изоляционно-диагностическое отделение; вспомогательные отделения и службы;
административно-хозяйственные службы.
Отделение приема и выписки больных осуществляет: медицинский осмотр,
первичную диагностику и сортировку поступающих детей; изоляцию детей,
имевших контакт с инфекционными больными; оказание первой неотложной
помощи; санитарную обработку; учет движения больных; справочно-
информационное обеспечение. Изолированный прием каждого ребенка легче всего
проводить при наличии в приемном отделении боксов. Каждый бокс имеет 1 или
2 койки. Общее число боксов в приемном отделении соматической больницы
планируют из расчета 5% от числа коек в стационаре. Палаты для детей в
возрасте до года боксируются. В каждом боксе размещается по 1—2 койки, а в
палате для детей старших возрастов — не более 4 коек. Матери в боксы
допускаются только в часы кормления детей; они участвуют также в
организации прогулок детей, проведении массажа под контролем медицинского
работника. Существующими нормативами предусматривается полезная площадь в
отделении на 1 больного 6 м2. На 1 врача-ординатора приходится до 20 детей.
В детских больницах опасность внутрибольничных инфекций значительно выше,
чем в больницах для взрослых. Для предотвращения заноса возбудителей
инфекционных заболеваний в стационар игрушки и книги для детей принимают
только новые, не бывшие в употреблении. При выявлении ребенка с острым
инфекционным заболеванием в отделении устанавливается карантин на срок
инкубационного периода для данного заболевания.
При заполнении палат соблюдают принцип одномоментного приема больных в
палату с тем, чтобы вновь поступающих больных не помещали в палаты, в
которых находятся выздоравливающие дети. В больницах, имеющих в своем
составе хирургическое отделение, в настоящее время создаются отделения
(палаты) анестезиологии и реанимации.
Во многих детских стационарах и специальных лечебных центрах
осуществляется реабилитационно-восстановительное лечение. В стационаре
должны проводиться воспитательная работа с детьми с учетом их возрастных
особенностей, создаваться соответствующий лечебно-охранительный режим.
В стационаре завершается первый этап реабилитации и восстановительного
лечения — клинический. Далее следуют второй этап — санаторный и третий этап
— адаптационный, который проводится в санаториях и амбулаторно-
поликлинических учреждениях.
Организация стоматологической помощи.
Медико-социальные факторы стоматологической заболеваемости
В настоящее время стоматологическая помощь, которая включает
терапевтическую, ортопедическую и хирургическую стоматологию, относится к
наиболее массовым видам медицинской помощи. Удельный вес стоматологической
заболеваемости среди общей заболеваемости населения по обращаемости
достигает 20—25%, составляя 345—550 случаев на 1000 жителей; обращаемость
за стоматологической помощью занимает второе место после обращаемости к
врачам-терапевтам. В системе здравоохранения специалисты-стоматологи и
зубные врачи по численности занимают второе место после терапевтов.
Сеть стоматологических учреждений включает: самостоятельные
стоматологические поликлиники (республиканские, краевые, областные,
городские, районные); самостоятельные детские стоматологические
поликлиники; стоматологические отделения в больнично-поликлинических
учреждениях, женских консультациях, медико-санитарных частях, здравпунктах;
стоматологические поликлиники, отделения и кабинеты, работающие на основе
коммерческой и внебюджетной деятельности.
Стоматологическая поликлиника является крупным медицинским учреждением,
имеющим в своем составе специализированные отделения для взрослых
(терапевтическое, хирургическое, ортопедическое), а также детское
отделение, где оказываются все виды стоматологической помощи, в том числе
ортопедическая. В отделениях имеются лечебные кабинеты, операционные.
Важными подразделениями стоматологической поликлиники являются
физиотерапевтический и рентгеновский кабинеты, клиническая лаборатория,
зуботехническая лаборатория с литейной, а также передвижные санационные
кабинеты — детские и для взрослых. Особое место в стоматологической
поликлинике занимает организационно-методический кабинет.
Новым структурным подразделением крупных стоматологических поликлиник
являются пункты неотложной стоматологической помощи, организованные в
городских и областных центрах, которые круглосуточно оказывают помощь всем
обращающимся по поводу острых болей, кровотечений, острых воспалительных
процессов, травматических повреждений зубов и челюстей и другой острой
патологии.
Один из важных разделов деятельности всех стоматологических учреждений —
работа по профилактике стоматологических заболеваний, включающая комплекс
мероприятий. Основными из них являются: профилактические осмотры населения,
выявление больных стоматологического профиля; диспансеризация (санация
полости рта, динамическое наблюдение и лечение); проведение организационных
мероприятий (применение противокариозных средств, рекомендации специальных
диет, по фторированию воды, по улучшению санитарно-гигиенических условий,
по ведению здорового образа жизни и др.).
Организация санаторно-курортного лечения.
Порядок оформления врачом медицинской документации
Санаторно-курортная помощь населению — важное звено в системе лечебно-
профилактических мероприятий. Санатории предназначены для лечения лиц,
страдающих определенными заболеваниями. В зависимости от возраста больных
санатории делятся на детские, подростковые и взрослые. Каждый санаторий
имеет свой медицинский профиль. Санатории могут быть однопрофильными (для
лечения больных с однородными заболеваниями) или многопрофильными (с двумя
и более специализированными отделениями). Имеются санатории и дома отдыха
специального назначения — для семейных, матерей с детьми, беременных.
