p align="left">Рассматриваемые радиостанции распределились по слушателям следующим образом (здесь и далее - по данным КОМКОН-Медиа, ежедневная аудитория, ноябрь-декабрь 2009 года и апрель 2010 года): 1. «Русское радио»-14,3% и 15,3%; 2. «Европа плюс»-9,6%и 11,4%; 3. «Радио 7 на семи холмах» - 7,7% и 7,9%; 4. «Максимум» - 5,9% и 5,8%; 5. "Серебряный дождь" - 3,6% и 4,6%; 6. «Динамит» - 4,0% и 4,5%; 7. «Монте-Карло» - 2,5% и 2,8% Данные КОМКОН - Медиа.. Рейтинг ежедневной аудитории в Москве сохраняет ту же расстановку станций по слушаемости (см. Приложение). Анализ аудитории рассматриваемых радиостанций свидетельствует о том, что: 1) станции слушают в основном те, на кого они и ориентированы; 2) общую основу аудитории этих музыкальных станций (по данным КОМКОН-Медиа, согласно индексу соответствия) составляют слушатели с возрастным цензом в пределах 20-39 лет, то есть наиболее активная часть общества; при этом подавляющее большинство аудитории «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита» - это слушатели в возрасте 12-24 лег, у «Серебряного дождя"»- 25-54 лет; у «Радио 7...» -25-39 лет, у «Русского радио -12-39 лет; 3) основное место прослушивания - дом, на второй позиции - машина (кроме «Серебряного дождя» где эти данные меняются местами) и на третьей - работа; 4) «Максимум» и «Серебряный дождь» больше слушают мужчины, остальные станции, особенно «Европу плюс» - женщины несколько больше, чем мужчины; 5) аудитории этих станций существенно пересекаются: более 35% слушателей «Европы плюс» также слушают «Русское радио»; «Радио 7...» - «Русское радио» и «Европу плюс»; «Максимума» - «Русское радио» и «Европу плюс»; «Серебряного дождя» - «Русское радио», «Европу плюс» и «Радио 7...»; «Динамита» - «Русское радио» и «Европу плюс»; «Монте-Карло» - «Русского радио», «Европу плюс» и «Максимум». «Русское радио» ориентировано на самую широкую, массовую аудиторию, на среднестатистического слушателя. Реально основу его аудитории составляют (согласно индексу соответствия, дающему наиболее верное представление о составе аудитории) люди со средним и выше среднего материальным положением всех категорий по занятости (кроме пенсионеров) со средним образованием, 32,4% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». «Европа плюс» ориентирована на молодых людей 20-30 лет со сложившимися жизненными и ценностными ориентирами. Реально основу ее аудитории составляют люди со средним и выше среднего материальным положением, учащаяся молодежь и неработающие среднего возраста с образованием ниже среднего. 43,6% слушателей этой станции также слушают «Русское радио». «Радио 7 на семи холмах» ориентировано на консервативную аудиторию с образованием и доходом выше среднего и возрастным цензом 25-49 лет. Реально станция и имеет именно эту аудиторию, ее в основном слушают работающие люди с высшим образованием, материальным положением выше среднего и средним. 36,2% слушателей этой станции также слушают «Русское радио». «Максимум» ориентирован на «прозападно» мыслящую молодежь 18-28 лет, претенциозную и с амбициями, с доходами и культурным уровнем выше среднего. Реально он и имеет практически такую аудиторию - в основном учащуюся молодежь с высокими доходами. 45,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». «Серебряный дождь» ориентирован на высоко образованный средний класс с возрастным цензом 25-35 лет. Реально они составляют основу его аудитории. 40,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». «Динамит» ориентирован на молодежь и взрослых людей с уже сформировавшимися музыкальными вкусами, на слушателей в возрасте 16 - 40 лет, ведущих активный образ жизни. Реально его слушает в основном учащаяся молодежь с материальным положением выше среднего. 49,2% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». Анализируя данные исследования аудитории станции за различные периоды (КОМЕОН-Медиа), можно сделать вывод о размытости аудитории, также о том, что она не сложилась. «Монте-Карло» ориентировано на высокообеспеченных людей. Ввиду низкого рейтинга станции, ее аудитория детально не исследована. 