деталей с БЗМИ. Такие детали как вал ротора, корпус двигателя, БЗМИ
поставляет в качестве комплектующих деталей электродвигателя для ПО
С целью создания производства, устойчиво работающего в сложившихся
рыночных условиях в стране и устранения монопольной зависимости от
потребителей электродвигателей, на приборном заводе планируется в
перспективе организация в цехе электродвигателей производства
электроинструментов.
При этом, основными предпосылками организации в цехе электродвигателей
производства электроинструментов является:
1. Наличие в цехе действующих производств, которые могут использоваться
как в производстве электродвигателей, так и в производстве
электроинструментов. Это участок по производству изделий из пластмасс,
заготовительное отделение, слесарно-сборочный участок, токарный участок.
2. В цехе имеются обеспечивающие производство службы, которые могут
обеспечить функционирование вновь создаваемого производства без
привлечения дополнительных материальных, финансовых и людских ресурсов,
либо только при незначительном их увеличении. Это службы главного
механика и энергетика, технологическая и производственно-диспетчерская
службы, охраны и др.
3. В цехе имеются свободные производственные площади, подготовленные для
организации на них участков по производству электроинструментов без
привлечения значительных материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, конверсионные программы приборного завода, их объем и
направления выбраны с учетом технологической направленности основного
производства, квалификации персонала, потребностей потребительского рынка и
отраслей народного хозяйства.
Предприятиям тяжело выживать в современной экономической обстановке.
Даже в условиях отлаженного производства перед руководством предприятий
возникает много трудностей, тем более, для того чтобы добиться
эффективности производства в новом направлении руководству предприятий
необходимо грамотно и умело осуществлять организационную и управленческую
деятельность, используя передовые знания и опыт. Не избежал таких проблем и
ПО .
В условиях рыночного механизма на ПО выработаны и используются на
практике свои подходы к планированию развития предприятия.
«В соответствии с современными экономическими науками, система
планирования на предприятии должна основываться на стратегическом плане
предприятии, который находит дальнейшее развитие в более детальных
конкретных планах» [14]. Можно выделить следующие виды планов на отдельном
предприятии:
стратегический план — долговременный план, как правило, охватывающий
период 10-15 лет, в котором формулируется главные цели предприятия на
перспективу;
долговременные планы — планы, разрабатываемые на несколько лет и
нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы .
Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического
плана;
текущие планы — планы, в которых увязываются все направления деятельности
фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год.
Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение,
маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги;
оперативные планы — детальные планы, посвященные решению конкретных
вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую
направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим
разнообразием используемых приемов и методов;
инвестиционные проекты — планы капитальных вложений, направляемых на
создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер,
иногда период, на который разрабатываются такие проекты, совпадает со
сроком службы создаваемых производственных мощностей;
бизнес-план — план развития предприятия, необходимый для освоения новых
сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.
Как верно отметили авторы книги «Семь нот менеджмента» [13] , именно с
планирования начинается процесс осмысления и переосмысления деятельности
предприятия, постановки конкретных задач.
На предприятиях возрастает роль внутрипроизводственного планирования,
которая представляет собой «метод хозяйственного предвидения и
программирования, основанного на детальных расчетах, имеющий узкую
направленность, высокую степень детализации и характеризующийся большим
разнообразием используемых приемов и методов» [19].
С помощью внутрипроизводственного планирования связываются выпуск
продукции на предприятии с потребностями рынка, распределяются имеющиеся
ресурсы — материальные, трудовые, финансовые и природные.
К сожалению, в современных экономических условиях довольно трудно
видеть перспективы развития, что осложняет процесс внутреннего
планирования. Это и недостаток маркетинговой информации, высокой инфляции в
стране, влияние политики на экономику. Однако, это не означает, что
предприятия могут отказаться от планирования. Если предприятие не
составляет стратегические планы, текущие планы, то они обречены на проигрыш
своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание.
Из всего вышеизложенного следует, что использование внутрифирменного
планирования, передовых методов разработки и контроля выполнения плана —
основной путь развития предприятий и организаций; является первоочередной
мерой по повышению эффективности деятельности предприятия. Именно процессу
внутризаводского планирования посвящена эта работа.
2. Методы внутрифирменного планирования
Цель внутрифирменного планирования в рыночной экономике — обеспечение
оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение
необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и
прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов
предприятия, движения его денежных средств.