На большинстве курортов наряду с санаторным проводится и амбулаторное
лечение больных, приезжающих по курсовкам, выдаваемым бесплатно или на
льготных условиях профсоюзными организациями. При амбулаторно-курсовом
лечении больной имеет возможность получать все его виды.
При некоторых промышленных предприятиях функционируют санатории-
профилактории, содержащиеся за счет средств государственного социального
страхования. Эта форма организации лечения и дополнительного отдыха
рассчитана на обеспечение работников комплексным санаторным лечением и
обслуживанием в неотпускное время, без отрыва от трудовой деятельности. В
санатории-профилактории, дающие огромный лечебный и экономический эффект,
по рекомендации лечащего врача направляются трудящиеся с ослабленным
здоровьем. Эти лица получают от профсоюзной организации возможность
бесплатно или на льготных условиях в течение 24 дней по окончании работы
пользоваться всеми видами санаторного лечения, включая диетическое питание
и комплекс физиотерапевтических и восстановительных процедур.
Эффективность санаторно-курортного лечения во многом зависит от
правильного отбора и направления больных на курорты и в санатории. Лечение
в санатории является одним из этапов медицинской помощи и поэтому должно
согласовываться с предшествующими и последующими лечебно-профилактическими
мероприятиями. Перед направлением в санаторий врач назначает пациенту все
необходимые диагностические исследования. Установив, что он нуждается в
санаторно-курортном лечении, врач выдает ему на руки справку по
утвержденной МЗ РФ форме, содержащую рекомендации относительно типа курорта
(санатория), вида лечения (санаторное, амбулаторное) и времени года. При
этом должны учитываться форма и стадия основного заболевания, сопутствующие
заболевания, общее состояние здоровья больного.
По врачебной справке профсоюзная организация в установленном порядке
предоставляет больному путевку (курсовку); затем больной приходит к
лечащему врачу, который после проверки показаний и рекомендаций заполняет
санаторно-курортную карту. Кроме лечащего врача, санаторно-курортную карту
подписывает заведующий отделением. Срок действия справки и санаторно-
курортной карты — не более 2 месяцев. Для лечения в санатории
(профилактории) нетрудоспособность с выдачей больничного листа определяется
при двух условиях: 1) необходимость санаторно-курортного лечения
установлена лечащим врачом совместно с заведующим отделением или главным
врачом; 2) путевка выдана профсоюзной организацией за счет средств
социального страхования (бесплатно или с оплатой 30% от стоимости).
Исключение составляют инвалиды Отечественной войны I и II группы, которым
больничный лист выдается независимо от того, кем и за чей счет выдана
путевка.
Больничный лист для санаторно-курортного лечения выдается на срок
пребывания в санатории или лечения по курсовке, включая время на дорогу
туда и обратно за вычетом длительности очередного и дополнительного
отпуска. Исключение составляют больные, направленные в санатории после
лечения в стационаре инфаркта миокарда; они получают больничный лист на
весь срок пребывания в санатории.
Социальная, медицинская и экономическая
эффективность здравоохранения
Повышение уровня общественного здоровья, качества и эффективности
медицинской помощи — основные задачи здравоохранения. Выполнить их можно
только с помощью финансирования деятельности медицинской службы из
различных источников. Важнейшим направлением в этом отношении является
определение эффективности здравоохранения, в том числе лечебно-
профилактических, санитарно-противоэпидемических и научно-исследовательских
мероприятий в области охраны здоровья населения.
Существуют два основных подхода к определению эффективности
оздоровительной работы: результативно-целевой (сравнение результата с
конечной целью, нормативом, планом) и результативно-затратный (соизмерение
результата с затратами на его получение). В здравоохранении различают 3
вида эффективности — социальную, медицинскую и экономическую.
Социальная эффективность заключается в повышении общественной роли
здравоохранения, связанной непосредственно с повышением уровня здоровья и
качества медицинской помощи, а выражается конкретно в снижении негативных
показателей здоровья населения (заболеваемости, инвалидности, смертности) и
повышении позитивных (физического развития, рождаемости, средней
продолжительности жизни и др.).
Медицинская эффективность заключается в оценке результативности различных
способов диагностики, лечебных процедур, в том числе лекарственных средств,
и, наконец, различных мер профилактики, в частности специфической
(прививок). Она может выражаться через различные показатели качества и
эффективности деятельности медицинских учреждений (сокращение средних
сроков диагностики, средней длительности заболевания, пребывания больного в
стационаре). О медицинской эффективности говорят и повышение процента
благоприятных исходов заболеваний, снижение уровня инвалидизации и
летальности, оптимальное использование коечного фонда, медицинского
оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.
Оценка социальной и медицинской эффективности является для
здравоохранения приоритетной. Проблему экономической эффективности можно
рассматривать, во-первых, с точки зрения влияния здравоохранения на рост
производительности труда и национального дохода, а во-вторых, с точки
зрения повышения экономической эффективности использования средств в самом
здравоохранении. Экономическая эффективность выражается в определении
стоимости дополнительно произведенной продукции или суммы сэкономленных
финансовых средств, а также в установлении экономического ущерба от
повышения заболеваемости, инвалидности, преждевременной смерти и т. п. Она
определяется как отношение результата (в стоимостных показателях) к
затратам.
При оценке экономической эффективности оздоровительных мероприятий на
производстве, методов профилактики, диагностики и лечения вычисляются
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37
|