реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере территориального общественного самоуправления города Омска)

реферат
p align="left">При этом предусмотрено императивное закрепление обязательности выборных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях. Их наименования устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.Авакьян С.А. Особенности российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2008. - № 3. - С. 70.

Законодатель устанавливает императив - наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительный орган) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, иные вопросы определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.Дмитриев Ю.А. Указ. соч. С. 82.

Федеральным законом № 131-ФЗ предусмотрено два варианта формирования представительного органа муниципального района:

1) из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов данных поселений;

2) на муниципальных выборах.

Согласно уставам муниципальных районов, в 1630 муниципальных районах (91.5% от их общего количества) представительный орган формируется на муниципальных выборах и в 153 районах путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов данных поселений.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации в 2007 г.» // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С.11.

Срок полномочий представительных органов муниципальных образований варьируется от 2 до 5 лет:

- 2 года в 6.8% муниципальных образований;

- 3 года в 8.6% муниципальных образований;

- 4 года в 36.3% муниципальных образований;

- 5 лет в 46.4% муниципальных образований.

Глава муниципального образования избирается в 16676 муниципальных образованиях (69.7 % от общего количества муниципальных образований) на муниципальных выборах. После избрания в 649 муниципальных образованиях глава муниципального образования входит в состав представительного органа с правом решающего голоса, а в 16027 муниципальных образованиях возглавляет местную администрацию. В 7241 муниципальном образовании его глава избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Для сельских поселений предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.Там же. С. 12.

Срок полномочий глав муниципальных образований установлен продолжительностью:

- 2 года в 7% муниципальных образований;

- 3 года в 8.6% муниципальных образований;

- 4 года в 36.6% муниципальных образований;

- 5 лет в 45.5% муниципальных образований.

Федеральный закон № 131 устанавливает перечень случаев, в результате которых полномочия главы муниципальных образований могут быть прекращены досрочно. Так, в 2007 г. полномочия глав 841 муниципального образования (3.4% от общего количества) были прекращены досрочно. Чаще всего досрочное прекращение полномочий обуславливалось отставкой по собственному желанию.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы муниципального образования по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.Итоги реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2007 г. // Вопросы местного самоуправления. - 2008. - № 2(18). - С.13.

Одним из важнейших признаков местного самоуправления является наличии в его системе специальных органов, призванных решать вопросы местного значения - органов местного самоуправления. Являясь вторым по значимости способом осуществления народом своей власти на местном уровне (после различных способов непосредственного участия населения в решении вопросов, отнесенных к вопросам местного значения), в реальной жизни данные органы занимают, несомненно, лидирующее положение над любой из предусмотренных законом форм непосредственного управления.

Законом предусмотрен также статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц.Авакьян С.А. Особенности российской модели местного самоуправления и пути ее совершенствования // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 2008. - № 3. - С. 70.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» определяет правовой статус должностных лиц и иных лиц на муниципальном уровне. Депутат, глава муниципального образования, иные выборные лица местного самоуправления являются полномочными представителями населения соответствующего муниципального образования. Представительство не означает исключительно передачу принадлежащей населению власти выборному лицу. Представительство - лишь официальное выражение доверия осуществлять волю народа. Отношения представительства складываются путем делегирования полномочий, т. е. акт делегирования придает законность отношениям представительства. Население определенного избирательного округа наделяет выборное лицо полномочиями на осуществление принадлежащей ему власти. Реализуя данное полномочие, выборное лицо участвует в решении вопросов местного значения. Необходимо отметить, что осуществлять свои права и обязанности выборное лицо может только после наделения его населением полномочиями по реализации власти.

Суть представительной природы мандата выборного лица заключается в следующем: 1. каждое выборное лицо становится таковым только путем избрания, причем избрание может осуществляться различными способами; 2. само по себе представительство и является важнейшей задачей для выборного лица; 3. система народного представительства существует и развивается на началах прямой и обратной связи.Захаров И.В. Представительство населения на муниципальном уровне: конституционно-правовые аспекты // Власть и управление. - 2007 г. - № 5. - С. 22.

По мнению Л. Дюги, М. Прело, Ж.-Ж. Руссо, депутат, иные выборные лица являются не представителями населения, а его уполномоченными. Отсюда указанные ученые приходят к выводу о свободном мандате выборных лиц. Термин «мандат» Марсель Прело, понимает исключительно как волеизъявление избирателя, которое не должно оказывать никакого влияния на положение избранного. Однако при этом теряется принцип демократического государства. Причем Декларация прав человека и гражданина 1789 г. в п. 3 провозглашает указанный принцип: «Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не смогут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника». По мнению Ж.-Ж. Руссо, суверенитет народа проявляется в осуществлении им законодательной власти. Политическая свобода возможна лишь в том государстве, где законодательствует народ. Свобода, по определению Руссо, состоит в том, чтобы граждане находились под защитой.Захаров И. В. Указ. соч. С. 22.

