которые соответствуют таким техническим нормам:
- в правом верхнем углу ставится код документа в соответствии с
государственным классификатором управленческой документации. К оформлению
документов предъявляются следующие требования:
- обязательно должны присутствовать все элементы (рамки, линии,
текстовые элементы);
- схематическое расположение элементов должно отвечать
утвержденным нормам;
- все текстовые элементы бланков расчетных документов должны
быть выполнены на украинском языке;
- бланки расчетных документов изготавливаются на бумаге формата
А5 или А4.
Документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- номер расчетного документа;
- дата составления документа (число, месяц, год);
- именование плательщика, его код, номер его счета в банке,
наименование получателя средств, номер его счета в банке, название и
местонахождение его банка, назначение и сумма платежа, оттиски печати
юридического лица и подписи ответственных лиц. Отдельные расчетные
документы могут содержать ряд дополнительных реквизитов (бюджетные).
Под формой безналичных расчетов понимается порядок оформления и оплаты
расчетных документов. Форма безналичных расчетов определяется способом
платежа и организацией документооборота.
Организация безналичных расчетов должна отвечать таким требованиям:
- обеспечивать своевременность платежа за реализованные товары и услуги;
- создавать условия для взаимного контроля плательщиков и получателей
средств за соблюдением расчетной и договорной дисциплины, а также для
банковского контроля за участниками расчетов;
- не допускать внепланового перераспределения средств в процессе
расчетов, содействовать сближению момента получения и оплаты товарно-
материальных ценностей (ТМЦ).
Способы безналичных расчетов заключаются:
- в перерасчете средств с расчетного (текущего) счета плательщика на счет
получателя в банке;
- в зачислении взаимных требований.
Платежи со счетов клиентов осуществляются банком в пределах остатков
средств на начало операционного дня.
Учреждения банка "Украина" осуществляют платежи по поручению клиента на
протяжении операционного дня с учетом поступлений денежных средств.
Если клиент имеет к счету картотеку, то платежи за счет текущих
поступлений на счет клиента осуществляются на протяжении операционного дня
с учетом установленной очередности платежей.
Формы безналичных расчетов.
Все безналичные расчеты осуществляются двумя способами:[14,15]
- путем перевода денег с одного счета на другой;
- путем зачета взаимных требований.
К расчетам, осуществляемым путем перевода денег с одного счета на
другой, относятся следующие формы: расчеты платежными поручениями,
платежными требованиями, аккредитивная, расчетными чеками, через систему
"Клиент - банк", вексельная.
Современная система безналичных расчетов представляет следующие
основные формы безналичных расчетов.
Расчеты платежными поручениями.
Расчеты платежными поручениями - одна из самых распространенных форм
безналичных расчетов. Платежное поручение - расчетный документ, который
содержит письменное распоряжение плательщика его банку о перечислении
определенной суммы со своего счета.[4,17,26]
Поручения применяются в расчетах по платежам товарного и нетоварного
характера:
- за фактически отгруженную продукцию, выполненные работы,
предоставленные услуги;
- в порядке предварительной оплаты;
- для завершения расчетов по актам сверки взаимной задолженности;
- для перечислений предприятиями сумм, которые принадлежат физическим
лицам (зарплата, пенсии, денежные доходы) на их счета;
- уплаты налогов и сборов в бюджет и внебюджетных целевых фондов.
Платежные поручения действительны в течении 10 дней со дня выписки.
Кроме обязательных реквизитов платежное поручение содержит:
- вид товара, работ или услуг, номер, дату товарно-транспортной
накладной;
- предоплата осуществляется в случае, если такой порядок расчетов
определен законодательством, предусмотрен в договоре. В поручении должна
быть запись: "Предварительная оплата за (название товара, выполненных
работ, услуг) по (название документа) от дата номер".
Физические лица производят перечисления средств в соответствии с
режимом использования этих счетов который оговорен инструкцией №3.
Аккредитивная форма расчетов.
Эта форма расчетов позволяет гарантировать платеж, в связи ,с чем
сфера исполнения ее существенно расширилась в последние годы. [4,17,26.20]
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка
, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору,
по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести
поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить
такие платежи при условии представления им документов, предусматривающих в
аккредитиве, при выполнении других условий аккредитива.
В современной банковской практике нашей страны используются следующие виды
аккредитивов:
- покрытие (депонированные) или непокрытые (гарантированные),
- отзывные или без отзывные.
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых
банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или
предоставляемый ему кредит в распоряжении банка поставщика на отдельный
балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-
эмитента.
При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый
(гарантированный) аккредитив может открыться в исполняющем банке путем
предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущего у него
счета банка-эмитента.
