реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Билеты по истории психологии

реферат

(Вертгеймер – в Вюрцбурге у Кюльпе, Келер и Коффка у Штумпфа в Берлине). И

вместе с тем они испытывали неудовлетворенность ситуацией в психологии. В

чем причина?

Как видно из воспоминаний Келера, причина их неудовлетворенности была в

том, что высшие психические процессы оставались вне точного

экспериментального анализа, который ограничивался сен сорными элементами и

принципом ассоциаций. Хотя Вертгеймер получил в 1904 году (в самый разгар

споров о внеобразном мышлении) докторскую степень в Вюрцбурге, где изучал

именно эти высшие процессы, тем не менее, пути к новой психологии как

"науке о реальных человеческих существах" не нашел. Значит, верны

подозрения, что стерильность психологических исследований коренится в

ложности их исходных посылок. Тогда нет нужды идти экспериментальной

психологии "вверх" – к актам мышления и воли. Следует пересмотреть ее

основания, начиная от трактовки простейших чувственных феноменов. Одним из

них и оказался открытый Вертгеймером целостный фи-феномен. Результаты его

изучения были изложены в статье "Экспериментальные исследования видимого

движения" (1912). От этой статьи принято вести родословную гештальтизма.

Его главный постулат гласил, что первичными данными психологии являются

целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их

компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.

Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Мысль о том,

что целое больше образующих его частей, была очень древней. Чтобы объяснить

характер ее влияния на психологию, следует рассмотреть общий исторический

фон (весь научно-теоретический "гештальт"), в пределах которого

складывалась новая школа.

Прежде всего заслуживает внимания факт одновременного возникновения

гештальтизма и бихевиоризма. Вертгеймер и Уотсон выступили с идеей реформы

психологии одновременно в условиях нараставшей неудовлетворенности

господствовавшими воззрениями на предмет, проблемы, объяснительные принципы

психологии. Остро чувствовалась необходимость ее обновления. Как известно,

в движении научного познания имеются как эволюционные периоды, так и

периоды крутой ломки общепринятых представлений. Продуктом коренных сдвигов

в психологическом познании явились и бихевиоризм, и гештальтизм. Их

одновременное появление – показатель того, что они возникли как различные

варианты ответа на запросы логики развития психологических идей. И

действительно, оба направления были реакцией на сложившиеся научные

стереотипы и протестом против них. Эти стереотипы выражали уже

рассмотренные нами школы – структурная и функциональная.

Бихевиоризм выступил не только против структурализма, представленного в США

несгибаемым Титченером, но также против функционализма Джемса – Энджелла.

Оценивая гештальтизм, историки обычно подчеркивают, что для него главной

мишенью служил структурализм с его трактовкой сознания как сооружения из

"кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)". Однако при более пристальном

рассмотрении выясняется, что гештальтисты с не меньшей решительностью

отвергли и функционализм.

Гештальтиеты сделали следующий шаг сравнительно с функционалистами, а

именно отказались от дополнительных элементов (или актов), которые извне

упорядочивают сенсорный состав сознания, придавая ему структуру, форму,

гештальт, и утвердили постулат о том, что структурность изначально присуща

самому этому составу.

Сведения об идейной генеалогии школы (и ее от дельных приверженцев)

проливают свет на ее функцию в прогрессе познания. Гештальтисты были

преемниками европейского функционализма (напомним, что Вертгеймер вышел из

вюрцбургской школы, проделавшей, как мы видели, эволюцию от концепции

"содержаний сознания" к концепции "актов"; Коффка и Келер обучались

психологии у функционалиста Штумпфа), подобно тому, как бихевиористы

являлись преемниками американского функционализма (напомним, что учителем

Уотсона был Энджелл).

Преодоление антиномии механицизм – телеологизм стало исторической задачей,

решить которую были призваны новые психологические школы – бихевиористская

и гештальтистская. Это их роднило, это объясняет факт их одновременного

зарождения. Другой вопрос – как они с ней справились.

Их решительно разделяло отношение к проблеме сознания.

Бихевиористы считали ее псевдопроблемой – со знание устранялось из

психологии, из научных объяснений поведения.

Гештальтисты, напротив, усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую

интерпретацию фак там сознания как единственной психической реальности.

Гештальтистская критика "атомизма" в психологии являлась предпосылкой

переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур,

или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно. Но

и два прежних варианта интроспективного метода пришлось отвергнуть

(вундтовский, требовавший от испытуемого отчета об элементах

"непосредственного опыта", и метод членения сознания на "фракции",

выработанный вюрцбургской школой).

Гештальтисты приняли третий вариант интроспективного метода, получивший

название феноменологического. В поисках путей проникновения в реальность

душевной жизни во всей ее полноте и непосредственности предлагалось занять

позицию "наивного" наблюдателя, не отягченного предвзятыми представлениями

об ее строении.

Эту точку зрения приняли не только гештальтисты, но и другая группа молодых

исследователей, работавших в одном из главных центров экспериментальной

психологии того времени – в Геттингенском университете. Они следовали не

столько за своим учителем психологии маститым Г.Э.Мюллером, сколь ко за

профессором философии этого университета Э.Гуссерлем (1859-1938), который

вслед за Брентано учил, что феномены сознания достойны быть рассмотрены

сами по себе в их непосредственной интуитивной данности.

