операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее
окончания. Лица, ответственные за составление первичных документов, а также
за сроки их представления в бухгалтерию учреждения, определяются графиком
документооборота (к примеру, табель использования рабочего времени
предоставляется в бухгалтерию ежемесячно 1-го и 15-го числа, приходный
кассовый ордер – по мере получения денежных средств, приказ о приеме на
работу – по мере подписания, распоряжение о предоставлении отпуска – не
менее чем за 5 дней до начала отпуска, авансовый отчет – в течение 3 дней
после приезда из командировки или получения денег под отчет и
др.).Первичные учетные документы составляются, как правило, на русском
языке.
Записи в первичных учетных документах производятся способом,
обеспечивающим сохранность записей: чернилами, при помощи пишущих машин и
средств автоматизации. Свободные строки в первичных учетных документах
прочеркиваются. В первичных учетных документах (как в текстовой части, так
и в цифровых данных) подчистки не допускаются. Исправление ошибки в
первичном учетном документе должно быть оговорено надписью "Исправлено" и
подтверждено письменно лицами, подписавшими документ, с указанием даты
исправления.
В кассовых и банковских документах исправления не допускаются. За
достоверность содержащихся в документах данных, а также за своевременное и
надлежащее составление первичных документов несут ответственность лица,
подписавшие эти документы.
Поступившие в бухгалтерию первичные учетные документы обязательно
подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления
первичных учетных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию
(законность документируемых операций, логическая увязка отдельных
показателей).
В документах на приобретение материальных ценностей должна быть расписка
материально ответственного лица, получившего эти ценности, а в документах,
подтверждающих факт выполнения работы, – подписи о принятии результата
работы ответственными лицами.
Все структурные подразделения бюджетного учреждения, а также учреждения,
обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно
передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля
документы (копии выписок из приказов и распоряжений, относящиеся
непосредственно к исполнению сметы доходов и расходов, а также всякого рода
договоры, акты выполненных работ и др.).
Представление первичных учетных документов в бухгалтерию
регламентируется графиком документооборота, составленным главным
бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. Выписки из графика
документооборота вручаются материально ответственным и другим должностным
лицам, которые обязаны представлять в бухгалтерию первичные учетные
документы.
Инструкция по бухгалтерскому учету устанавливает следующие правила
хранения первичных оправдательных документов и регистров бухгалтерского
учета. По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера,
накопительные ведомости вместе с относящимися к ним первичным документами
должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При
незначительном количестве документов брошюровку можно производить за два-
три месяца и более в одну папку. На обложке надписываются: наименование
учреждения; название и порядковый номер папки; отчетный период – год и
месяц; начальный и последний номера мемориальных ордеров; количество листов
в деле.
Сроки хранения документов определены Перечнем типовых документов,
образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других
учреждений, организаций и предприятий с указанием сроков их хранения.
Сроки хранения, согласно Единой государственной системе
делопроизводства, исчисляются с 1 января года, следующего за годом
окончания материалов делопроизводства. По истечении сроков хранения дела в
установленном порядке сдаются в соответствующий государственный архив.
Документы, удостоверяющие сдачу дел в архив, хранятся постоянно в
бухгалтерии.
Первичные учетные документы брошюруются по участкам учета в
хронологическом порядке по номерам пачек за месяц. Выходные формы
документов хранятся отдельно по каждому разделу учета и соответствующему
субсчету. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета,
бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в
бухгалтерии в специальных помещениях. Ответственность за организацию
хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности несет руководитель учреждения.
Изъятие первичных учетных документов может производиться только органами
дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судами, налоговыми
инспекциями и налоговой полицией на основании постановлений в соответствии
с действующим законодательством. Изъятие оформляется протоколом, копия
которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу
учреждения.
С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих
изъятие, соответствующие должностные лица учреждения могут снять копии с
изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия. Если же
изымаются тома документов, не оформленные надлежащим образом (неподшитые,
непронумерованные), то дооформить их должностные лица могут их с разрешения
и в присутствии представителей органов, производящих дознание. При пропаже
или уничтожении первичных учетных документов руководитель учреждения
назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или
уничтожения. В необходимых случаях для участия в работе комиссии
приглашаются представители следственных органов и др. Результаты работы
комиссии оформляются актом, подписанным руководителем учреждения. Копия
акта направляется в вышестоящую организацию.
Аналитический учет в бюджетных учреждениях ведется в регистрах
бухгалтерского учета – на карточках, в накопительных ведомостях, в книгах.
Все карточки сначала регистрируются в специальных реестрах. Карточки для
учета основных средств – в описи инвентарных карточек по форме №ОС-10,
остальные – в реестре карточек по форме №279. Хранятся карточки в
картотеках. Там их раскладывают по субсчетам, подразделяя по материально
ответственным лицам. В централизованных бухгалтериях их классифицируют по
обслуживаемым учреждениям.