Каждый аккредитив должен указать, является ли он отзывным или безотзывным.
При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным т.е. он может
быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного
согласования с поставщиком. Соответственно безотзывной аккредитив не может
быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он
открыт.
Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним
поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву
устанавливается в договоре между поставщиком и плательщиком. Выплата с
аккредитива наличными деньгами не допускается.
При аккредитивной форме расчетов соблюдается основные правила
совершения расчетов: продукция оплачивается после ее отгрузки; оплата
производится с согласия плательщика: плательщику предоставляется право
отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора;
аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если
покупатель имеет право на его получение. Положительной стороной
аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа. Вместе с тем этой
форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, в том числе: при
открытии депонированного аккредитива средства покупателя в сумме
аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия
аккредитива; а при открытии гарантированного аккредитива банк несет
повышенные риски; кроме того, замедляется грузооборот, т.к. поставщик до
извещения об открытии аккредитива не может отгрузить готовую продукцию и
несет дополнительные затраты по ее хранению; схема документооборота
относительно сложна.
Схема № 3.Аккредитивная форма расчетов.
------------------------------------------------------------------------
---------------
------------------------------------------------------------------------
---------------
Расчеты чеками.
В настоящее время субъекты хозяйствования могут рассчитываться
расчетными чеками и при помощи чековых книжек.[7]
Чек выдается банком за счет средств, хранящихся на счетах предприятий
и организаций. Для получения чека предприятиям и организациям открывается
депонированный счет на любую сумму; на этот счет перечисляются средства с
расчетного счета.
Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек»,
сброшюрованные в книжки установленного образца по 10, 20, 25 и 50 листов.
Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Для
получения чековой книжки юридическое лицо представляет в банк заявление.
Банк депонирует средства заявителя на счете, с которого оплачиваются чеки.
Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной
банком в пределах которой (лимита) он может выписывать чеки.
При выписке каждого чека на корешок переносится остаток лимита и
заверяется ответственным лицом.
Срок действия чековой книжки исчисляется со дня выдачи и устанавливает
банком по согласованию с клиентом.
Чеки подписываются в момент установления суммы платежа.
Приобретая товар или получая услуги, хозорган выписывает расчетный
чек и передает его поставщику – получателю средств. Чек действителен в
течении 10 дней, не считая дня выписки. Чеки, поступающие в платеж, как
правило, должны сдаваться чекодержателем в банк на следующий день со дня
выписки вместе с реестром чеков. После проверки правильности составления
реестров, проверки чеков и соблюдения сроков их действия банк зачисляет
сумму, указанную в чеке, на счет получателя денег, списав ее со счета, на
котором депонированы денежные средства, или с расчетного или ссудного счета
(если книжка выдана под гарантию банка).
Кроме перечисленных выше основных форм безналичных расчетов в
отдельных эпизодических случаях применяются такие специфические формы
расчетов, как плановые платежи, зачеты взаимных требований и расчеты
платежными требованиями-поручениями.
Расчеты в порядке плановых платежей осуществляются по специальной
договоренности сторон при равномерных, постоянных поставках товаро-
материальных ценностей или оказания услуг между поставщиком и покупателем.
Поставщик по условиям договора берет на себя обязательство отгружать
продукцию покупателю в установленных размерах и в определенные сроки исходя
из согласованного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки,
определенные договором (ежедневно или периодически) производить плановый
платеж исходя из периодичности платежей и планового объема поставок.
При переходе на расчеты плановыми платежами стороны сделки направляют
в обслуживающие их банки копии согласований с реквизитами контрагента
сделки, указанной длительности расчетных периодов, сроков перечисления
платежей, счетов, с которых будут производится платежи и зачисляться
средства, сроков выверки и порядка завершения расчетов.
На каждый плановый платеж выписывается и передается банку платежное
поручение, совершающее свой обычный документооборот.
Обязательным условием успешного применения данной формы расчетов
является стабильное финансовое положение и высокая частота связей между
участниками сделки, что достаточно проблематично в современных условиях
перехода к рынку.
В сложной системе хозяйственных связей, не исключена возможность
встречных потоков движения товарно-материальных ценностей и услуг. Это
ситуация служит основой применения такой специфической формы расчетов, как
зачеты взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организации
на счет другой стороны сделки только разницы (сальдо) между встречными
требованиями. К зачету могут быть представлены различные расчетные
документы: платежные поручения, расчетные чеки, платежные требования-
поручения и др. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение
движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после
зачета. Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые.
Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами
осуществляются в том случае, если одна сторона при совершении платежа в
пользу другой стороны имеет к ней встречные требования и претензии.
Незначительный остаток средств погашает сторона, которая должна была
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|