p align="left">2. Поэтому, наличие правового конфликта является первым существенным признаком юрисдикции, получающим свое юридическое оформление в конкретном юридическом деле. К данной точке зрения необходимо добавить, что в основе юрисдикционной деятельности может лежать не только правовой конфликт, но и индивидуальное юридическое дело, не имеющее конфликтной природы. Так, например, большинство органов исполнительной власти осуществляют подобную юрисдикционную деятельность. Поэтому, "индивидуальные юридические дела и являются основанием юрисдикционной деятельности" 2. Вторым обязательным признаком юрисдикции принято считать разрешение правового конфликта специально уполномоченным органом. Круг юрисдикционных органов определяется действующим законодательством. 3. Деятельность юрисдикционных органов осуществляется в строгой процессуальной форме. Ее нарушение влечет признание совершенных действий незаконными. Поэтому, процессуальная форма, закрепленная в законодательстве - еще один обязательный признак юрисдикции. 4. Следующим признаком выступает принимаемое по результатам рассмотрения спора решение, в форме юрисдикционного акта. Это особый акт, отличающийся от иных видов правоприменительных актов как по назначению, так и по содержанию. Еще одним вопросом, поднимаемом в учебной и научной литературе, является определение характера юрисдикции, как вида государственной деятельности. С точки зрения форм осуществления права, юрисдикционная деятельность - это правоприменительная деятельность, так как юрисдикция, как государственно-властная деятельность, заключается в применении закона к юридическому конфликту (правонарушению) и принятии по ним индивидуальных правовых актов. В тоже время, юрисдикция является важнейшей составной частью правоохранительной функции государства. И, как правоохранительная деятельность органов государственной власти, заключающаяся в правоохране, путем разрешения правовых споров, рассмотрения дел о преступлениях и внесения решений о применении санкций к правонарушителям с целью признания или восстановления нарушенных прав субъектов. Точка зрения, рассматривающая юрисдикцию только в качестве "самостоятельного вида правоохранительной деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, охватывающим рассмотрение (разбирательство) дел о правонарушениях и принятие решений по ним"1 имеет достаточно узкое понимание юрисдикции, так как ее неверно толковать только как деятельность по осуществлению производства по делам о правонарушениях. Как вид деятельности юрисдикция выполняет определенные функции1. Охранительная функция - защита общественных отношений от правонарушений; устранение причин и условий, способствовавших возникновению конфликта. Она реализуется при разрешении дел о правонарушениях, оказании юридической защиты оспариваемых прав, законных интересов. В процессе ее исполнения применяются правовые санкции, восстанавливаются нарушенные права субъектов правоотношений. Воспитательная функция - закрепление в действующем законодательстве организационных форм разрешения дел, способствующих воздействию на правонарушителей, сторон в споре и иных лиц (публичное оглашение) вынесение частных определений и т.п. Регулятивная функция осуществляется посредством реализации нормативных предписаний. Решение по делу не ограничивается воздействием на правонарушителей, но служит основанием для деятельности иных органов. Обобщая труды ученых-административистов можно сказать, что сама административная юрисдикция, внутри себя содержит две основных концепции, в основе которых лежат различные подходы к пониманию ее предмета. Вопрос о предмете административной юрисдикции является одним из самых дискуссионных. Первая концепция основывается на том, что предмет административной юрисдикции сводится к административным правонарушениям 2. Вторая - преимущественно к административным спорам 3. Анализ имеющихся в научной литературе подходов к пониманию административной юрисдикции с использованием таких критериев, как субъектный состав и предметная характеристика помогают выявить специфику административной юрисдикции. В некоторых работах не проводится различий между понятиями "административный спор" и "административное правонарушение"4. Безусловно, юрисдикция имеет место, когда следует разрешить спор в праве. Салищева Н.Г. подчеркивает, что не следует сводить юрисдикцию только к разрешению споров о праве, под административную юрисдикцию "подпадают и конкретные случаи рассмотрения органами управления вопросов о правах и обязанностях или правовых интересах физических и юридических лиц"1. Мы придерживаемся именно этой точки зрения. По такому критерию, как субъектный состав (субъектный критерий) выделяют "в теоретических интерпретациях" два подхода к пониманию административной юрисдикции, условно называя их "узкий или управленческий подход" и "широкий или многосубъектный подход"2. Управленческий подход сводит административную юрисдикцию только к деятельности органов исполнительной власти, осуществляемой во внесудебном порядке. В качестве примеров приводятся следующие определения административной юрисдикции - "самостоятельный вид правоохранительной деятельности, ограниченной исполнительно-распорядительной сферой деятельности правоохранительных органов"3 или "административная юрисдикция связывается с определенного рода или вида исполнительно-распорядительной деятельностью по разрешению индивидуальных дел...