месту работы, полученных за этот же налоговый период. Категории
налогоплательщиков, имеющих право на вычет в сумме 3000 руб., поименованы в
п.п.1 п.1 ст.218 НК РФ. Подпунктом 2 п.1 ст.218 НК РФ определены категории
налогоплательщиков, имеющих право на вычет в размере 500 руб. Право на
получение вычета в указанном размере должно подтверждаться соответствующими
документами, копии которых остаются в организации, предоставляющей
налоговые вычеты.
Вычет в размере 400 руб., установленный п.п.3 п.1 ст.218 НК РФ,
предоставляется за полное количество месяцев, в течение которых доход,
учитываемый работодателем для целей предоставления стандартных вычетов, не
превысил 20 000 руб. с начала налогового периода.
Стандартные вычеты на детей налогоплательщика, в том числе на детей
супруга налогоплательщика от предыдущего брака, проживающих в семье
налогоплательщика, предоставляются ежемесячно в размере 300 руб. на каждого
ребенка в возрасте до 18 лет либо на каждого ребенка – учащегося дневной
формы обучения, включая курсантов, до достижения 24-летнего возраста.
Ограничения по размеру дохода налогоплательщика для целей получения
налоговых вычетов на детей (учащихся) такие же, как для предоставления
стандартного вычета в размере 400 руб.
Если налогоплательщик в соответствии с положениями п.п.4 п.1 ст.218 НК
РФ признается одиноким родителем, то вычет на каждого его ребенка
(учащегося дневной формы обучения) предоставляется в размере 600 руб. за
соответствующее количество месяцев налогового периода.
2. Налогоплательщики, получающие в течение налогового периода доходы
только во исполнение договоров гражданско-правового характера, а также
индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога на доходы
физических лиц, вправе подать заявление на получение стандартных налоговых
вычетов на основании налоговой декларации по окончании налогового периода.
3. В случае наличия у налогоплательщика более чем одного источника
дохода, облагаемого налогом по ставке 13%, при подаче таким
налогоплательщиком налоговой декларации производится перерасчет сумм
стандартных налоговых вычетов, предоставленных одним из источников
получения дохода, с учетом доходов, облагаемых по названной ставке,
полученных от других источников.
4. Заявление на получение стандартных налоговых вычетов подается
налогоплательщиком при поступлении на работу, в дальнейшем его обновление
производится по мере необходимости в связи с изменением оснований,
необходимых для получения налоговых вычетов в соответствующих размерах,
либо в связи с подачей заявления налогоплательщиком на получение
стандартных налоговых вычетов у другого работодателя [1, стр. 10].
Пример. Организация ООО «ЛЕСТОРГ» начислила за год своему работнику
заработную плату в размере 60 000 руб. (5000 руб. в месяц). Методология
подсчета налогооблагаемой базы осталась прежней – по нарастающей с начала
года. В бухгалтерию организации работник представил документы,
подтверждающие его право на стандартный налоговый вычет на содержание двух
детей в возрасте до 18 лет. Самому работнику предоставляется вычет в
размере 400 руб. до месяца, в котором доход, начисленный нарастающим итогом
с начала 2002 г., превысил 20 000 руб. Доход работника превысит эту
величину в мае 2002г., когда составит 25 000 руб. (5000 руб. х 5 мес.).
Соответственно вычет в размере 400 руб. должен производиться из заработной
платы работника за январь-апрель 2002 г. За те же месяцы из дохода
работника производится вычет в размере 600 руб. (300 руб. х 2 чел.) на
содержание детей.
Таким образом, общая сумма стандартных налоговых вычетов в 2002 г.
составит:
(400 руб. + 600 руб.) х 4 мес. = 4000 руб.
Сумма налога на доход в год составит [(60 000 – 4000 ) х 13%] = 7280 руб.
Работник имеет на своем иждивении 2 детей.
Таблица 16
Расчета удержаний
| | |Федеральный |Территориальные | | |
| | |фонд |фонды | | |
| | |обязательного |обязательного | | |
| | |медицинского |медицинского | | |
| | |страхования |страхования | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|До 100000|28,0 % |0,2 % |3,4 % |35,6 % |4,0 % | |
| | | | | | | |
|От 100001|28000 + |200 + 0,1 % с |3400 + 1,9 % с |35600 + |4000 + | |
|до 300000|15,8 % с |суммы, |суммы, |20 % с |2,2 % с | |
| |суммы, |превышающей |превышающей |суммы, |суммы, | |
| |превышающ|100000 |100000 |превышаю|превышающ| |
| |ей 100000| | |щей |ей | |
| | | | |100000 |100000 | |
|От 300001|59600 + |400 + 0,1 % с |7200 + 0,9 % с |75600 + |8400 + | |
|до 600000|7,9 % с |суммы, |суммы, |10,0% с |1,1 % с | |
| |суммы, |превышающей |превышающей |суммы, |суммы | |
| |превышающ|300000 |300000 |превышаю|превышающ| |
| |ей 300000| | |щей |ей | |
| | | | |300000 |300000 | |
|Свыше |83300 + |700 |9900 |61400 + |11700 | |
|600000 |2,0 % с | | |2,0 % с | | |
| |суммы, | | |суммы, | | |
| |превышающ| | |превышаю| | |
| |ей 600000| | |щей | | |
| | | | |600000 | | |
Определение даты выплат и иных вознаграждений (получения доходов)
Дата осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)
для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется в прежнем
порядке (ст.242 НК РФ):
как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника
(физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и
иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками;
день фактического получения соответствующего дохода - для доходов от
предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также
связанных с этой деятельностью иных доходов.