Такой крупный философ, как Лев Тихомиров, также выступал за идею народного представительства. «Народ, - утверждал он, - может обладать в государстве своим, действительно ему принадлежащим представительством только в том случае, если его представители не стремятся сделаться над ним господствующей властью…». Однако он видел суть представительства в том, чтобы народ через своих представителей присутствовал в государственном управлении.Там же. С. 23.

Народное представительство заключается именно в том, что вся власть в государстве должна принадлежать его народу. И это свое право народ уже будет осуществлять не только непосредственно, но и через своих представителей. Выборное лицо не должно оказывать преимущество тем лицам, которые за него проголосовали, и представлять их интересы в первую очередь. Наделяя выборное лицо властными полномочиями, население уполномочивает его осуществлять властную управленческую деятельность.Там же. С. 22.

На сегодняшний день актуально высказывание Г.В. Барабашева, произнесенное еще в 70-е годы и встречающееся в современной западной литературе, что муниципальные органы являются как бы четвертой властью, связанной законом и судебным контролем, но не подчиненной правительству и его органам на местах. Во всем мире развитие местного самоуправления происходит противоречиво. С одной стороны - усиливается роль местных органов в проводимой общегосударственной политике, предоставление услуг населению, с другой стороны - усиливается интеграция местных органов в государственный механизм, они утрачивают свою самостоятельность. Для современной России последняя тенденция является доминирующей. Отмечается еще одна особенность местного самоуправления: местные органы не обладают так называемой компетенцией «компетенции», т. е. не вправе самостоятельно определять круг своих полномочий.

Главным критерием эффективной деятельности местного самоуправления является качество и уровень жизни населения, проживающего в конкретном населенном пункте, а основным признаком местного самоуправления как социально-правовой категории, является независимость местной власти, участие самих жителей в осуществлении управленческих и контролирующих функций, самостоятельности в управлении собственными делами. Но практика показывает, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция не является какой-то особенной, самобытной, а целиком и полностью создается и регулируется государством, а исторический опыт свидетельствует, что если государственная жизнь здорова, то и самоуправление действует эффективно. В нестабильном государстве самоуправление не действует или плохо действует. Ныне действующая правовая основа местного самоуправления в России в основном подтверждает, что самоуправление сочетает в себе элементы как общественного, так и государственных начал.Морозова Л.Д. Местное самоуправление в России - сочетание государственных и общественных начал // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2008. - № 2. - С.40.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основным субъектом местного самоуправления являются граждане, которые проживают на территории муниципального образования. И именно осуществление населением муниципального образования полновластия в рамках действующего законодательства при решении вопросов местного значения, а также права на участие жителей в управлении своим муниципальным образованием через выборные органы местного самоуправления и выборных должностных лиц называется народовластием.

Местное самоуправление как свободно реализуемое право граждан на решение вопросов местного значения может осуществляться в формах непосредственной либо представительной демократии. При этом непосредственная демократия представляет собой осуществление публичной власти непосредственно населением муниципального образования, принятие им общеобязательных решений по вопросам местного значения, участие в работе органов муниципального образования при решении вопросов местного значения; представительная демократия - это осуществление власти населением муниципального образования через депутатов представительных органов и деятельность выборных органов и должностных лиц муниципального образования. И та и другая представляют собой формы организационной деятельности местного самоуправления. При чем непосредственная демократия занимает особое место, в силу того, что местное самоуправление строится на основе принципа - первичным субъектом является житель, а органы местного самоуправления - вторичны. При всей значимости прямой демократии на муниципальном уровне совершенно очевидно, что основная нагрузка по решению вопросов местного значения приходится на систему органов местного самоуправления, обязательными элементами которой являются представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация.

Глава 3. Территориальное общественное самоуправление, как форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления

3.1 Организационно-правовые основы территориального общественного самоуправления города Омска

Территориальное общественное самоуправление является одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, которое обеспечивает связь между органами местного самоуправления и населением.Берестова И.А. Проблемы реализации полномочий органов ТОС // Бюллетень Министерства юстиции РФ. - 2008. - № 7. - С. 20. Возникнув на стыке 80 и 90-х годов XX в., ТОС было надеждой строящегося заново местного самоуправления России. Причиной его появления было пробуждение народной инициативы, с одной стороны, а с другой - социально-экономический кризис, заставляющий население объединяться для отстаивания своих прав, в первую очередь в коммунальной сфере.Матвеев М.Н. Власть и общество в системе местного самоуправления в России в 1993-2003 гг.: монография / М.Н. Матвеев. - Самара, 2006. С. 175. С н. 90-х годов в истории ТОС началась борьба двух тенденций: одна сводила их к общественным организациям, другая видела в них «низовое» звено органов местного самоуправления. Разгром Советов в 1993 году знаменовал собой резкое усиление исполнительской вертикали с одновременной приостановкой «советского» эксперимента по ТОСам. В итоге оно фактически «выпало» из системы власти на местах, оказавшись вне правового поля.Там же. С. 179.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.