p align="left">Интернет - журнал «Beautyline.ru» появился в середине 2003 года в Москве. По рубрикам он больше напоминает печатное издание. Среди жанров представлены: заметка, интервью, комментарий и обозрение. Активно используется жанр памфлетов, через который передаются женские истории. Но в сетевой прессе в последнее десятилетие появился и вовсе уникальный жанр - интернет - дневников (или, как принято, их именовать во всемирной паутине - блоги). Рождение этого жанра связано с распространение в России портала www.livejournal.com. Livejournal, или, как говорят у нас, «Живой журнал», стал вторым после ICQ глобальным коммуникационным проектом, надежно пустившим корни в России. По определению, данному на странице гильдии Интернет-журналис-тики Медиасоюза. «Live Journal http://www.livejournal.corn - «Живой жур-нал» был создан для того, чтобы дать возможность вести личный дневник, открывая записи сколь угодно детализированному кругу друзей, но довольно скоро превратился в гибкий инструмент, незаменимый для совместной рабо-ты над различными проектами. Существует русская версия клиента». За этими скупыми словами скрывается море личных впечатлений сотен тысяч пользователей этой коммуникационной системы, дающей возможность обмена впечатлениями и интернет-публикаций без всяких хлопот благодаря удобному интерфейсу добавления сообщений и изображений. По сути дела, Liveiournal.com съел львиную долю нерожденных «домашних страничек». Эта форма публикации не требует создания специальных сайтов: владельцам днев-ников не приходится думать ни о чем, кроме их содержания. Но это российский взгляд, для Америки, наверное, проще говорить о появлении нового сетевого феномена «блогов», по названию одноименного сервиса Blog.com, который прославился не меньше, чем Livejournal.com и, что не менее важно, в другом амплуа - информационного издания одного журналиста. Символом этого фе-номена стали личные страницы журналистов крупных западных изданий и сайт героя-одиночки Drudge Report, с которого и началась история с Левински. Сегодня живой журнал имеет влияние не меньшее, чем любое СМИ. Обсуждение какого-либо события или личности в блогах говорит, об их актуальности и интересу со стороны общества. Известны случаи, когда информация в ЖЖ становилась самостоятельным информационным поводом. Если сравнивать материалы в Интернет- дневниках с другими публикациями, то они по жанру напоминают эссе, но с элементами информационной статьи. В них доминирует четкая позиция автора и ярко выраженный субъективный характер. Но в тоже время все размышления посвящены определенной проблеме, факту или явлению. Да и по структуре многие публикации в блогах похожи на информационную заметку (заголовок - Лид - зачин - подробности). Однако, этот жанр интернет - журналистики остается абсолютно неизученным, не смотря на то, что многие теоретики медиасреды утверждают, что Интернет - дневниками будущее всемирной паутины и сетевых средств массовой информации. Заключение Проблема жанровой классификации и жанрового разнообразия обсуждается как в серьезных научных исследованиях известных российских теоретиков журналистики, так в небольших специализированных изданиях. Интерес к этому вопросу с каждым годом только возрастает. Но, как ни странно, исследователи все чаще обращаются к классификации жанров традиционных СМИ, оставляя Интернет - журналистику неизученной. Однако, сетевые газеты и журналы развиваются гораздо быстрее. Окончательное утверждение электронных сетей как нового вида СМИ произойдет уже в ближайшее десятилетие. Уже сейчас миллионы людей обращаются к сетевым изданиям в качестве первоисточника информации. А некоторые Интернет - газеты по популярности могут конкурировать и с федеральными каналами. Вместе с тем в журналистике продолжается эволюция жанров. Под влиянием творческой мысли автора возникают новые формы произведений, название которым в научной теории пока не дано. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличии от родов литературы), упорно сопротивляются им. Прежде всего, потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны, к тому же имеют разный исторический объем, зависят от уровня развития культуры языка и связано с открытие новых технологичных процессов. В новой среде всемирной паутины жанровая структура журналистики почувствовала себя по-иному. Сохраняя своё лицо, в системе жанров стали образовываться новые виды, в зависимости от специфики сетевых изданий. А чем же отличаются интернет газеты и журналы от своих печатных аналогов? · Во-первых: жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора. · Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и читателем. Содержательное качество интерактивной жур-налистики обеспечивается одномоментностью или близкой сопря-женностью во времени действий по производству, обработке, рас-пространению и корректировке информационного · В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена. · В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения. Такие свойства определили и жанровые особенности многих сетевых изданий. При этом структура жанров во всемирной паутине практически ничем не отличается от общепринятой классификации. Основу многих изданий для массовой аудитории составляют информационные и аналитические материалы. Примером служат интернет-газеты «Lenta.ru» и «Ytro.ru». Более половины публикаций написаны в жанре информационной заметки, репортажа и интервью. «Lenta.ru» - газета с ежедневным обновлением материала, некоторые из них представлены в рубрике «лента новостей». Самые яркие материалы номера располагаются на главной странице с фотографиями. Представленные в форме краткой аннотации (или Лида) они заканчиваются гиперссылкой, щелкнув на которую посетитель может либо прочитать до конца заметку, либо попасть на страницу уже аналитического материала на эту же тему. Таким образом, в сети осуществляется трансформация жанра по одной тематике. Правда, контент электронного издания не сильно отличается от печатного аналога этого типа: новости экономики, политики, музыки, искусства и т.