при помощи мер внесудебного (административного) принуждения"4. Многосубъектный подход определяет юрисдикцию как "административно-процессуальная деятельность, осуществляемая во внесудебном либо судебном порядке с целью рассмотрения и разрешения административно-правовых споров и применение административно-принудительных мер"5. Представляется, что понимание субъекта административной юрисдикции в широком, многосубъектном смысле, признающим не только органы исполнительной, но и судебной власти, будет более правильным. В этой связи хочется отметить, что, во-первых, данную классификацию более верно было бы определить "не по субъектному составу", а по способу разрешения административных споров "судебный или внесудебный"; во-вторых, видимо, по мнению автора "многосубъектность" - это участие в разрешении административных споров не только органов исполнительной власти, но и судебной, а система органов исполнительной власти, осуществляющих административную юрисдикцию. Методы осуществления исполнительной власти Методы деятельности исполнительной власти - это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, пр-тия, гр-н). Методы осуществления исполнительной власти разнообразны. По функциям субъектов управления они делятся на общие, используемые при выполнении всех функций управления на всех важнейших стадиях управ-ленческого процесса, и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях упрвленческого процесса. В качестве общих методов управления выделяют методы убежде-ния, принуждения и поощрения. Убеждение представляет собой способы воздействия на сознание и поведение людей, с помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников административно-правовых отношений. Граждане добровольно подчиняются юридическим нормам и сознательно участвуют в их осуществлении, если понимают задачи и цели государства, одобряют их. Средствами убеждения являются обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Метод убеждения должен быть основным. Поощрение - это способ воздействия через интерес, сознание, ко-торые направляют волю людей на совершение полезных с точки зрения поощрения дел. Поощрительное воздействие способствует возникновению интере-са, совершению определенных дел, получению моральных, материальных и иного одобрения. Поощрение может быть моральным (грамота, благодарность), - материальным (премия, ценный подарок). - статусным, изменяющим правовой статус гражданина. Например, присвоение почетного звания "Заслуженный юрист РФ" - смешанное, содержащее моральное и материальное поощрение, поощрение знака Герой РФ. Принуждение заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных административно-правовыми нормами принудительных мер в связи с неправомерными действиями. (штраф) По характеру воздействия на волю и сознание людей различаются экономические и административные меры. Экономические - это методы косвенного воздействия на объект управления. С их помощью орган исполнительной власти достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные интересы. Для этого используют цены, налоги, проценты, премии, льготы и т.д. К методам административного прямого воздействия со стороны органов исполнительной власти на соответствующие объекты управления относятся общие и непосредственные руководства, регулирования, контроль и т.д. Орган исполнительной власти в пределах своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления. 2. Административное принуждение является вспомогательным методом исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти. Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей. Признаки административного принуждения: 1. применяется на основе закона. 2. осуществляется посредством правоприменительных актов (про-токол). 3. персонифицировано, т.е. применяется к конкретным субъектам права, нарушившим административно-правовые нормы. 4. для административного принуждения характерен внесудебный характер применения. 5. применяется в целях обеспечения административно-правовых норм, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере гос. управления, не имеющие ведомственных границ (правила дорожного движения). Меры административного принуждения делятся на 3 группы: 1. Меры административного принуждения - это способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обязательств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности гос. органов, предприятий и организаций. Основанием для применения мер административного предупреждения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. Административно-предупредительные меры не являются мерами наказания, носят профилактический характер и выражаются, как правило, в виде определенных ограничений и запретов. К административно-предупредительным мерам относятся контроль и надзорные проверки, введение карантина, остановка движения транспорта на отдельных улицах в случае аварии или иного происшествия, закрытие участков гос. границы, проверка документов и досмотр вещей, принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением, санитарный осмотр грузов, техосмотр транспортных средств. 2. административно-пресекательные меры - это способы и средства принудительного воздействия, применяемого в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий. К таким мерам относятся административные задержания для составления протокола об административном принуждении, применение оружия и других специальных средств, отказ в выдаче лицензии, изъятие огнестрельного оружия, проистановление эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает техническим требованиям, наложение ареста на банковские счета организаций, привод в милицию. 3. меры административной ответственности, административные взыскания - это наказания, применяемые в установленном законом порядке уполномоченным органом или должностным лицом к виновному физическому или юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном воздействии (предупреждение), материальном (штраф) или во временном лишении его специального права. Основы государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством Государственное управление в жилищной сфере -это деятельность уполномоченных на то органов государственной и муниципальной власти по обеспечению удовлетворения жилищно-коммунальных нужд населения, а также надлежащего использования объектов жилого фонда. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы образована Межведомственная комиссия по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище". Основными задачами Комиссии являются: * координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Программа) и включенных в нее подпрограмм; * рассмотрение проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов и методических документов, подготавливаемых в рамках реализации Программы и направленных на создание и совершенствование организационных и экономических механизмов осуществления преобразований в жилищной сфере, а также на обеспечение адресности социальной защиты населения, касающейся оплаты жилищно-коммунальных услуг, на основе перехода к новой экономической модели реформирования жилищно-коммунального комплекса;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|