реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Принятие политических решений: Создание СНБ и деятельность в период администрации Р Рейгана

реферат

системой. Администрация Дж. Кеннеди считала, что в новом виде СНБ будет

лучше подходить для выполнения вновь принятой оперативной доктрины внешней

политики США — «гибкого реагирования».

Реорганизация СНБ в какой-то мере ликвидировала перекос,

обозначившийся в деятельности Совета при президенте Д. Эйзенхауэре с его

военным видением основных процессов, происходивших в мире. В результате СНБ

в известной степени утратил свои чисто военно-штабные черты и превратился в

орган военно-политического руководства США, что в сущности отвечало его

задачам, намеченным при создании.

Менее чем через месяц после вступления в должность Дж. Кеннеди

упразднил СКО, а позднее и СП, возложив эти функции на государственного

секретаря и его помощников, возглавлявших региональные отделы. Аппарат был

укомплектован постоянными сотрудниками, которые должны были отстаивать

интересы президента, а не отдельных ведомств. Этим были ликвидированы

административные различия между планированием и оперативной работой.

Процедура работы аппарата и самого СНБ при Дж. Кеннеди стала более простой

и неформальной. Следующим шагом стало упразднение издания общих ежегодных

директив СНБ.

При всем том, что деятельность аппарата СНБ приобрела более динамичный

характер, нововведения имели негативные последствия. В частности, по

оценке ряда экспертов, в результате упразднения СП и СКО взаимодействие

спецслужб с другими правительственными ведомствами заметно ослабло, что

привело к их изоляции и увеличило риск ошибки. Недостатки подобной системы

выявились особенно зримо в период операции в Заливе Свиней и кризиса в

Лаосе.5

Важным инструментом в эти годы в области формулирования внешней

политики и «большой» стратегии стали специальные группы, создаваемые для

решения определенных проблем. Их членами были представители различных

ведомств, а их руководителями обычно назначался помощник государственного

секретаря по соответствующему региону.

Президент активно участвовал в заседаниях СНБ. Были введены в

практику ежедневный заседания аппарата СНБ с приглашением

внешнеполитических советников Белого дома и представителей различных

ведомств. Аппарат СНБ состоял всего из 10 сотрудников и был организован по

региональным направлениям. Его сотрудники обязательно входили в состав

специальных групп. Они участвовали в подготовке заседаний СНБ. После

провала американской акции в заливе Кочинос в апреле 1961 г. и особенно во

время Карибского кризиса в октябре 1962 г. Дж. Кеннеди все больше

отказывается от «персональной дипломатии» и ищет совета у своих ближайших

друзей и единомышленников. Создается знаменитый «исполком СНБ», имевший в

принципе мало отношения к СНБ и состоявший в первую очередь из людей

персонально подобранных президентом по принципу личной к нему лояльности. В

эту группу помимо министра обороны Р. Макнамары и государственного

секретаря Д. Раска входили брат президента Роберт Кеннеди, специальный

помощник по вопросам национальной безопасности М. Банди, министр финансов

Д. Диллон, председатель Комитета начальников штабов М. Тейлор, директор ЦРУ

Д. Маккоул, заместители государственного секретаря Д. Болл и министра

обороны Р. Гилпатрик, посол по особым поручениям Л. Томпсон и специальный

советник президента Т. Соренсен.6

Деятельность СНБ в период администрации Джонсона, 1963-1969гг.

Президент Л. Джонсон сохранил принципы и методы организационной

структуры, установленной Дж. Кеннеди. Немаловажное значение имел тот факт,

что три важных поста в кабинете Л. Джонсона сохранили за собой члены

предыдущей администрации. Это—Р. Макнамара, Д. Раек и М. Банди.

При Л. Джонсоне, продолжился рост влияния СНБ. В этот период была

создана система региональных и функциональных межведомственных групп при

СНБ, которая с некоторыми дополнениями существует и поныне. Американский

ученый Дж. Прадос отмечает, что именно при Л. Джонсоне началось

использование аппарата СНБ (пока лишь его отдельных сотрудников) для

проведения тайных операций за рубежом – порочная практика, приведшая к

“ирангейту”.7

В то время непосредственное влияние аппарата СНБ на формирование

решений уменьшилось, несмотря на увеличение числа его сотрудников до 16

человек в 1967 г. Привычка полагаться на своего помощника по национальной

безопасности и временные рабочие группы при решении внешнеполитических

вопросов привела к тому, что сам СНБ как коллегиальный орган к концу

администрации Л. Джонсона потерял свое былое значение. На это в немалой

степени оказало воздействие назначение в начале 1966 г. на пост

специального помощника президента по вопросам национальной

безопасности У. Ростоу. В противоположность М. Банди, редко позволявшему

себе высказывать личные взгляды, У. Ростоу стремился навязать президенту

свои взгляды весьма «ястребиного» толка. Его назначение нарушило единство

цели внешнеполитических советников президента.8

Хотя состав и функции СНБ менялись, он все больше превращался во

внешнеполитический аппарат президента и все меньше выступал в роли

«нейтрального», координирующего органа; наконец, произошло значительное

увеличение технических, информационных и административных возможностей

аппарата СНБ.

Президенту стали доступны новые технические, административные и

управленческие возможности. В то время позиции государственного

департамента как основного органа координации внешней политики еще более

ослабли.

Деятельность СНБ в период администрации Никсона, 1969-1974гг.

Внешнеполитический курс США конца 60-х — начала 70-х годов нашел свое

отражение в выдвижении «доктрины Никсона», представлявшей собой «прагматико-

консервативную реакцию на изменения, происходящие в мире, характеризующуюся

попытками сблизить уровень американских возможностей с некоторыми

реальностями международной жизни».

