реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru", "Территория" и журнала "Beautytime.ru"

реферат
p align="left">Последний герой Эстонии

Мы продолжаем рассказ об удивительной жизни Арнольда Мери - ветерана войны, Героя Советского Союза, которому сейчас почти 89 лет и которого власти Эстонии судят по надуманному обвинению в депортации мирных граждан. С ним беседует Ксения Фокина.

Была ли оккупация?

в: Вы - свидетель вхождения Эстонии в состав СССР. Что это все-таки было?

о: Все заявления об оккупации - тенденциозное упрощенчество. Это не значит, что не было никаких признаков оккупации. Они были. Но дело не в этом. Я видел все своими глазами. В 39-м году думающей части населения Эстонии было понятно: надвигается мировая война, нас она не обойдет. И весь вопрос в том, на чьей стороне будет воевать Эстония. Фашиствующих было немного. Подавляющее большинство эстонцев представить себе не могли, что будут сражаться на стороне Германии. К немцам было однозначное отношение: это 600-летние поработители.

Текст интервью в большинстве случаев представляет собой своеобразный комментарий произошедшего (или происходящего). В нем господствует не столько факт, сколько отношение к нему. Главное в интервью (то, ради чего оно задумано) - побудить читателя к ответственности за собственную жизнь, обозначить нравственные ориентиры, помочь подавить в себе внутренний «скулеж». При этом журналистка постоянно варьирует вопросы к собеседнику - личные и общие.

2. Аналитические жанры.

Объект аналитической публицистики - группа причинно-связанных фактов, актуальных явлений, тенденций в жизни общества, а метод - исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? с какими последствиями? Значит, в первом случае факт, событие - не только объект, но и цель, во втором - факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

Функционирование аналитических жанров в российских СМИ связано с нацеленностью изданий не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. «Система эта не является чем-то раз и навсегда данным - она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а, кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций» А.А. Тертычный. Жанры периодической печати. - Москва, 2000 г. .

К аналитическим жанрам относят: аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, журналистское расследование, обзор, обозрение, прогноз, версию, эксперимент, рекомендацию.

Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т.д. Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли. Журналисту необходимо прежде всего выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть. Поэтому при структурной организации статьи главная роль отводится следующим моментам:

· выдвижению основного тезиса для доказательства;

· построению системы аргументации, раскрывающей суть выдвинутого тезиса, выводам из системы доказательства.

Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики - одна из примет современных российских СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Однако именно в последнее десятилетие (точнее - с начала 1990-х гг.) в ответ на экспансию «интенсивной журналистики» получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Рубрика «Факт и комментарий» становится первополосной (в разных вариантах названий). Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Каковы признаки этого жанра?

Комментарий - это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может - факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией. Стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой - предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы. В комментарии главное - прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз - лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария. Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством - следить за движением мысли публициста всегда любопытно. Целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.

Боязнь зубоврачебного кресла.

Последний месяц был ознаменован рядом решительных заявлений московского мэра Ю.М. Лужкова. Сперва было выступление в Севастополе с обещанием оспорить принадлежность этого города (да и всего Крыма) Украине в международных судах. Выступление, которое, не будучи серьезно проработано ни в каком отношении, лишь осложнило России дипломатическую игру с Украиной.

Затем Ю.М. Лужков вернулся к своей идее торговать водой в Средней Азии, для чего предложил правительству РФ прокопать канал длиной 2550 км от Ханты-Мансийска до Узбекистана. Идея строительства континентального канала, более длинного, чем весь Днепр от истока до моря (длина великой славянской реки лишь 2200 км), по которому вода снизу вверх будет качаться насосами, впечатляла не только безоглядностью к возможным климатическим, экологическим, гидрологическим etc. последствиям, которые в свое время напугали даже смелых советских преобразователей природы. Все-таки подтопление обширнейших территорий, перемещение зоны вечной мерзлоты на юг - не шутки. Гидропроект Ю.М. Лужкова мог впечатлить еще и в сочетании с тогда же обнародованными сметами на строительство нового транспортного кольца в Москве, согласно которым на строительство 4-километрового участка должно было быть ассигновано 67 млрд руб., т. е. по 713 млн долл. за километр. Вероятно, стройкомплекс намеревался мостить дорогу червонным золотом. При таких аппетитах и смета на строительство 2550-километрового канала вряд ли отличалась бы особой скромностью.