Исходя из этих целей внутрифирменное планирование — это многоплановая
работа, состоящая из двух основных взаимосвязанных этапов (блоков):
составление бизнес-плана;
анализ и контроль выполнения плана (текущее планирование).
Бизнес-план представляет собой сложный по структуре документ,
включающий в себя описание предприятия, его потенциала, оценку внутренней и
внешней среды в бизнесе, конкретные данные о развитии фирмы. Он охватывает
все аспекты деятельности предприятия. С помощью бизнес-плана возможно
охарактеризовать состояние фирмы и спрогнозировать финансовые результаты ее
деятельности как на ближайшее будущее, так и на более отдаленную
перспективу.
Главным инструментом текущего анализа и контроля на предприятии
является сметное планирование.
2.1. Бизнес-планирование
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,
используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает
процесс функционирования предприятия, показывает, каким образом их
руководители собираются достичь свои цели и задачи. В первую очередь —
повышения прибыльности работы. «Хорошо составленный, научно-обоснованный
бизнес-план помогает предприятиям расти, завоевывать новые позиции на
рынках, составлять перспективные планы развития, концепции производства
новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации» [18].
Бизнес-план является основным средством менеджмента. Для наглядности в
схеме (рис. 1.) структура менеджмента представлена в виде семи основных
блоков: маркетинг и бизнес-планирование, организация и логистика, учет
управленческий и бухгалтерский, финансы, экономика, человеческие ресурсы, и
двух вспомогательных: коммуникации и документооборот между разными блоками
и программно-технические платформы, которые поддерживают их
функционирование. Такая классификация предложена авторами книги «Семь нот
менеджмента». [13].
Бизнес-план является основным плановым документом предприятия,
принципиально новым для нашей экономики, в котором определяются цели
деятельности и пути их достижения. Основными целями разработки бизнес-плана
являются:
осуществление инвестиционных проектов;
реализация отдельных коммерческих операций;
эмиссия ценных бумаг;
определение перспектив развития фирмы;
проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных
предприятий (банкротов);
Рис. 1. Компоненты менеджмента
финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Следует понять, что правильно составленный бизнес-план дает перспективу
развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный на
предприятии вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно
доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
«Бизнес-план представляет собой результат трудоемкой работы,
исследований для изучения конкретного направления деятельности предприятия
(продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-
экономических условиях» [15]. В связи с этим, он составляется на
основании:
конкретного проекта производства определенного товара (услуг);
всестороннего анализа производственно-хозяйственного и коммерческой
деятельности предприятия;
изучения финансовых, технико-экономических и организационных механизмов,
используемых в экономике при осуществлении планирования.
Из всего вышесказанного следует, что «бизнес-план — это категория
рыночного хозяйствования, он является проверенным инструментом повышения
доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного
предпринимательства» [21]. Бизнес-план необходим многим участникам
коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам,
инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.
Иными словами, всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию
для анализа и оценки предпринимательства с точки зрения его разумности,
реалистичности, перспективности и результативности.
Бизнес-план предназначен с одной стороны — для внутрифирменного
планирования, с другой стороны — для обоснования получения денежных средств
из внешнего источника, то есть получения денег под конкретный проект в виде
банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других
предприятий в осуществлении проекта [3] (табл. 2.1.)
Основными задачами, которые позволяют решать бизнес-план являются:
обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы
(стратегий, концепций, проектов);
расчет ожидаемых финансовых результатов в деятельности, в первую очередь
объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной
стратегии;
подбор работников, которые способны реализовать данный план.
Необходимо иметь в виду, что каждая задача плана может быть решена
только во взаимосвязи с другими.
Бизнес-план должен убедительно показать, «каким образом деньги или
иные ресурсы инвестора превратятся в еще большие деньги для того же
инвестора» [ 30] (рис. 2). Можно сказать, что инвестор должен увидеть
прибыль не после, а до того, как истратить деньги на предлагаемый проект.
Таблица № 2.1.
БИЗНЕС-ПЛАН
|Внутрифирменная |Внешние |
|Деятельность |функции |
| | |
|Разработка стратегии (концепции) |Привлечения для реализации проектов|
|развития фирмы и конкретизация |инвестиций |
|отдельных направлений | |
| |Обоснование для включения проектов |
|Разработка и осуществление проектов|в государственные (региональные) |
|создания новой продукции (услуги) |программы и получение средств из |
| |централизованных источников |
|Оценка внутреннего | |
|научно-технического, |Получение банковских кредитов |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|