д. Но здесь не содержится сканвордов, кроссвордов и т.д., то есть то развлекательной части, которая обычно располагается на последней полосе печатных изданий. Связь с читательской аудиторией электронная газета поддерживает посредством форумов и чатов, круглосуточно работающих при издании. Особенностью этого издания являются публикации особого жанра, которому можно присвоить понятие - биография. Лентапедия - это база справочно-биографических текстов о людях, организациях, объектах, явлениях и событиях, часто встречающихся в российских новостях. Задача проекта - обеспечить читателя сведениями, необходимыми для более полного понимания происходящего в стране и в мире. Еще одним изданием данного типа является ежедневная интернет газета «Ytro.ru». По своей структуре и жанровым особенностям она схожа с «Лента.ру», отличается лишь только дизайном и скоростью обновления «ленты новостей». В качестве основных жанров здесь используется: заметка, репортаж, интервью, комментарий, обзор, корреспонденция. Специальной рубрикой на сайте отмечена ссылка на пресс-релизы, в которых собрана вся официальная информация от государственных и частных организаций России. Они расположены в хронологическом порядке и обновляются по мере выхода новой информации. При запросе «молодежные сетевые издания» поисковая машина выдает множество ссылок на издания, которые большей частью таковыми не являются. Мы же рассмотрим жанровую структуру действительно электронной молодежной газеты «Территория». Электронная молодежная газета «Территория» была зарегистрирована, как СМИ в середине 2001 года в городе Барнауле. Главный редактор: София Куликова. Сайт создавался как творческая площадка для молодых журналистов: школьников, абитуриентов и студентов факультета журналистики. Темы статей довольно обширная: от анонсов культурных событий города до спортивных увлечений, учебы и странички о сексуальных проблемах молодежи. Основной девиз издания: «молодежь пишет о том, что её интересует». Этому девизу и подчинены все рубрики газеты: «Колонка редактора» , «Hot-nes», «Вестник меломана», «Доска объявлений», «Культура», «Underground», «Sпроси O Sебе», «Спорт_зал», «Исповедь», «ПрофОриентир», «Мастерская», «Хорошая практика», «Публицистика», «Зондаж», «Гороскоп», «Профессионал», «Club'оворот», «Заборчик», «Ссылки-дружилки», «Путеводитель». Основной жанр - информационная заметка на актуальные темы. Это небольшие по объему материалы, в которых рассказывается о культурных событиях города, выставках, презентациях, концертах и прочее. Но портал насыщен публикациями и других жанров: репортажа, интервью, обзора, комментария, рецензии и др. Однако благодаря своей медийности на страницах «Территории» используется и исключительно сетевой жанр: в традиционной журналистике ему можно было бы дать название «совета». На сайте посетители оставляют свои истории, которые позже дополняются комментариями других читателей, а также рекомендациями профессиональных психологов и специалистов по работе с молодежью. Функционирование такого жанра стало возможно только из-за свойства всемирной паутины - интерактивности. Электронные издания для женщин с трудом поддаются определенной типологической характеристике, так как специальные средства компьютерных сетей позволяют им соединять в себе признаки нескольких типов печатных изданий. В рунете по тематике представлены издания четырех основных типов: женские социально- и семейно-бытовые журналы, издания для девушек, специализированные (профессиональные) издания и электронные версии элитарных печатных журналов. Каждый из типов представлен как хорошими, с точки зрения сетевой журналистики и дизайна, так и плохим изданиями. Но в сетевой прессе в последнее десятилетие появился и вовсе уникальный жанр - интернет - дневников (или, как принято, их именовать во всемирной паутине - блоги). Рождение этого жанра связано с распространение в России портала www.livejournal.com. Livejournal, или, как говорят у нас, «Живой журнал», стал вторым после ICQ глобальным коммуникационным проектом, надежно пустившим корни в России. По сути дела, Liveiournal.com съел львиную долю нерожденных «домашних страничек». Эта форма публикации не требует создания специальных сайтов: владельцам днев-ников не приходится думать ни о чем, кроме их содержания. Но это российский взгляд, для Америки, наверное, проще говорить о появлении нового сетевого феномена «блогов», по названию одноименного сервиса Blog.com, который прославился не меньше, чем Livejournal.com и, что не менее важно, в другом амплуа - информационного издания одного журналиста. Символом этого фе-номена стали личные страницы журналистов крупных западных изданий и сайт героя-одиночки Drudge Report, с которого и началась история с Левински. Сегодня живой журнал имеет влияние не меньшее, чем любое СМИ. Обсуждение какого-либо события или личности в блогах говорит, об их актуальности и интересу со стороны общества. Известны случаи, когда информация в ЖЖ становилась самостоятельным информационным поводом. Если сравнивать материалы в Интернет- дневниках с другими публикациями, то они по жанру напоминают эссе, но с элементами информационной статьи. В них доминирует четкая позиция автора и ярко выраженный субъективный характер. Но в тоже время все размышления посвящены определенной