методы цифрового освещения явления, которые находят свое выражение в трех
этапах (стадиях) статистического исследования [120, 121, 122, 123]:
1. Массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого
получают первичную информацию об отдельных единицах (фактах) изучаемого
явления. Массовое статистическое наблюдение (учет большого числа или всех
входящих в состав изучаемого явления единиц) представляет исходный материал
для статистических обобщений, для получения объективных выводов об
изучаемом явлении. Получение сведений о достаточно большом числе единиц
дает возможность освободиться от влияния случайных причин и установить
характерные черты изучаемого объекта.
2. Группировка и сводка материала, представляющие собой расчленение
всей массы случаев (единиц) на однородные группы и подгруппы, подсчет
итогов по каждой группе и подгруппе и оформление полученных результатов в
виде статистической таблицы. Группировки дают возможность выделить из
состава всех случаев единицы разного качества, показать особенности
явлений, развивающихся в различных условиях. После проведения группировки
приступают к обобщению данных наблюдения по выделенным частям и целому, т.
е. к получению статистических показателей в форме абсолютных величин
(учетно-оценочные показатели), при помощи которых измеряют объемы (размеры)
явлений.
3. Обработка статистических показателей, полученных при сводке, и
анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии
изучаемого явления и закономерностях его развития. Выводы, как правило,
излагаются в текстовой форме и сопровождаются графиками и таблицами.
При обработке данных исчисляют аналитические показатели, отражающие
особенности отдельных финансово-промышленных групп, соотношения и
взаимосвязи между ними. Они определяются в форме средних, относительных
величин, показателей вариации, индексных показателей. Для этого этапа
исследования характерно применение всего арсенала статистических методов;
применение специальных методов предопределяется поставленными задачами и
особенностями первичной информации.
Таким образом, специфический метод статистики основан на соединении
анализа и синтеза [128, 160]. Сначала выделяются в составе изучаемого
явления и раздельно изучаются части (группы и подгруппы), оценивается
существенность или несущественность наблюдаемых различий в величине
признака, выявляются причины различий, а затем дается характеристика
явления в целом, во всей совокупности его сторон, тенденций и форм развития
[128]. Все стадии статистической работы тесно связаны друг с другом;
недостатки, возникающие на одной из них, сказываются на всем исследовании в
целом. Поэтому строгое соблюдение правил статистической науки обязательно
на всех стадиях статистического исследования.
С вопросом о методе статистики связан вопрос о ее связи с математикой.
Эта связь объясняется тем, что для измерения и анализа количественных
отношений необходимо применение математических приемов и методов.
Широко применяется в статистике аппарат математической статистики –
анализ вариационных рядов, корреляционный и регрессионный анализ. В
последние годы используются и другие приемы высшей математики: методы
оптимального программирования, теория распознавания образов и др.
Как будет показано дальше, весь богатый спектр приемов, методов и
способов статистики применяется при изучении функционирования, а также в
процессе управления эффективностью функционирования финансово-промышленных
групп. Это доказывает, что финансово-промышленные группы на современном
этапе стали объектом изучения статистики.
1.3. Проблемы управления эффективностью функционирования финансово-
промышленных групп
Системный взгляд на эффективность
Эффективность весьма важно рассматривать не только как результат
переработки поступающих в систему ресурсов в конечный продукт (хотя это в
действительности так и происходит), но и как процесс, имеющий множество
внешних воздействий [25, 31, 33]. Согласно формуле, в общем виде
производительность есть отношение стоимости выходной продукции к стоимости
входного сырья. Даже с чисто математической точки зрения можно видеть, что
все то, что влияет на входные или на выходные величины, вызывает изменения
в эффективности. Это означает, что наряду с процессом переработки
необходимо рассматривать входные величины, выходные величины, а также любые
влияющие на них факторы внешней среды.
На рис. 1.5 [86] эффективность показана с точки зрения системного
подхода. Здесь видно, что на эффективность влияют многочисленные факторы,
действующие как во внешней среде, так и в процессе преобразований в
системе. Поскольку все эти факторы влияют и друг на друга, то можно
сказать, что ясных, абсолютных путей к повышению эффективности не
существует. Многие попытки повышения эффективности провалились именно
потому, что руководители не предвидели возможных результатов предпринятых
ими усилий. Модель, представленная в данном разделе, указывает пути
повышения эффективности. Один из этих путей связан с зависимостью между
качеством и эффективностью.
Рис. 1.5. Процесс переработки
Качество и эффективность
Концепция качества, этого одного из наиболее важных факторов
эффективности, показывает необходимость комплексного, системного подхода.
Наиболее частая ошибка руководителей при оценке эффективности своей
организации заключается в том, что они рассматривают лишь показатели объема
производства [80].
Дело заключается в том, что зачастую руководитель так поглощен
вопросами количества, что полностью игнорирует вопросы качества. Из двух
факторов, влияющих на эффективность, т. е. доходов и расходов, руководители
склонны концентрировать свое внимание в основном на доходах и затратах
только в прямом смысле. Однако опыт организаций, добившихся наибольшего
успеха (а они неизменно являются и наиболее эффективными), снова и снова
показывает, что качество является важным элементом затратного компонента
[97].