До начала записей в бухгалтерских книгах должны быть пронумерованы все
страницы (листы). На последней странице указывается количество
пронумерованных листов за подписью главного бухгалтера. На каждой книге
делается надпись, которая указывает наименование учреждения и год, на
который открыта книга. В книге указывается оглавление открытых к ней
субсчетов.
Записи в регистры бухгалтерского учета производятся с первичных учетных
документов не позднее следующего дня после их получения. По окончании
каждого месяца в регистрах бухгалтерского учета подсчитываются итоги
оборотов и выводятся остатки по субсчетам.
Ошибка, обнаруженная за данный отчетный период до момента представления
бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера,
исправляется следующим образом: тонкой чертой зачеркивается неверная сумма
и текст, а рядом пишутся правильные сведения. Одновременно против
исправления делается заверенная подписью главного бухгалтера оговорка
"Исправлено".
Ошибка в мемориальном ордере, обнаруженная до момента представления
бухгалтерского баланса, в зависимости от ее характера исправляется
дополнительным мемориальным ордером или по способу "красное сторно". Так же
исправляются ошибки в случаях их обнаружения за отчетный период, за который
баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению
ошибок, а также исправления способом "красное сторно" оформляются
бухгалтерской справкой по форме №433. В ней делается ссылка на номер и дату
исправляемого мемориального ордера, документа, обоснование внесения
исправления. На основании бухгалтерской справки по форме №433 составляется
мемориальный ордер по форме №274.
Если вышестоящей организацией при утверждении годового отчета сделаны
исправления в заключительном балансе, то на основании соответствующего
письменного распоряжения исправляются регистры бухгалтерского учета
прошлого года (путем исправительной бухгалтерской записи) и регистры
бухгалтерского учета текущего года (путем изменения входящих остатков).
Глава 2. Особенности ведения бухгалтерского учета в
учреждениях непроизводственной сферы.
1 Общая характеристика бюджетного учреждения.
Как было отмечено ранее, практическая часть настоящей дипломной работы
выполнена на примере Департамента Народного Образования г .Мытищи.
Далее будет представлена характеристика организации, на материалах
которой подготовлена данная работа.
Департамент Народного Образования (ранее Городской отдел народного
образования, Управление Народного Образования) имеет Централизованную
бухгалтерию, планово-экономический отдел, отдел питания. Всего штат
сотрудников составляет 35 человек.
Централизованная бухгалтерия занимается обслуживанием 26 школ и 35
детских образовательных учреждений.
Централизованная бухгалтерия подразделяется на несколько групп:
- группа расчетов по заработной плате;
- группа расчетов за содержание детей в детских образовательных
учреждениях;
- группа по питанию;
- материальная группа;
- финансовая группа.
Бухгалтерский учет в организации ведется в валюте РФ – в рублях и
копейках.
Ведение регистров в бухгалтерской отчетности осуществляется на русском
языке. Бухгалтерская отчетность составляется в организации на основании
данных аналитического и синтетического учета.
Бухгалтерский учет в организации осуществляется по мемориально-ордерной
форме бухгалтерского учета.
Израсходованные материальные ресурсы оцениваются в учете по средней
стоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам
материальных ресурсов.
При переоценке основных средств используются коэффициенты пересчета,
разработанные Госкомстатом России.
Инвентаризация проводится ежегодно по состоянию на 1 октября отчетного
года. Инвентаризация продуктов питания проводится ежеквартально,
библиотечного фонда – 1 раз в 5 лет, инвентаризация кассы – 1 раз в месяц.
Представление первичных документов в бухгалтерию регламентируется
графиком документооборота. В частности, 1 раз в месяц предоставляются
документы по учету материалов; 2 раза в месяц – документы по учету
продуктов питания; табель использования рабочего времени – 1 и 15 числа и
др.
С лицами, ответственными за хранение материальных ценностей, заключается
письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
Получение материальных ценностей осуществляется лицом, полномочия которого
подтверждаются доверенностью.
В нашей организации бухгалтерский учет является автоматизированным.
Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязном
технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с
составлением баланса в соответствии с Планом счетов, предусмотренным
Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и типовыми
проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета.
В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета данные
синтетического и аналитического учета формируются в базах данных
используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные
носители – выходные формы документов.
В нашей организации применяется интегрированный программный комплекс
"Бухгалтерский учет от Экономико-Правовой Лаборатории" г.Воскресенск.
Разработаны следующие программные модули:
- учет банковских операций;
- учет кассовых операций;
- программа подготовки и печати платежных документов;
- учет основных средств;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|