Гуссерль видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не

психологию. Но выдвинутая им идея феноменологического метода как

"непредвзятого", освобожденного, свободного от банальных стереотипов

описания психической реальности произвела глубокое впечатление на молодых

сотрудников Г.Э.Мюллера, занимавшихся экспериментально-психологической

работой. Среди них выделялись Д.Кати и Е.Рубин.

Кати, Рубин и другие психологи-экспериментаторы, перешедшие от

"атомистского" понимания чувственного восприятия к целостному, проводи ли

свои исследования в те же годы, когда складывалась гештальтистская школа, и

эта школа впоследствии их широко использовала. В частности, открытый

Рубином феномен "фигуры и фона" занял почетное место среди основных законов

гештальта. Однако, хотя гештальтистов и сближала с геттингенскими

психологами ориентация на новое, феноменологическое применение

интроспекции, их программа была значительно шире и перспективнее. Их

вдохновляла идея трансформации психологии в точную науку, строго следующую

общим стандартам естествознания. Уже в первой работе Вертгеймера

характеристика фи-феномена не ограничивалась его описанием: предполагалось,

что он имеет физиологическую основу, которая усматривалась в "коротком

замыкании", возникающем (при соответствующем временном интервале) между

зонами мозга.

Установка на то, чтобы строить психологическое знание по типу физико-

математического, отличала гештальтизм от других феноменологических

концепций. Соратник Вертгеймера Келер имел наряду с психологической хорошую

физико-математическую подготовку. Он обучался физике у одного из ее

преобразователей, создателя теории квантов Макса Планка. Широкие

естественнонаучные интересы отличали также Вертгеймера, у которого

впоследствии установились дружеские отношения с Эйнштейном, даже

принимавшим участие (в качестве интервьюируемо го) в вертгеймеровских

опытах.

И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу

наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для

гештальтистов – физика. Понятие о гештальте не считалось, таким образом,

уникально-психологическим, приложимым лишь к области сознания. Оно было

предвестником общего системного подхода ко всем явлениям бытия. Зарождался

новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины

и цели.

Многие представители этого направления уделяли значительное внимание

проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития

психических функций видели доказательства правильности своей теории.

Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень

развития психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является

восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали эти

ученые, зависит его поведение и понимание ситуаций.

Сам процесс психического развития, с точки зрения гештальт-психологии,

делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение.

Один из основоположников этого направления Коффка подчеркивал их

независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать

созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг

другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Тем не менее, обучение не может

ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания

не ускоряет обучение.

Доказательства этого подхода к развитию психики гештальтисты искали как в

исследовании формирования познавательных процессов (восприятия, мышления),

так и в развитии личности ребенка. Изучая. Процесс восприятия, они

утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с

вызреванием гештальтов. Так появляется константность и правильность

восприятия, а также его осмысленность.

Исследования-развития восприятия у детей, которые проводились в лаборатории

Коффки, показали, что у ребенка имеется набор смутных и не очень адекватных

образов внешнего мира. Постепенно в процессе жизни эти образы

дифференцируются и становятся все более точными. Так, у новорожденных детей

есть смутный образ человека, в гештальт которого входят и голос, и лицо, и

волосы, и характерные движения. Поэтому маленький ребенок одного-двух

месяцев может не узнать даже близкого взрослого, если он поменяет прическу

или сменит привычную одежду на совершенно незнакомую. Однако уже к концу

первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких

образов: лица, в котором выделяются как отдельные гештальты глаза, рот,

волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие цвета.

Вначале дети воспринимают окружающее только как окрашенное или

неокрашенное, при этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное –

как фигура. По степенно окрашенное делится на теплое и холодное, и в

окружающем дети выделяют уже несколько на боров "фигура-фон". Это

неокрашенное-окрашенное теплое, неокрашенное-окрашенное холодное и т.д.

Таким образом, единый прежде гештальт пре вращается в несколько, уже более

точно отражающих цвет. Со временем и эти образы дробятся: в теп лом

выделяются желтый и красный цвета, а в холод ном – зеленый и синий. Этот

процесс происходит в течение длительного времени, пока, наконец, ребе нок

не начинает правильно воспринимать все цвета. Таким образом, Коффка

приходил к выводу о том, что в развитии восприятия большую роль играет

сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется данный предмет.

Он сформулировал один из законов восприятия, который был назван

"трансдукция" Этот закон доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, но

их отношения.

Исследовал развитие восприятия у детей еще один представитель этой школы –

Г.Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских рисунков. Большой

интерес представляют его эксперименты по исследованию рисования

геометрических фигур деть ми разного возраста. Так, при рисовании конуса

четырех-пятилетние дети рисовали рядом круг и треугольник. Фолькельт

объяснял это тем, что у них еще нет адекватного данной фигуре образа, а

потому в рисунке они пользуются двумя похожими гештальтами. Со временем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.