Поговорка, что “успех порождает успех” верна и для эффективности
организаций. Высокое качество прямо снижает издержки за счет увеличения
доли продукции, которую можно продать, уменьшения случаев возврата изделий
покупателями вследствие имеющихся дефектов, а также за счет сокращения
объема гарантийного ремонта. В результате предприятие получает больше
денег, которые оно может израсходовать на мероприятия по повышению
конкурентоспособности. Это подтверждает необходимость высокого качества
новых продуктов, которое дает увеличение объема продаж; помогает понять
преимущества масштабности производства, позволяющего увеличить долю прибыли
в доходах [77].
Почему это имеет такое значение и почему это столь сильно влияет на
эффективность, можно описать в системных терминах, как это показано на рис.
1.5.
Качество имеет как внутренний, так и внешний компонент [94].
Внутренние компоненты качества – это характеристики, внутренне присущие
выпускаемому продукту. Для товаров это – срок службы, отсутствие дефектов,
технические характеристики, уровень исполнения, дизайн [159]. К
характеристикам качества услуг относятся надежность, высокие стандарты и
быстрота обслуживания, доступность и низкая цена.
Как и все, что связано с организацией, качество зависит от факторов,
находящихся вне организации. Большее значение имеют не технические данные
продукта, а то, в какой степени этот продукт соответствует потребностям
потребителей. Это, в свою очередь, зависит от взаимодействия многих сил.
Два наиболее важных и очевидных фактора: кто является потребителем и как
будет использоваться продукт [109].
Ценность, качество и эффективность
Потребителей товаров, и услуг, будь они частными лицами или
промышленными гигантами, интересует не степень совершенства, а ценность.
Ценность – это функция соответствующих эксплуатационных характеристик и
цены [115]. Именно ценность определяет качество. Ценность, применительно к
качеству, является понятием относительным. Потребитель сравнивает продукцию
предприятия с продукцией ее конкурентов, другими товарами или услугами,
удовлетворяющими такие же потребности, или с продукцией этого предприятия в
прошлом. Потребители отнюдь не объективны в определении ценности. Важную
роль играет и характер восприятия, на который влияют такие “неосязаемые”
факторы, как, например, имидж, репутация в обществе.
С концепцией восприятия ценности связан и вопрос уровня дефектов. Для
покупателя существует только один приемлемый уровень – полное отсутствие
дефектов [130].
Цикл “вход – выход"
На выходе технологической цепочки всегда имеются как положительные,
так и отрицательные результаты. К положительным результатам относятся
качество товаров или услуг, прибыль, занятость населения. К возможным
негативным результатам относятся дефекты, потери, безработица, которые
могут иметь положительное значение для ТЦ, но отрицательное для общества.
Почти все управленческие решения, даже те, которые в целом носят
положительный характер, имеют определенные негативные последствия [149].
Повышение эффективности в конкретной организации, например, может вести к
сокращению рабочих мест в ней или в смежных отраслях. При сравнительной
оценке эффективности руководители должны вычитать прямые затраты, связанные
с отрицательными результатами, чтобы найти истинную эффективность. Вполне
очевидно, что при определении показателя эффективности на основе объема
выпуска, в него нельзя включать дефектные изделия или некачественные
услуги. Менее очевидно проявление косвенных воздействий отрицательных
результатов.
Управление по критерию эффективности
Управление по критерию эффективности — это то же самое, что и
эффективное управление в любом другом контексте [86]. Обеспечение стабильно
высокой эффективности касается всех функций системы управления и всех
связующих процессов – коммуникаций, принятия решений и обеспечения
лидерства.
Планирование и эффективность
Один из главных постулатов управления заключается в том, что
невозможно добиться устойчивой высокой эффективности при спонтанной,
импульсивной реакции на любые возникающие проблемы. Руководство должно
обеспечивать эффективность посредством процесса планирования. Не имея
конкретных целей по эффективности, невозможно определить – является ли
достигнутая эффективность высокой или низкой. Цели служат ориентирами при
решении вопроса о том, какая работа повышает общую эффективность, а какая
мешает ее росту.
В настоящее время жизненно важное значение для устойчивого роста
эффективности имеет перспективное планирование, поскольку для эффективности
вполне типичны временные падения по причинам, не связанным с эффективностью
реализуемых программ ее повышения .
Необходимость учета долгосрочной перспективы пронизывает весь процесс
планирования сверху донизу. Перспективные долговременные стратегические
планы необходимо всесторонне подкреплять краткосрочными планами, целями
подразделений организации и даже правилами и нормами, принятыми в
организации [6].
Формализованное планирование эффективности прослеживается во всем
процессе управления. Оно мотивирует людей на такую работу, которая
способствует росту эффективности, разъясняя, чего же добивается
организация, и закладывает базис для того, чтобы увязать вознаграждение за
труд с его эффективностью. Естественно, что планы по развитию эффективности
одновременно являются и основой для контроля за ней.
ГЛАВА 2. ЦИКЛ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ и МЕТОДОЛОГИЯ его анализа
2.1. Статистическое обоснование выбора предприятий-участников
технологической цепочки
Выбор предприятий — потенциальных участников технологической цепочки
Для предприятия, инициирующего реализацию инвестиционного проекта
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|