Главной текстообразующей операции относится осмысление реальной проблемы общественной жизни (предмет публикации - «заявления Ю.Лужкова, которые могут осложнить взаимоотношения с Украиной). Среди композиционных узлов комментария выделяют:

· «ввод» в проблему (эквивалент экспозиции);

· «постановка проблемы», предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие;

· столкновение тезиса и антитезиса (эквивалент «развития события»);

· «рекомендация» (своего рода «синтез) - производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» в результате практической постановки вопроса (эквивалент «кульминации»);

· «образный ориентир» - обобщенная оценка, дающая возможность расширительного применения рабочей идеи для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной общественной жизни.

3. Художественные жанры.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчинённую роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики - в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

Образная публицистика, сближаясь по методам своего исследования с искусством, вводит в тексты СМИ личность как некую социально-нравственную целостность, позволяя исследовать героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях. Жанры образной журналистики создают психологически достоверную картину действительности. Принято считать, что тексту СМИ чужд психологизм при изображении внутреннего мира личности. Между тем психологизм публицистики проявляется на всех уровнях ее функционирования - уровне автора, уровне героя, уровне аудитории. «Восприятие произведения во многом определяется убедительностью личности повествователя (включая психологическую достоверность его собственных чувств, зафиксированных в тексте) и правдивостью поведения персонажей. Автор и герой создают в тексте мощный психологический фон для восприятия идей, заложенных в материал. Соединяя логико-понятийный анализ с образным, публицистика способна объяснить самые сложные и противоречивые социально-нравственные и нравственно-психологические аспекты ситуаций. Удачно найденный образ продлевает жизнь журналистского текста - так, как это происходит с художественными произведениями» М.И. Стюфляева. Образные ресурсы публицистики. Москва, 1982 г..

Название жанра фельетон происходит от французского слова «feuille», которое переводится как «лист; листок». Листком в свою очередь, называли приложение к газете, которое обычно размещалось в нижней части полосы и отделялось от остальной части газеты жирной линией. В отечественной журналистике эта часть газетной полосы называлась подвалом. Здесь располагались не только материалы, которые напоминают по своему типу современные фельетоны, но и произведения, которые сейчас называются отчеты, рецензии, обзоры литературы и т.п. Появление таких подвалов в газетах исследователи относят к XVIII в. Со временем понятие «фельетон» стало применяться только по отношению к одному виду текстов, о котором и идет здесь речь. Отечественную журналистику прославили такие выдающиеся фельетонисты, как М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Дорошевич, А.В. Амфитеатров, М.Е. Кольцов, И.А. Ильф и Е.П. Петров, С.Д. Наринъяни, Э.Я. Пархомовский и многие другие

Будущие недостатки фельетона обычно «закладываются» еще до его написания - на подготовительном этапе. В чем особенности подготовки к созданию фельетона? Главная из них - поиск так называемого «фельетонного факта». Поиск этот идет не всегда осознанно. И происходит так нередко потому, что автор не всегда до конца осознает специфику фельетона как сатирического жанра и отождествляет его задачи с задачами, скажем, критической статьи, реплики и пр. Если это происходит, то ему нетрудно принять любой «острый» факт (который вполне можно было бы, к примеру, использовать в той же реплике) за факт, достойный описания в фельетоне. Но для фельетона подходит только особый факт, а именно - содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния (нельзя, например, высмеивать трагические события). Разумеется, фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. А факты в свою очередь выступают как опорные точки сатирической типизации, т.е. создания сатирического образа определенного жизненного явления, которое таким путем сводится до уровня ущербного.

Другие изъяны фельетона могут возникать в результате недостаточной продуманности логических связей, обнаруженных фельетонистом явлений, неумения установить причинно-следственные отношения между разными фактами, оценить их и предвидеть дальнейшее их развитие. Жанр этот является очень трудоемким, работа в нем требует от журналиста особого таланта и постоянного совершенствования своего мастерства. Фельетон, как и другие художественно-публицистические жанры, очень «чуток» к языковым ошибкам и неточностям. Если же он написан ясным, образным языком, то это во многом повышает его возможность быть замеченным читателем.

ГЛАВА 2 Жанровая структура сетевых публикаций

2.1 Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.