соответствующей статье бюджетной классификации.
4 Учет материалов на складах и в бухгалтерии.
Для обеспечения деятельности соответствующими материальными ресурсами в
организациях создаются специализированные склады для хранения материалов,
топлива, запасных частей и других материалов. Каждому складу присваивается
определенный номер, который впоследствии указывается на документах,
относящихся к операциям данного склада.
Склады обеспечиваются исправными весами, измерительными приборами и
мерной тарой.
На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а
внутри них по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках,
контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает
быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия
установленным нормам запаса.
Учет материалов на складе осуществляет кладовщик, являющийся материально-
ответственным лицом. Его принимают на работу по согласованию с главным
бухгалтером. С кладовщиком по установленной форме заключается договор о
полной индивидуальной материальной ответственности.
Если в штатном расписании организации отсутствует должность кладовщика,
то его обязанности могут возлагаться на любого работника организации с его
согласия с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной
ответственности. От занимаемой должности кладовщик освобождается только
после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачи их
по акту, утвержденному руководителем организации.
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет
материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке
указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения,
цену и лимит наличия материалов.
Учет движения и остатков материалов осуществляют на карточках складского
учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную
карточку, поэтому складской учет называют сортовым учетом и осуществляют
его только в натуральном выражении.
Карточки открываются в бухгалтерии, где в ней записывают номер склада,
наименование материала, марку, сорт, единицу измерения, номенклатурный
номер и др. После этого карточки передаются на склад и кладовщик заполняет
колонки прихода, расхода и остатка материалов.
Записи в карточках кладовщик делает на основании первичных документов
(накладных, требований) в день совершения операции. После каждой записи
выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными
сведениями о состоянии запасов материалов.
Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов,
заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.
Учет материальных ценностей на складе также может осуществляться
материально-ответственным лицом в книге складского учета материалов ф. М-
17.
Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и
расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также
сверяет свои записи по учету материалов с записями, ведущимся на складе.
Все первичные документы по движению материалов со складов и
подразделений организации поступают в бухгалтерию. При этом работники
бухгалтерии осуществляют контроль за законностью, целесообразностью и
правильностью документального оформления операций по движению материалов.
После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением
количества материалов на цену).
В бухгалтерии осуществляется оперативно-бухгалтерский или сальдовый
метод учета материалов. В установленные сроки работник бухгалтерии
проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточки
складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках. При
сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные
документы по движению материалов после их проверки и таксировки
раскладываются отдельно по приходу и расходу в разрезе складов.
По данным картотеки документов составляется ежемесячная статистическая
отчетность о движении и остатках материалов и топлива.
Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления
групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в
отдельности. Таких групп бывает несколько десятков. Данные этих ведомостей
сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в
регистрах синтетического учета.
При использовании ЭВМ все регистры при сальдовом методе учета материалов
(групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные
ведомости) составляются на машинах.
Аналитический учет материалов с применением ЭВМ можно осуществлять также
посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным
номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка в этом случае
со складским учетом осуществляется вручную. При этом сверяются остатки по
карточке складского учета с ведомостями и выявляются отклонения между этими
данными.
5 Синтетический и аналитический учет материалов.
В нашей организации для учета материалов используется счет 06 "Материалы
и продукты питания". На этом счете учитываются материалы и продукты питания
по их предметной характеристике.
Счет 06 "Материалы и продукты питания" подразделяется на субсчета:
- 060 "Материалы для учебных, научных и других целей";
- 061 "Продукты питания";
- 062 "Медикаменты и перевязочные средства";
- 063 "Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности";
- 064 "Топливо, горючее и смазочные материалы";
- 065 "Специальные материалы";
- 066 "Тара";
- 067 "Прочие материалы";
- 068 "Материалы в пути";
- 069 "Запасные части к машинам и оборудованию".
На субсчете 060 "Материалы для учебных, научных и других целей"
учитываются реактивы и химикаты, стекло, электроматериалы, прочие материалы
для учебных целей.
На субсчете 061 "Продукты питания" учитываются продукты питания в
учреждениях, в сметах доходов и расходов которых как бюджетных средств, так
и средств, полученных за счет внебюджетных источников, предусмотрены
ассигнования на эти цели.
Учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по
приходу продуктов питания. Ведомость составляется по каждому материально-
ответственному лицу отдельно. Записи производятся на основании первичных
документов в количественном и суммовом выражении. По окончании месяца в
ведомости выводятся итоги.
Основанием для составления мемориального ордера 11 является
накопительная ведомость или свод накопительных ведомостей по приходу
продуктов питания – мемориальный ордер 11 (приложение 23).
