реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">1.3 Система местного самоуправления

1 января 2009 г. закончился переходный период и вступил в полную силу Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Становление современной системы местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций ведется со значительной долей вариативности. Обусловлено это и различиями в численном составе населения субъектов РФ и в готовности органов местного самоуправления к выполнению всего предусмотренного Федеральным законом № 131-ФЗ объема полномочий, и сложившейся практикой наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г.» // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С.5. На сегодняшний день, в целях совершенствования государственной политики в области местного самоуправления, образован совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления. Его основными задачами являются: подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений ее реализации; рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований; рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления.См.: О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления: указ Президента РФ от 2 ноября 2007 г. № 1451 // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 45. - Ст. 5462.

Система местного самоуправления - это, с точки зрения муниципального права, совокупность организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление, т. е. обеспечивается решение вопросов местного значения на территории муниципального образования.Пешин Н.Л. Указ. соч. С. 258.

Система местного самоуправления - совокупность субъектов местного самоуправления, взаимодействующих в законодательно допустимых пределах между собой и с внешней средой с целью воплощения конституционно-законодательной модели местного самоуправления. В ней выделяются в качестве ее элементов субъекты местного самоуправления и их статус (население, система органов местного самоуправления, иные субъекты), территориальная организация местного самоуправления, муниципальное законодательство, муниципальная экономика.Кокотов А.Н. Указ. соч. С. 21.

Система местного самоуправления не является единой на территории РФ. Конституция устанавливает, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своей компетенции, муниципальные образования равны по отношению друг к другу. Поэтому каждое муниципальное образование, его население, имеет право самостоятельно определить те формы, с помощью которых будет осуществляться местное самоуправление на соответствующей территории. Следовательно, в каждом муниципальном образовании складывается собственная система местного самоуправления.Пешин Н.Л. Указ. соч. С. 258.

Правовую основу местного самоуправления в РФ составляют: общепризнанными принципы и нормы международного права, международные договоры РФ; Конституция РФ; федеральные конституционные законы; Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ и др; издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; уставы муниципальных образований; решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан; иные муниципальные акты.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г.» // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С.5.

Организация и деятельность местного самоуправления неразрывно связана с определенной территорией, в границах которой она и осуществляется. Такой территорией является муниципальное образование. Этот термин впервые был введен Гражданским кодексом РФ в 1994 г. и раскрыт в Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ст. 1 названного Закона муниципальное образование определялось как «городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, или иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления». В приведенном определении были четко выведены основные признаки муниципального образования: населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, наличие на данной территории объектов муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления.

Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не содержит точного определения понятия муниципального образования, а лишь ограничивается перечислением различных видов муниципальных образований:

1) городское или сельское поселение, в границах которых осуществляется местное самоуправление;

2) муниципальный район (несколько поселений или поселение с межселенными территориями, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, и могут осуществляться отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления);

3) городской округ (городское поселение, не входящее в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных для поселения и муниципального района, и могут также осуществлять отдельные государственные полномочия, переданные на местный уровень);

4) внутригородская территория города федерального значения (часть городов Москвы и Санкт-Петербурга, в пределах которой осуществляется местное самоуправление).Белоусова Е.В. Правовые аспекты территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 4. - С. 18.

Что касается признаков муниципального образования, то, основываясь на отдельных положениях Федерального закона 2003 г., многие ученые определяют их следующим образом:

наличие собственной территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление;

наличие системы органов местного самоуправления;

право устанавливать собственную символику, отражающую исторические, национальные, культурные и иные местные традиции;

обязательно наличие устава муниципального образования и других местных правовых актов;

собственная финансово-экономическая база, которую составляет муниципальное имущество и финансовые средства муниципального образования; наличие собственной компетенции, которую составляют установленные для данного вида муниципального образования вопросы местного значения и полномочия по их реализации.Там же С. 19.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 10 // Российская газета. - 2003. - 8 окт.

