицию "наивного" наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями
об ее строении.
Эту точку зрения приняли не только гештальтисты, но и другая группа молодых
исследователей, работавших в одном из главных центров экспериментальной
психологии того времени – в Геттингенском университете. Они следовали не
столько за своим учителем психологии маститым Г.Э.Мюллером, сколь ко за
профессором философии этого университета Э.Гуссерлем (1859-1938), который
вслед за Брентано учил, что феномены сознания достойны быть рассмотрены
сами по себе в их непосредственной интуитивной данности.
Гуссерль видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не
психологию. Но выдвинутая им идея феноменологического метода как
"непредвзятого", освобожденного, свободного от банальных стереотипов
описания психической реальности произвела глубокое впечатление на молодых
сотрудников Г.Э.Мюллера, занимавшихся экспериментально-психологической
работой. Среди них выделялись Д.Кати и Е.Рубин.
Кати, Рубин и другие психологи-экспериментаторы, перешедшие от
"атомистского" понимания чувственного восприятия к целостному, проводи ли
свои исследования в те же годы, когда складывалась гештальтистская школа, и
эта школа впоследствии их широко использовала. В частности, открытый
Рубином феномен "фигуры и фона" занял почетное место среди основных законов
гештальта. Однако, хотя гештальтистов и сближала с геттингенскими
психологами ориентация на новое, феноменологическое применение
интроспекции, их программа была значительно шире и перспективнее. Их
вдохновляла идея трансформации психологии в точную науку, строго следующую
общим стандартам естествознания. Уже в первой работе Вертгеймера
характеристика фи-феномена не ограничивалась его описанием: предполагалось,
что он имеет физиологическую основу, которая усматривалась в "коротком
замыкании", возникающем (при соответствующем временном интервале) между
зонами мозга.
Установка на то, чтобы строить психологическое знание по типу физико-
математического, отличала гештальтизм от других феноменологических
концепций. Соратник Вертгеймера Келер имел наряду с психологической хорошую
физико-математическую подготовку. Он обучался физике у одного из ее
преобразователей, создателя теории квантов Макса Планка. Широкие
естественнонаучные интересы отличали также Вертгеймера, у которого
впоследствии установились дружеские отношения с Эйнштейном, даже
принимавшим участие (в качестве интервьюируемо го) в вертгеймеровских
опытах.
И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу
наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для
гештальтистов – физика. Понятие о гештальте не считалось, таким образом,
уникально-психологическим, приложимым лишь к области сознания. Оно было
предвестником общего системного подхода ко всем явлениям бытия. Зарождался
новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины
и цели.
Многие представители этого направления уделяли значительное внимание
проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития
психических функций видели доказательства правильности своей теории.
Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень
развития психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является
восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали эти
ученые, зависит его поведение и понимание ситуаций.
Сам процесс психического развития, с точки зрения гештальт-психологии,
делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение.
Один из основоположников этого направления Коффка подчеркивал их
независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать
созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг
другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может
ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания
не ускоряет обучение.
Доказательства этого подхода к развитию психики гештальтисты искали как в
исследовании формирования познавательных процессов (восприятия, мышления),
так и в развитии личности ребенка. Изучая. Процесс восприятия, они
утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с
вызреванием гештальтов. Так появляется константность и правильность
восприятия, а также его осмысленность.
Исследования-развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории
Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных
образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы
дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей
есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и
волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух
месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу
или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу
первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких
образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот,
волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета.
Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или
неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное –
как фигура. По степенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в
окружающем дети выделяют уже несколько на боров "фигура-фон". Это
неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и т.д.
Таким образом, единый прежде гештальт пре вращается в несколько, уже более
точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теп лом
выделяются желтый и красный цвета, а в холод ном – зеленый и синий. Этот
процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребе нок
не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка
приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет
сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.
Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван
"трансдукция" Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но
их отношения.
Исследовал развитие восприятия у детей еще один представитель этой школы –
Г.Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских рисунков. Большой
интерес представляют его эксперименты по исследованию рисования
геометрических фигур деть ми разного возраста. Так, при рисовании конуса
четырех-пятилетние дети рисовали рядом круг и треугольник. Фолькельт
объяснял это тем, что у них еще нет адекватного данной фигуре образа, а
потому в рисунке они пользуются двумя похожими гештальтами. Со временем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|