проблеме, факту или явлению. Да и по структуре многие публикации в блогах похожи на информационную заметку (заголовок - Лид - зачин - подробности). Однако, этот жанр интернет - журналистики остается абсолютно неизученным, не смотря на то, что многие теоретики медиасреды утверждают, что Интернет - дневниками будущее всемирной паутины и сетевых средств массовой информации. Интернет - аудитория сетевых изданий растет очень быстро и такими же темпами возрастает желание получать все больше интересной информации в виртуальном пространстве. И в тоже время увеличивается конкуренция между изданиями, которая влияет на их качество. Анализ сетевых изданий показал, что нынешние сетевые издания пока мало отличаются от своих бумажных аналогов. Поэтому для улучшения Интернет - журналистики следует глубже изучать специфику сетевых СМИ, отслеживать трансформацию жанров, и выработать терминологический аппарат для характеристики жанров Веб-публикаций. Такими представляются перспективы дальнейшего изучения темы. Список литературы 1. Акопов А.И. Взгляд на проблемы сетевой журналистики изнутри и снаружи Интернета. // http://www.relga.ru/environ/ 2. Акопов А.И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. Ростов-на-дону, 1999 3. Акопов А.И. Текст как сущность и форма сетевых публикаций. // http://www.relga.ru/Environ/WebObjects 4. Акопов А.И. Электронная курилка, компьютерное казино или новый вид СМИ? Обмен новостями и мнениями в сети. Масс-медиа без редакций// Журналист. 1997, № 11. С 59-60 5. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. 1998, № 3 с. 17-25 6. Антонов С.Г. Редакторская подготовка изданий. М., 2002 7. Бакулев Г.П. Массовые коммуникации. Западные теории и концепции. М., 2005 8. Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. М., 1975 9. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003 10. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции. М., 1997 11. Вартанова Е.Л. Журналистика на перепутье. Опыт России и США. М., 2006 12. Вейлер К., Мауер Р.И. Сетевые СМИ - другая журналистика. Пер. с англ. // http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/ 13. Володина М.Н. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003 14. Воронина Е.П. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес // Журналист. 1996, № 5, с 45-51 15. Воронина Е.П. Кодекс виртуального джентльмена // Журналист. 1996, № 4. с. 21-27 16. Голядкин Н. Страна электронных джунглей // Арсенал. 1997, № 1 с. 17-22 17. Горохов В., Гринберг Т. Интерактивная журналистика: Путь в будущее // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. Отв. ред. Засурский Я. Н., Вартанова Е.Л. М., 2000 18. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1993 19. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. М., 1969 20. Засурский И.Я. Масс-медиа второй республики. М., 1999 21. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. М., 2004 22. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. М., 2004 23. Колесникова М.М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования // Филологический вестник РГУ. 2000, № 1 с. 25-31 24. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-дону, 1999 25. Коханова Л.А. Калмыкова А.А. Интернет - журналистика. М., 2005 26. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. / Основы творческой деятельности журналиста под ред. Корконосенко С.Г. С-Пб, 2000 27. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001 28. Левкин А. Рунет на пути в масс-медиа // Среда, № 1, 1999, с. 15-36 29. Носик А. Давайте ссылаться на Сеть // Интернет, 1999, № 3(8) с. 21-25 30. Носик А. Как прожить без плагиата. // Газета.Ру, 1999 31. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003 32. Особенности восприятия сетевых СМИ // Open.by // http: www.open.by 33. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2000 34. Пронин Е.И. Открытая журналистика // Информационное общество. 1997 № 4-6. с 25-32 35. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2005 36. Реддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле on-line. Перевод с англ. М., 1999 37. Сайфер Л. Бумажные газеты исчезнут как вид// http://www.utro.ru 38. Социальная практика и журналистский текст // Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Прониной. М., 1990 39. Социология журналистики / Под. ред. С.Г. Корконосенко. М., 2004 40. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982 41. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход М., 1998 42. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000 43. Титов М.И. Новые технологии в журналистике. Воронеж, 2001 44. Учёнова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества М., 1982. 45. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999 46. Цвик Л.В. Реклама как вид журналистики. М., 2004 47. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики. // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm 48. Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. М., 1986 49. Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998 50. Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер / Пер. с англ. М., 1997 51. Юрьева А. Информационная журналистика как будущее коммуникации // http://www.seocontent/page5/page5_1.html 52. Яшин З. Дизайн СМИ в Интернете // Журналистика конца 20 века. Под ред. В.В. Тулупова. Воронеж, 2000 53. http://www.izvestia.ru 54. http://www.smi.ru 55. http://www.mediarus.ru 56. http://www.relga.ru 57. http://www.vesti.ru 58. http://www.mediasprut.ru 59. http://www.lenta.ru 60. http://www.ytro.ru 61. http://www.beautyline.ru 62. http://www.livejouranl.com 63. http://www.mterra.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|