6 февраля 1969 г. циркуляром № 521 президент Р. Никсон ввел новую

систему СНБ в действие. Циркуляр определял роль Совета национальной

безопасности как «основного форума для рассмотрения проблем политики

национальной безопасности, требующих принятия решений со стороны

президента». Реорганизация системы включала три основных момента:

. преобразование межведомственных региональных групп и военно-

политической группы в межведомственные группы (МГ) СНБ под руководством

помощников государственного секретаря. Образовалось шесть МГ: по

Европе, Дальнему Востоку, Ближнему Востоку, Африке, Латинской Америке и

военно-политических вопросам. За первые 33 месяца работы

администрации Никсона группа по Ближнему Востоку получила 14 заданий,

по Дальнему Востоку –12, по Латинской Америке –9, по Африке –4, по

Европе –11,9

. подтверждалась возможность создания специальных временных групп СНБ,

. создание группы анализа СНБ во главе с Г. Киссинджером для изучения

документов, поступающих от межведомственных групп, специальных групп

СНБ или ведомств до их представления в СНБ.

Создавался также Комитет заместителей министров (КЗМ) под

председательством первого заместителя государственного секретаря, который

должен был рассматривать проблемы, переданные ему группой анализа, а также

оперативные вопросы, не требующие рассмотрения на уровне президента или

СНБ.

Таким образом, группа анализа получила широкие полномочия, выступая в

качестве регулятора потока документов, направляя их на четыре уровня в

зависимости от степени важности — президент, СНБ, КЗМ, межведомственные

группы. Кроме того, будучи поставленной над двумя органами СНБ,

возглавлявшимися представителями государственного департамента, она

поставила под свой контроль отношения между высшим и средним уровнями

ведомства. Это в какой-то степени положило начало новому распределению

власти во внешнеполитическом механизме США.

В течение 1969 г. роль помощника президента по национальной

безопасности еще больше возросла, когда он возглавил четыре комитета,

дополнительно созданные в системе СНБ. Каждый из этих комитетов имел дело с

соответствующей важной Областью политики и был создан в соответствии с

внешнеполитическими направлениями, провозглашенными в «доктрине Никсона».

. Группа проверки, в состав которой вошли представители ведомств на

уровне заместителей министров, была создана для рассмотрения вопросов

контроля над вооружениями и разоружением.

. Рабочая группа по Вьетнаму в составе помощника президента по

национальной безопасности, заместителей государственного секретаря и

министра обороны, директора ЦРУ и председателя КНШ, имела своей

основной задачей изучение фактической обстановки во Вьетнаме и

подготовку рекомендаций по «вьетнамизации» войны.

. На Комитет анализа оборонных программ, созданный на уровне заместителей

министров, возлагалась ответственность по согласованию внутренних

ресурсов с внешними целями США, а также за координацию военной и

политической деятельности США за рубежом. Кроме представителей ведомств

— членов СНБ в него были включены директор Административно-бюджетного

управления и председатель Экономического совета при президенте.

. После инцидента с американским разведывательным самолетом, сбитым над

КНДР в апреле 1969 г., была создана Вашингтонская группа специальных

действий в составе заместителей министров все тех же ведомств. Она была

основным органом Белого дома в период «кризисных ситуаций» и включала

как планирование, так и координацию действий в случае возникновения

кризисов.

В результате реорганизации «разведывательного сообщества» в конце

1971 г. в рамках системы СНБ был создан Комитет по вопросам разведки,

ставший вершиной всей иерархии информационно-аналитических органов

внешнеполитического механизма США. Председателем этого комитета, так же как

и всех вышеуказанных, был помощник президента по национальной безопасности

Г. Киссинджер. Кроме того, он возглавлял и небезызвестный «Комитет 40»,

существовавший при СНБ и занимавшийся утверждением тайных операций ЦРУ и

других ведомств. 10

Стержнем всей этой системы была сеть межведомственных комитетов,

большая часть которых возглавлялась Г. Киссинджером. Другим важным

элементом данной системы был аппарат СНБ, который под руководством Г.

Киссинджера с 1969 по 1975 г. увеличился почти до 132 человек. Роль

аппарата разбивалась на четыре функции: текущие операции, программирование,

планирование, делопроизводство в канцелярии помощника президента по

вопросам национальной безопасности.

Что касается деятельности системы СНБ и его органов, то в первые годы

администрации Р. Никсона эта система действовала по задуманному плану:

ведомства участвовали в подготовке проектов исследований СНБ, включая

формулирование альтернатив, в работе межведомственных комитетов и рабочих

групп, могли изложить свою точку зрения на заседаниях СНБ. Тем не менее

постепенно заседания СНБ в полном составе проходили все реже и реже: 37—в

1969 г., 21—в 1970 г. и только 7 за первые шесть месяцев 1971 г.

Г. Киссинджер всячески стремился оттеснить госсекретаря У. Роджерса

от формирования международного курса США, особенно в таких вопросах, как

арабо-израильский конфликт и советско-американские отношения. Стремясь

привлечь на свою сторону средства массовой информации и общественное

мнение, Г. Киссинджер ввел практику регулярных пресс-конференций по

международной тематике, пытаясь внушить, что именно советник президента по

национальной безопасности, а не госсекретарь является рупором администрации

в этой сфере политики.

Наконец, Г. Киссинджер стал активно вмешиваться и непосредственно в

дипломатический процесс, разъезжая по всему миру в качестве личного

посланника президента. Он фактически монополизировал переговорный процесс в

таких сферах, как Ближний Восток («челночная дипломатия»), отношения с

Китаем («пинг-понговая дипломатия») и разработка договоров ОСВ-1 и ПРО.

В конце концов, Г. Киссинджер совсем выжил У. Роджерса из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.