единой методологии расчета плановых и отчетных данных. Все учреждения и
организации, состоящие на бюджете (независимо от ведомственной
подчиненности), а также централизованные бухгалтерии, включая учреждения,
переведенные на новые условия хозяйствования, осуществляют бухгалтерский
учет по Плану счетов, утвержденному Министерством финансов РФ (см.
Инструкцию по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих
на бюджете, утвержденную Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря
1999 года №107н).
План счетов служит основой организации бухгалтерского учета в бюджетных
учреждениях. Применение типовых бухгалтерских записей, предусмотренных
Инструкцией и Планом счетов, обеспечивает правильность с сравнимость
экономических показателей работы учреждения. действующий План счетов
состоит из разделов, которые объединяют счета первого порядка (основные и
синтетические) и счета второго порядка (субсчета), являющиеся
подразделением счетов первого порядка. Содержание разделов Плана счетов
соответствует экономической группировке имущества, его источников и
хозяйственных процессов. Каждому синтетическому счету (счету первого
порядка) присвоен двухзначный номер (условное числовое обозначение), а
каждому субсчету (второго порядка) – трехзначный номер.
Разделы плана счетов расположены в определенной последовательности,
определяемой характером участия имущества в его кругообороте. В начале
Плана счетов отражены разделы со счетами имущества, необходимого для
осуществления деятельности бюджетного учреждения (I,II,III). Затем показаны
разделы со счетами издержек производства, денежных средств, расчетов и
расходов бюджетных организаций. Таким образом, в первых восьми разделах
сгруппированы счета имущества и расходов бюджетных организаций. Имущество
отражено в разделах по принципу ликвидности – от трудно реализуемых к легко
реализуемым. В последующих разделах отражены источники формирования
имущества организации и покрытия расходов бюджетных организаций, финансовый
результат от реализации продукции, доходы и результаты исполнения бюджета.
Порядок ведения аналитического учета бюджетные организации устанавливают
сами исходя из Плана счетов и нормативных актов по объектам учета.
В Плане счетов предусмотрено применение забалансовых счетов, которые
служат для учета арендованных основных средств; товарно-материальных
ценностей, принятых на ответственное хранение; бланков строгой отчетности;
списания задолженности неплатежеспособных дебиторов; материальных
ценностей, оплаченных по централизованному снабжению; задолженности
учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности; переходящих
спортивных призов и кубков; путевок; переплаты пенсий и пособий вследствие
неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных
ошибок; учебных предметов военной техники; ссуд, выданных рабочим и
служащим. Забалансовые счета не связаны с балансовыми счетами, поэтому учет
средств и операций на них ведется по простой системе, без соблюдения метода
двойной записи. Все забалансовые счета имеют только дебетовое сальдо. Если
средства поступают в учреждение, то они отражаются по дебету, а при их
возврате – по кредиту.
4 Мемориально-ордерная и журнально-ордерная формы ведения
бухгалтерского учета.
Для учреждений непроизводственной сферы наиболее характерно ведение
бухгалтерского учета по мемориально-ордерной и журнально-ордерной формам
учета. Далее рассмотрим особенности каждой из названных форм.
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета определяется следующими
признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров,
последовательностью связей между документами и регистрами, а также между
самими регистрами и способом записи в них, то есть использованием тех или
иных технических средств. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов
осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в
соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете.
Состав учетных регистров и последовательность записи в них при
мемориально-ордерной форме учета представлены на рисунке 1.
[pic]
При мемориально-ордерной форме учета проверенные и принятые к учету
документы систематизируются по датам совершения операций и оформляются
мемориальными ордерами – накопительными ведомостями, которым присваиваются
следующие постоянные номера:
- мемориальный ордер 1 – накопительная ведомость по кассовым операциям
(Ф.381);
- мемориальный ордер 2 – накопительная ведомость по движению средств на
бюджетных текущих счетах (Ф.381);
- мемориальный ордер 3 – накопительная ведомость по движению средств на
текущих счетах по внебюджетным средствам (Ф381);
- мемориальный ордер 4 – накопительная ведомость по расчетам чеками из
лимитированных книжек (Ф.323);
- мемориальный ордер 5 – свод расчетных ведомостей по заработной плате и
стипендиям (Ф.405);
- мемориальный ордер 6 – накопительная ведомость по расчетам с разными
учреждениями и организациями (Ф.408);
- мемориальный ордер 7 – накопительная ведомость по расчетам в порядке
плановых платежей (Ф.408);
- мемориальный ордер 8 – накопительная ведомость по расчетам с
подотчетными лицами (Ф.386);
- мемориальный ордер 9 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению
основных средств (Ф.438);
- мемориальный ордер 10 – накопительная ведомость по выбытию и перемещению
материальных и быстроизнашивающихся предметов (Ф.438);
- мемориальный ордер 11 – свод накопительных ведомостей по приходу
продуктов питания (Ф.398);
- мемориальный ордер 12 – свод накопительных ведомостей по расходу
продуктов питания (Ф.411);
- мемориальный ордер 13 – накопительная ведомость по расходу материалов
(Ф.396);
- мемориальный ордер 14 – накопительная ведомость начисления доходов по
специальным средствам (Ф.409);
- мемориальный ордер 15 – свод ведомостей по расчетам с родителями за
содержание детей (Ф.406).