Учет расходов продуктов питания ведется в накопительной ведомости по
расходу продуктов питания. Эта ведомость составляется по материально-
ответственным лицам. Записи в ней производятся на основании меню-требования
на выдачу продуктов питания и других документов. По окончании месяца в
ведомости подсчитываются итоги, которые служат для определения стоимости
израсходованных продуктов питания. Одновременно сверяется число
довольствующихся по детским учреждениям с данными посещаемости детей.
Основанием для составления мемориального ордера 12 (приложение 24)
является накопительная ведомость или свод накопительных ведомостей по
расходу продуктов питания. В свод, кроме данных накопительных ведомостей,
записываются данные других расходных документов на продукты питания (актов
на недостачу продуктов питания, возврата на базу и др.).
Аналитический учет продуктов питания ведется по наименованиям,
количеству, стоимости и материально-ответственным лицам в оборотных
ведомостях по материальным запасам. Ежемесячно в оборотных ведомостях
подсчитываются обороты и выводятся остатки на начало месяца.
На субсчете 062 "Медикаменты и перевязочные средства" учитываются
медикаменты, где в сметах доходов и расходов по бюджетным средствам и
средствам, полученным за счет внебюджетных источников, предусмотрены
ассигнования на эти цели.
На субсчете 063 "Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности"
учитываются материалы и канцелярские принадлежности, используемые для
текущих нужд учреждения (электрические лампочки, мыло, щетки и др.),
строительные материалы, предназначенные для текущего и капитального
ремонта. Канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки),
приобретенные и одновременно выданные на текущие нужды, могут списываться
на фактические расходы с отражением их общей суммы по приходу и расходу на
субсчете 063.
На документах, подтверждающих приобретение и получение этих ценностей
должна быть расписка лица, получившего эти материалы.
На субсчете 064 "Топливо, горючее и смазочные материалы" учитываются все
виды топлива, горючего и смазочных материалов, находящихся на складах или
кладовых (бензин, автол и др.), а также непосредственно у материально-
ответственных лиц.
Субсчет 065 в нашей организации не применяется.
На субсчете 066 "Тара" учитывается возвратная или обменная тара (бочки,
ящики, банки), как свободная (порожняя), так и находящаяся с материальными
ценностями.
Субсчет 067 в нашей организации не применяется.
Аналитический учет материалов по субсчетам 060, 063-066 ведется по
наименованиям, количеству, стоимости и материально-ответственным лицам на
карточках.
На субсчете 068 "Материалы в пути" учитываются материалы, оплаченные
учреждениями по иногородним поставкам, но не поступившие к концу месяца на
склад. На этом субсчете учитываются также материалы, полученные на склады
групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания и не
распределенные по учреждениям.
Аналитический учет материалов в пути ведется по отдельным поставщикам.
Материалы, поступившие на склад групп централизованного снабжения и
хозяйственного обслуживания, учитываются по наименованиям с указанием цены,
количества и суммы на карточках.
На субсчете 069 "Запасные части к машинам и оборудованию" учитывают
запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в
машинах, оборудовании, транспортных средствах (моторы, автомобильные шины,
включающие покрышки, камеры и т. п.).
Аналитический учет запасных частей ведется по наименованиям запасных
частей, количеству, стоимости и материально-ответственным лицам на
карточке.
При этом двигатели, аккумуляторы, автомобильные шины и покрышки,
выданные со склада для замены изношенных, в бухгалтерии учитываются на
забалансовом счете 12 "Запасные части к транспортным средствам, выданные
взамен изношенных".
Учет операций по расходу материалов, кроме продуктов питания, ведется в
мемориальном ордере 13 (приложение 25).
Записи производят по каждому документу и соответствующим субсчетам с
выделением в т.ч. сумм по обслуживаемым учреждениям или материально-
ответственным лицам.
По окончании месяца итоги по субсчетам записывают в Главную Книгу.
Далее переходим к рассмотрению бухгалтерских записей по учету
материалов:
- приобретение материалов и продуктов питания: дебет счета 060-069, кредит
счета 101 "Средства на расходы учреждения", 160 "Расчеты с подотчетными
лицами", 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", 179 "Расчеты
в порядке плановых платежей";
- передача материалов и продуктов питания в переработку: дебет счета 222
"Расходы по изготовлению и переработке материалов", кредит счета 061
"Продукты питания", 063 "Хозяйственные материалы и канцелярские
принадлежности";
- оприходование материалов, поступивших от заготовки и переработки: дебет
счета 061, 063 и кредит счета222;
- оприходование излишков материалов, выявленных при инвентаризации по
рыночной стоимости: дебет счетов 060-067, 069 и кредит счета 270
"Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия", 400
"Доходы отчетного периода";
- списание израсходованных материалов на основании оправдательных
документов: дебет счета 200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения
и другие мероприятия", 227 "Расходы за счет средств родителей на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|