Территориальная реформа была самым первым шагом реформы местного самоуправления и должна была завершиться уже к 1 января 2006 г. Однако выявившиеся в ходе этой реформы недостатки и проблемы породили множественные пересмотры границ и статуса муниципальных образований, конфликты и судебные разбирательства. В наибольшей степени это коснулось городских округов. Ошибочна сама принятая в Законе концепция городского округа, в составе которого не могут существовать другие муниципальные образования. Из-за этой непродуманной концепции множество поселков в пригородных зонах городов, в т. ч. крупных поселков, имеющих градообразующие предприятия, достаточную налоговую базу, инженерную и социальную инфраструктуру, эффективно работающие местные администрации, т. е. все условия для создания муниципального образования были включены в состав городских округов. Для этого данные поселки пришлось либо преобразовать в сельские населенные пункты, либо вообще исключить из государственного реестра населенных пунктов и превратить их в микрорайоны городов.Бабун Р.В. Указ. соч. С. 18. До 2003 г. в субъектах РФ существовали различные формы территориальной организации населения на местном уровне. В некоторых регионах местное самоуправление осуществлялось только на уровне районов и крупных городов, в других - на уровне отдельных поселений, а в-третьих - и на уровне районов, и на уровне поселений.Мищенко В. В., Капустян Л.А. Территориальная организация населения региона: состояние и направления рационализации // Экономика и управление. - 2008. - № 6. - С. 153. По состоянию на 8 октября 2003 г., дату опубликования ФЗ № 131, в РФ существовало 11733 муниципальных образований. На 1 ноября 2007 г. законами субъектов РФ утверждены границы 24154 муниципальных образований, из них: городских округов - 523; муниципальных районов - 1799; городских поселений - 1732; сельских поселений - 19864. Внутригородских муниципальных образований городов федерального значения - 236.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г.» // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С. 7.

В частях 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008), ст. 3 // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

Заслуживает внимания точка зрения Н.С. Бондаря, считающего, что возможность для граждан управлять местными делами, осуществлять местную власть является важнейшим проявлением свободы личности. К этой позиции примыкает и Н.А. Богданова: право местного самоуправления в конституционном праве составляет элемент конституционного статуса человека и гражданина. Оно либо раскрывает содержание права гражданина на управление делами государства и общества (участвовать в общественной жизни), либо сформировано как самостоятельное (местное, территориальное).Морозова Л.В. Местное самоуправление в России - сочетание государственных и общественных начал // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С. 40. Правовой статус личности в системе местного самоуправления характеризуется единством двух групп муниципальных прав и свобод. Первая группа - индивидуальные права и свободы, принадлежащие каждому гражданину в отдельности и реализуемые отдельным членом местного сообщества независимо от других его членов. Вторая группа - коллективные права, реализация которых возможна лишь посредством коллективных действий всех или большинства членов местного сообщества.Петрова Т.К. Население как субъект местного самоуправления // Законодательство. - 2007. - № 5. - С. 61.

Главными элементами местного самоуправления являются способы его организации и формы волеизъявления населения в виде прямой и непосредственной демократии.

На локальном уровне имеются более широкие возможности, чем на федеральном или региональном, для использования прямой демократии. Именно в ее рамках каждый член местного сообщества непосредственно принимает участие в организации своей жизни, сочетающейся с деятельностью всего местного сообщества.Бабинов Ю.А. Указ. соч. С. 271.

Одним из элементов системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. (ред. от 25.12.2008), ст. 2 // Российская газета. - 2003. - 8 окт. Они имеют ряд определенных признаков: 1) создаются и действуют от имени соответствующего муниципального образования; 2) создаются и действуют на основе законов или других нормативных правовых актов в установленных ими формах и методами; 3) реализуют полномочия по решению вопросов местного значения, совокупность которых составляет его компетенцию; 4) характеризуются организационной обособленностью и самостоятельностью в структуре местного самоуправления; 5) наделены властными полномочиями.Прудников А.С., Алексеев И.А. Указ. соч. С. 192.

Классификация органов местного самоуправления возможна по различным основаниям. Так в зависимости от способа формирования органы местного самоуправления подразделяются на выборные и создаваемые в ином порядке. В зависимости от способа функционирования и порядка принятия решений органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и единоначальные. В зависимости от характера компетенции выделяются органы местного самоуправления общей и специальной компетенции.Прудников А.С., Алексеев И.А. Указ. соч. С. 195.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.