По остальным операциям составляются отдельные мемориальные ордера ф.274,
которые нумеруются, начиная с 16 за каждый месяц в отдельности.
Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его
заместителем и исполнителем, все мемориальные ордера регистрируются в книге
"Журнал – главная" (ф.308). Учет в книге "Журнал – главная", как правило,
ведется по субсчетам, а по решению главного бухгалтера может вестись по
счетам.
Книга "Журнал – главная" открывается записями сумм остатков на начало
года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в ней
производятся по мере составления мемориальных ордеров и накопительных
ведомостей – один раз в месяц. Сумма мемориального ордера записывается
сначала в графу "Сумма по ордеру", а затем в дебет и кредит соответствующих
субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и
по кредиту должна быть равна итогу графы "Сумма по ордеру". Второй строкой
после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по
каждому субсчету.
Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках,
накопительных ведомостях, машинограммах и др.). Порядок записей в регистрах
учета изложен в соответствующих разделах Инструкции №107. Формы регистров
приведены в альбоме форм бухгалтерской документации для учреждений и
организаций, состоящих на бюджете.
Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последовательностью
учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко
используются стандартные формы аналитических регистров, счетные машины.
Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются: трудоемкость
учета, отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость
аналитического учета, формы регистров порой не содержат показателей,
необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления
отчетности.
Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:
- применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в
которых ведется только по кредитовому признаку;
- совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического
учета;
- отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе
показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
- сокращение количества записей, благодаря рациональному построению
журналов-ордеров и Главной книги.
Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со
значительным количеством реквизитов и запись в них производят ежедневно
либо с первичных документов, либо с вспомогательных ведомостей, которые
служат для накапливания и группировки данных первичных документов.
В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того
синтетического счета, операции которого учитываются в данном журнале.
Операции, по которым счета дебетуются, будут записаны в Главную книгу. Тем
самым исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам.
Месячные итоги каждого журнала – ордера показывают общую сумму кредитового
оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы
дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.
В ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещается с аналитическим.
Для сверки правильности записей в журналах-ордерах общий итог по кредиту
счета подсчитывают и записывают его в журнал непосредственно из документов.
Полученный итог с выведенными в отдельных графах журнала итогами по
дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных
ведомостей по журналу, в которых синтетический учет совмещается с
аналитическим.
Проверенные месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу.
Для проверки правильности записей в главной книге подсчитывают суммы
оборотов и сальдо по всем счетам.
Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых
сальдо должны быть равны.
Бухгалтерский баланс и другие формы отчетности составляются по данным
Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей. Общая
схема записей при журнально-ордерной форме учета приведена на рисунке 2.
[pic]
Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет
значительно уменьшить трудоемкость учета за счет совмещения в одном
регистре синтетического и аналитического учета, что облегчает составление
отчетов.
К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести сложность и
громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных на ручное
заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.
5 Первичные учетные документы и документооборот бюджетного учреждения.
Регистры бухгалтерского учета.
Все хозяйственные операции, проводимые в бюджетном учреждении,
оформляются первичными документами, на основании которых ведется
бухгалтерский учет.
Перечень первичных документов, используемых бюджетными учреждениями,
определен в приложении №1 к Инструкции по бухгалтерскому учету. Первичные
документы, не вошедшие в этот перечень, должны иметь обязательные
реквизиты:
- наименование документа (формы);
- код формы;
- дату составления;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственных операции в натуральном и денежном выражении;
наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной
операции и правильность ее оформления;
- личные подписи и их расшифровки (включая случаи составления документов
с применением средств автоматизации и передачи их в системах
телекоммуникаций).
В зависимости от технологии обработки учетной информации в первичные
учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (коды,
контрольные отметки и т.п.), не нарушающие требования нормативных правовых
актов и методических документов по бухгалтерскому учету.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|