44,8% слушателей этой станции также слушают «Европу плюс». Можно говорить о размытости аудитории «Монте-Карло», как и «Динамита». Основу аудитории анализируемых станций (без учета индекса соответствия, по абсолютным данным в %) составляют работающие слушатели в возрасте 25 - 39 лет со средним материальным положением в семье (у «Серебряного дождя» этот показатель равен слушателям с высоким материальным положением) кроме «Европы плюс», «Максимума», «Динамита», где возрастной показатель - 12 - 39 лет. Среди них идет разделение по образованию: слушатели с высшим образованием доминируют у «Радио 7...» к «Серебряного дождя», в то время как со средним - у «Русского радио», «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита». Вторую позицию по возрасту занимают слушатели 40 - 54 лет, кроме слушателей «Европы плюс», «Максимума» и «Динамита» (12-19 лет). «Радио 7...» и «Серебряный дождь» практически в равной степени слушают следующие возрастные категории 12 -19 лет, 20 - 24 лет и 55 лет и старше (колебания в пределах 8,5 - 9,5% от состава аудитории). Наиболее интересными и показательными являются следующие данные по возрастному составу аудитории (при делении ее на три значимые категории): - «Русское радио» слушают 64,9% в возрасте 25 - 54 лет, 32,1 % в возрасте 12 - 24 лет, 3,0% в возрасте 55 лет и старше; - «Европу плюс» слушают 55,9% в возрасте 25 - 54 лет, 41,6% в возрасте 12 - 24 лет, 2,4% в возрасте 55 лет и старше; - «Радио 7 на семи холмах» слушают 66,8% в возрасте 25 - 54 лет, 20,3% в возрасте 12-24 лет, 12,9% в возрасте 55 лет и старше; - «Максимум» слушают 41,7% в возрасте 25 - 54 лет, 54,8% в возрасте 12-24 лет, 3,4% в возрасте 55 лет и старше; - «Серебряный дождь» слушают 79,6% в возрасте 25-54 лет, 14,4% в возрасте 12-24 лет, 5,9 в возрасте 55 лет и старше; - «Динамит» слушают 40,8%) в возрасте 25 - 54 лет, 58,6% в возрасте 12 - 24 лет, 0,5% в возрасте 55 лети старше. Таким образом, мы видим, что при общем доминировании среднего возраста среди слушателей всех радиостанций (25-39 лет), «Европа плюс», «Максимум» и «Динамит» имеют значительно более молодую аудиторию. Именно она менее сформирована в своих ценностных ориентирах и более подвержена любого вида влияниям, поэтому с точки зрения возможностей информационного и культуртрегерского воздействия и манипулирования сознанием является самой ценной и представляет собой основу формирующегося социума информационного общества. Основным местом прослушивания радио является дом для слушателей радиостанций: «Русское радио» (63%); «Европа плюс» (61%); «Радио 7...» (56%); «Максимум» (64%); «Динамит» (59%); машина для слушателей радиостанции «Серебряный дождь» (48%), дома (40%). В машине слушают «Русское радио» (23%); «Европу плюс» (27%); «Радио 7...» (28%); «Максимум» (28%); «Динамит» (29%). Меньше всего слушают радио на работе (13% для всех станций, кроме «Русского радио» -14%). По рейтингу слушательской аудитории радиостанция «Европа плюс» занимает ведущее место (см. Приложениие1). Приведенные в дипломной работе данные опросов за ноябрь-декабрь 2009 года и апрель 2010 года в целом отражают реальную ситуацию по всем пунктам, т.к. в течение года колебания в оценках происходили в основном в пределах десятых долей процента. Заключение С появлением и становлением FM- вещания в России сформировалась качественно новая ситуация в радиовещании вообще и в национальном информационном пространстве в частности. Она характеризуется: резко возросшей независимостью СМИ от власти как таковой; пропорциональным уменьшением возможностей государства влиять на социум; внедрением новых (по сравнению с советским периодом) информационных технологий и приемов воздействия на обыденное сознание; расширением возможностей, отличных от государственных центров силы в проецировании своего влияния на общество; активном внедрении в него новых ценностных и мировоззренческих ориентации, представляющих собой универсалистские стереотипы (приоритет личности и ее интересов над государственными, абсолютная ценность свободы, прав человека, занимающих в иерархии современного обыденного сознания высшие позиции). Руководство для создателей передач Би-Би-Си. - М., Гром, 2007. С. 114. Она влечет за собой дальнейшую радикальную трансформацию обыденного сознания социума (особенно актуальна для новых поколений, сформировавшихся вне контекста советского опыта общественно-политической жизни) в направлении универсализма; создает реальные предпосылки для формирования информационного общества в средней и долгосрочной перспективе; служит системообразующим элементом глобализационного процесса. Она фиксирует и легитимизирует появление радикально нового общественного культуртрегера так же, как и нового инструмента политического влияния на общество, что по своей значимости и эффективности может быть приравнено к радикально новой для России политической технологии. Для России это критически важно, поскольку, возможно, впервые за всю свою историю, она в состоянии осуществить революционный переход к единым новейшим общемировым ценностным, мировоззренческим, психологическим стандартам от ценностей общественно-корпоративных. Россия вступает на путь глобализации, который сегодня считается основным вектором развития и интеграции в новую общемировую политическую реальность Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов) / Пер. с нем. - М., Гром, 2009.. Список литературы 1. Бенедиктова Т. С. Город как дискурс // Веста. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 2009. №3. С. 98-111. 2. Бернштейн С.И. Язык радио. М., 2007. 3. Бурикова И. С. Россия в процессе глобализации: pro et contra // Санкт-Петербург: из Будущего в Настоящее. Материалы научной конференции. 22-24 мая 2001 г. Часть 2. СПб., 2008. С. 61-62. 4. Вартанова Е. Л. Современная медиаструктура // Средства массовой информации в постсоветской России. М., 2007. 5. В диапазоне современности. Радиовещание 80-х годов в нашей стране и за рубежом. М., 2005. 6. Горяева Т.М. Радио России. - М.,Радио, 2009. 7. Добчинский А. А. Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. Автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., Изд - во Моск. Гос. Ун- та им. М.В. Ломоносова, 2006. С. 11. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания. - М., Журналист, 2006. 8. Клюев Ю. В. Радиовещание Москвы: организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров (1980-2000 гг.). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - СПб., 2008. С. 4. 9. Ланге Н., Симонова Е. Психология творчества. - М., Тринити, 2009. С. 261- 264. 10. .Любосветов Д.И. По законам эфира. О специфике использования музыкальных жанров на радио. - М., Педагогика, 2009. 11. Основы радиожурналистики. Учебник для студентов вузов./ Под ред. Проф. Ю.В. Клюева. - СПб, Дело, 2007. 12. Отечественное радио в современных условиях: В 2 ч.Ч. 1. - М.,Радио, 2008. 13. Пынина Т.Ю. Российский FM: музыка в эфире.Учебно - методическое пособие . Научный ред. Проф. Я.Н. Засурский. - М., 2006. 14. Пока микрофон не включен (Из опыта немецких радиожурналистов)/Пер. с немецкого. - М., Прогресс, 2009. 15. Радиоискусство: Теория и практика. - М., 2009. Вып. 1; М., 2009. Вып. 2. 16. Рубинштейн С.Л. , Общая психология . Учебник для вузов. Изд. 2-е. - М., Высшая школа, 2006. С. 333. 17. Руководство для создателей передач Би-Би-Си. М., Гром, 2007. 18. Светланов Е.Ф. Музыка сегодня.- М., Музыка, 2005. 19. Словарь искусств. - М., Искусство, 2006г.с. 324. 20. Третьякова Н.Н. "Образ в искусстве, основы композиции". - М., Искусство, 2009. С. 123. Газетные и журнальные публикации 21. Владимирова Т.В. , "Эротическая "парковка" в "Кристалле" - "Коммерческие вести" .Омск, 26.04.2010 г.. 22. Газета "Комсомольская правда", №123 от 28.04.2009 г. 23. Журнал «Radio to radio» за 2009 - 2010 гг. 24. Журнал «Журналист» за 2009 - 2010 гг. 25. Журнал «Среда» за 2009-2010 гг 26. Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г.. 27. Журнал "Компания", №12, 2 апреля 2010 г. 28. Минков М. К проблеме музыкальных жанров в радиовещании//Телевидение и радиовещание за рубежом. - М., Слово, 2006. С. 3-53. Статистические данные 29. Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей. 30. Данные ГЭЛЛОП Медиа Интернет - источники 31.http: // www. onpocmonitoring.ru 32. http://www.guzei.com; 33. http://www. finspb.dax.ru; 34. http://www.radiostation.ru Приложение Слушательская аудитория радиостанций г. Москвы Аудитория
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|