Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru", "Территория" и журнала "Beautytime.ru"
2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет» Факультет филологии и журналистики Кафедра журналистики Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta.ru», «Ytro.ru», «Территория» и журнала «Beautytime.ru»). ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ВЫПОЛНИЛ студент группы Ж-031 Федоров Илья Иванович НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Заведующий кафедрой, к.ф.н. Млечко Александр Владимирович РЕЦЕНЗЕНТ Доцент кафедры литературы ВГПУ, к.ф.н. Баранов Сергей Валерьевич ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой, к.ф.н. Млечко Александр Владимирович Волгоград 2008 Содержание Введение Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики 1.1. Понятие жанра и жанрообразующие факторы 1.2. Типология жанров в науке о журналистике Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций 2.1. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики 2.2 Специфика сетевых средств массовой информации 2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб - изданий (на примере он-лайн газет Ytro.ru и Lenta.ru) 2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданий (на примере молодежной газеты «Территория» и сетевого журнала «Beautytime.ru») Феномен «Живого Журнала» Заключение Использованная литература Введение Проблема жанровой структуры в широком смысле остается одним из самых актуальных направлений научной мысли в современной российской журналистике. Теория жанров и сегодня задается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра, то электронные СМИ, и в первую очередь интернет-издания, в этом отношении остаются мене всего изученными. С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутину рассматривали и вовсе только, как источник информации, то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ - сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет. С каждым годом, а в последнее время и с каждым месяцем, количество сетевых изданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности. Но в тоже время исследователь всемирной паутины столкнется с проблемой, что в практически каждой веб-публикации можно выявить черты всех знакомых традиционной журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаж достаточно трудно. Именно своеобразие сетевых изданий и особенности жанров интернет-публикаций станут объектом исследования моей работы. Это популярные интернет - газеты и журналы, такие как: Ytro.ru, Lenta.ru, молодежная газета «Территория» и женский интернет - журнал «Beautytime.ru». Предметом исследования является жанровая разновидность он-лайн публикаций. Цель моей работы - охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач: 1. Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике. 2. Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий. 3. Выявить жанровые особенности веб-публикаций. 4. Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности. Соответственно поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: типологический метод и метод контент - анализа. Поскольку, как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном), а выражение типологии форм и является жанр. Исследования жанров в сфере газетно-журнальной периодики подготовили теоретическую базу для дальнейшего их изучения. Были рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства». В своем исследовании мы будем опираться на три базовых способа отображения в медийном пространстве, которые были обоснованны в книге А.А. Тертычного и использованы при анализе интернет-публикаций Л.В. Кохановой. Именно они и формируют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чув-ственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее -- к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе -- его художественного образа). Фактография фиксирует события и преобразует их в факты, ко-торые отвечают на вопросы: где, что и когда произошло, т.е. отража-ют свойства предметности (где и что) и актуальности (когда) дейст-вительности. Факт -- это явление действительности. Аналитика фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровня обобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов). Образотворчество создает максимально емкое обобщенное пред-ставление в форме художественного образа целых классов и катего-рий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже ху-дожественной) типизацией, что сближает журналистику с художест-венной литературой. Изучение способов отображения важно для идентификации жанра - задача, которая постоянно ставится в журналистской среде. Другое измерение жанрового пространства определяется тем, что жанровая форма предполагает определенный способ организации материала с изображением жизненных явлений. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностя-ми языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информатив-ности, свой уровень обобщения фактов. Жанр -- исторически склады-вающийся вид произведения. В литературоведении -- тип художест-венного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты, принадлежащие обширной группе произведений. Это позволяет рассматривать жанр как типологическое явление, исторически устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений. К жанрообразующим факторам относят: * содержание произведения (тематика, проблематика); * способ повествования, описания, воспроизведения событий, явлений, системы образов, героев; * отношение автора к изображаемому; * способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства; * стилевая манера (сравним дружеское или любовное послание и оду, эпиграмму и элегию, драму и комедию); * пафос произведения; * характер конфликтов и их развитие в сюжете. В журналистике жанр сочетает все перечисленные факторы и выступает в качестве элемента метаязыка интегрированных социальных коммуникаций, это своего рода современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией. В интернет - изданиях этот код играет особую роль. Качества, которые отличает он-лайн журналистику от традиционной - это интерактивность и постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитиче-ский обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывает-ся с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллиза-ции новой темы. Это стирает какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью интернет-журналистики. Но даже в общепринятой науке о журналистике единого мнения относитель-но понятия «жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику, интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а также аналитическую, художествен-ную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет, пародия, са-тирическая реплика, сатирический комментарий) публицистику. Другие включают в информационные жанры заметку, отчет, ин-тервью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-от-вет, репортаж, некролог; к аналитическим относят аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналист-ское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, экспери-мент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим -- очерк, фельетон, пам-флет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, ле-генду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру. Подобная несогласованность говорит о том, что в теории жанров пока не найдено общих системных оснований для описания многообразия жанров, и, кроме того, это свидетельствует в пользу жанра, как практического инструмента журналиста. А сетевые издания, как новый вид средств массовой информации, до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. До сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий. Этим и определяется актуальность исследования. Степень изученность проблемы определяется лишь попытками дать описания зарождающимся жанрам интернет-журналистики, предпринятый А.А. Калмыковой и Л.А. Кохановой в учебном пособии «Интернет-журналистика». Но даже в ней авторы отмечают, что «первое, с чем сталкивается исследователь Интернета, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это присутст-вие всего во всем, и в каждом, и везде. Черты традиционных журналистских жанров -- репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других -- можно найти, если поискать, в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или ти-пичный веб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично. Подобные чистые жанровые формы можно встретить только в изда-ниях-клонах, но, как мы уже договорились, к веб-изданиям копии несе-тевых публикаций имеют такое же отношение, как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионной новостной передаче» Калмыкова А.А. Коханова Л.А. Интернет-журналистика. Москва, 2005 г. . Немалый вклад в типологизации сетевых изданий принадлежит профессору тольяттинского университета А.И. Акопову. Этой проблеме у него посвящено множество работ и статей, опубликованных в различных бумажных и сетевых газетах и журналах. Еще в 1997 году в «Журналисте» вышла его статья «Электронная курилка, компьютерное казино или новый вид СМИ» Обмен новостями и мнениями в сети». В ней автор попытался выявить суть зарождающейся тогда сетевой прессы, проанализировать проблемы и перспективы развития нового сектора СМИ. А в 1998 году он в «Филологическом вестнике РГУ» была опубликованная его статья «Электронные сети, как новый вид СМИ». Эта работа была посвящена электронным сетям вообще, поэтому наряду с Интернетом, описывается и сеть Фидо-нет. Много говорилось о появлении нового информационного пространства и нового сектора СМИ. В заключении автор говорит: «Новому поколению исследователей журналистики предстоит разобраться в типологии электронных СМИ, определить их содержательные и функциональные признаки, детально проанализировать их место и роль в общественном развитии, структуру, жанры, язык и другие составляющие электронной журналистики». Кроме того, в 1998 году Акопов становится главным редактором и издателем Ростовской электронной газеты (www.relga.ru), одной из целей которой является изучение сетевой пресса. На страницах этого веб-издания в 2004 году Александр Иванович публикует статью «Текст как сущность и форма сетевой публикации», где предпринял попытку кратко охарактеризовать и сформулировать вопросы и проблемы, связанные с функционированием русской речи в сети. «Конечно, не только в Сети, но и в реальной действительности существует все разнообразие устной и письменной речи, текстов различных жанров и форм, но только в Сети многочисленные аспекты языкового функционирования объединены в причудливый конгломерат переплетенных и перемешенных тем, проблем и вопросов» Акопов А.И. Текст как сущность и форма сетевых публикаций // http://www.relga.ru.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|