Датой выплат для физических лиц с 1 января 2002 г. признается день
выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются
выплаты.
Пример. Физическое лицо (заказчик) в июне заключило договор гражданско-
правового характера с физическим лицом (подрядчиком), по которому последний
обязуется произвести установку забора. По данному договору работы должны
быть закончены в июне, в июне же должны быть произведены расчеты по
договору. Однако заказчик производит расчет с подрядчиком только в августе.
Учитывая, что с 1 января 2002 г. применяется новый порядок определения
доходов физических лиц, если заказчик произведет выплаты по договору в
августе, уплата ЕСН в соответствии со ст.243 НК РФ должна быть им
произведена до 15 сентября.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН
налогоплательщиками-работодателями
С 1 января 2002 г. выплата базовой части трудовой пенсии финансируется
за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а выплата страховой и
накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств ПФР. В связи с этим
в ст.243 НК РФ (с учетом изменений и дополнений) предусмотрен новый порядок
исчисления и уплаты налога. Так, сумма налога уменьшается
налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых
взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное
пенсионное страхование (налоговые вычеты) в пределах таких сумм,
исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N
167-ФЗ. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога
(сумму налогового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный
бюджет, начисленную за тот же период.
С 1 января 2002 г. установлен единый для всех налогоплательщиков срок
уплаты налога - не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в
котором произведены выплаты, получен доход.
Однако порядок уплаты страховых взносов в ПФР на финансирование
страховой и накопительной частей трудовой пенсии (налоговый вычет)
определяется Законом N 167-ФЗ. Введена обязанность, в соответствии с
которой налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим
налоговым периодом, представляет в территориальный орган ПФР копию
налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иного
документа, подтверждающего представление декларации в налоговый орган. Все
остальные сведения и документы налогоплательщики, выступающие в качестве
страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФР
в соответствии с Законом N 167-ФЗ.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и
начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц,
исполняют обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а
также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых
деклараций по месту своего нахождения. Сумма налога (авансового платежа по
налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения,
определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому
обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту
нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения,
определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате
организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по
месту нахождения ее обособленных подразделений.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН налогоплательщиками,
не являющимися работодателями
Неизменной осталась норма, в соответствии с которой налоговый орган
исходя из налоговой базы налогоплательщика, не являющегося работодателем,
за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п.3 ст.241 НК РФ, если
иное не предусмотрено пп.2 и 6 ст.244, производит расчет сумм авансовых
платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода.
Кроме того, введена норма, согласно которой для исчисления суммы
налога (авансового платежа по налогу) ставки налога, подлежащего уплате в
федеральный бюджет, уменьшаются на величину тарифа страхового взноса по
обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в ПФР. Указанные
ставки не могут быть ниже, чем 50% ставок по налогу, установленных для
данной категории налогоплательщиков п.3 ст.241 (с учетом их изменения) при
применении регрессивной шкалы.
Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым
взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с
представлением расчетов и (или) налоговой декларации.
Следует обратить внимание на то, что п.2 ст.28 Закона N 167-ФЗ для
индивидуальных предпринимателей и адвокатов вместо тарифов страховых
взносов установлен размер фиксированного платежа по страховым взносам.
Вместе с тем в соответствии с п.7 ст.244 НК РФ для исчисления суммы ЕСН,
подлежащего уплате данными налогоплательщиками, ставки налога, подлежащего
уплате в федеральный бюджет, должны быть уменьшены на величину тарифа
страхового взноса [29, стр. 45].
В результате сложилась ситуация, при которой в федеральный бюджет
подлежит зачислению вся сумма ЕСН, исчисленная по ставке 19,2%, без учета
налогового вычета.
Исчисление и уплата налога с доходов адвокатов по-прежнему будут
осуществляться коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке,
предусмотренном ст.243 НК РФ. При этом налоговый вычет на сумму страховых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|