p align="left">ноябрь-декабрь 2009 г. апрель 2010 г. мужчины-48,1% 47,3%; женщины-51,9% 52,7%; по возрасту - 12-19 лет-20,6% 18,8% 20-24 лет- 11,8% 13,3% 25-39 лет-39,5% 36,3% 40 - 54 лет - 22,3% 28,6% 55 лет и старше - 5,8% 3,0%; по материальному положению -низкое- 5,5% ниже среднего - 18,0% 20,8% среднее-29,1% 23,9% выше среднего - 21,7%; 15,9%; по занятости - работающие - 61,9% 62,6% учащаяся молодежь - 19,9% 19,2% неработающие среднего возраста - 9,6% 15,6% пенсионеры - 7,6% 1,7%; по образованию - ниже среднего - 12,1 % 11,4% среднее - 55,8% 54,7% высшее-31,4% 33,1%. Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей Полученные данные сведем в таблицу. Таблица 2 Аудитория радиостанции «Русское радио» 2009 г. 2010г. |
учащаяся молодежь - 19,9% | 19,2% | | неработающие | | | среднего возраста - 9,6% | 15,6% | | по образованию - | | | ниже среднего - 12,1% | 11,4% | | среднее - 55,8% | 54,7% | | высшее - 31,4 % | 33,1%. | | |
Приведенные данные, а также «индекс соответствия» показывают, что основу аудитории «Русского радио» составляют слушатели всех возрастных групп до 55 лет со среднем и выше среднего материальным положением, всех категорий по занятости и средним образованием. Место прослушивания «Русского радио»: Дома - 63%; на работе -14%; в машине - 23%. По данным пересечения аудитории радиостанций (ноябрь-декабрь 2009 г.), 31,0% слушателей «Русского радио» слушают «Европу плюс»; 21,6% - «Хит-FM2. По данным ГЭЛЛОП Медиа. Еженедельная аудитория. «Русское радио» среди опрошенных в возрасте 16 лет и старше, проживающих в городах с населением более 100 000 человек (октябрь 2009 г.) слушает 26,7% - это вторая позиция после «Европы плюс» с 28,3%. В Москве среди опрошенных в возрасте 12 лет и старше (октябрь 2009 г.) радио в целом слушают 89,6%, лидирует «Русское радио» - 33,1% (на следующей позиции - «Маяк» с 30,9%, затем «Европа плюс» с 25,8%). По социальному составу аудитории обеспеченные люди в возрасте от 16 до 40 лет и руководители коммерческих организаций и компаний с высокими доходами назвали «Русское радио» на втором месте после «Европы плюс» Данные КОМКОН-Медиа по опросу радиослушателей. 2.4 Аудитория радиостанции «Русская Медиа-Группа» «Русское радио» - ключевое звено «Русской Медиа-Группы» (РМГ). Она была создана в 1995 году Сергеем Кожевниковым (Генеральный продюсер «Русского радио», ранее был владельцем галереи Art Picture, художник), Сергеем Архиповым (Главный редактор «Русского радио», ранее возглавлял радио «Роке») и Виталием Богдановым (Генеральный Директор РМГ, ранее - владелец компании «MS Мах», специализирующейся на поставках студийного оборудования). «Русская Медиа-Группа» является управляющей компанией, которая еще и производит программный и информационный продукт для «Русского радио», многих радиокомланий в регионах и для ряда электронных СМИ с различными форматами. В состав РМГ входят «Русская служба новостей»,концертная организация «Русская филармония», звукозаписывающая компания «Граммофон Рекорде». В собственности РМГ находится «Русское радио», в управлении - «Радио Moнте-Карло», радиостанция «Динамит FM», «Станция 20002. Весной 2001 года начало техническое вещание радио «Танго», определяемое как «женское». РМГ успешно работает в двух направлениях: поддерживает западную тенденцию выхода на рынок узкоформатных станций, направленных на четко определенную аудиторию (например, чисто «танцевальная» станция «Динамит») и является создательницей самого массового радио с музыкальными произведениями только на русском языке, которое заняло пустовавшую нишу («Русское радио»). Успех РМГ на сегодняшнем рынке медиа-бизнеса во многом определяет продуманная, выстроенная и просчитанная маркетинговая и пиаровская политика. В ее основе - дать массовому потребителю именно то, что он хочет. РМГ рассматривает радиостанцию в первую очередь как рыночную структуру («Радио - это бизнес» - Сергей Кожевников); следует общемировой тенденции концентрации эфирного капитала. «Укрупнение игроков в радиобизнесе - современная мировая тенденция... Дальнейшие аппетиты РМГ могут бьпъ связаны с созданием нишевых радиостанций, вещающих для определенных небольших, но устойчивых целевых групп... Руководство холдинга не скрывает имперских амбиций. И в будущем планирует экспансию не только на постсоветскую территорию, но и в западные страны.» Журнал «Компа-ния» №12,2 апреля 2010г. . Так, в перспективе предполагается «радиозахват» Европы и США при возможном партнерстве «Русского радио» с государственной радиостанцией «Голос России», вещающей в мире на 32 языках (при этом информационно-публицистическая часть вещания остается за «Голосом России», а музыкальная составляющая эфира, то есть российская эстрада, отводится «Русскому радио») Журнал «Среда» №143 , 2009г. с. 32.. 2.5 Аудитория «Радио МОНТЕ-КАРЛО» (102,1 FM) «Радио МОНТЕ-КАРЛО» существует с февраля 2000 года. Вышло на волнах радио «Классика». Находится в управлении РМГ. Музыкальная коммерческая радиостанция. В апреле 1997 года РМГ на приобретенной частоте 102,1, на которой звучала симфоническая музыка, запустила в эфир старые поп-и рок-хиты. Коммерческого успеха это не принесло. Осенью 1999 года на станции сменилось руководство, в эфире зазвучали поп-композиции, а ди-джеи представлялись экзотическими псевдонимами. В начале 2000 года проект радио «Классика» был закрыт и заменен на радио «Монте-Карло», формат которого был просчитан при помощи компании «КОМКОН». Формат: музыкально-развлекательная радиостанция. Самоопределение. Радио для высокообеспеченых людей. Хит-станция (с уклоном в рок), на которой в основном звучит модная европейская музыка последнего десятилетия, лучшие западные хиты 50-90-х годов; информация о событиях дня, кино- и театральных премьерах, светская хроника. Аудитория. По данным редакции. Люди с высокими жизненными запросами в возрасте от 24 до 35 лет; высокообразованная, довольно обеспеченная, но небольшая и четкая аудитория. Большой популярностью станция пользуется у работающих в России иностранных специалистов. 55,4% слушателей радио «Монте-Карло» считают делом чести зарабатывать больше и быть богаче большинства окружающих людей; 45% - являются руководителями и специалистами. 75% аудитории радио «Монте-Карло» слушают его на работе и в автомобиле. Музыка занимает в среднем 70% вещательного часа (12 - 14 песен), 30% - информация (сюда входят новости, реклама, программы (рубрики), конферанс ведущих (ди-ждеев). Отличительной особенностью радио «Монте-Карло» является то, что все песни звучат только на английском языке. В основном это: популярная европейская музыка последних десяти лет, «свежие» хиты, хорошо знакомые, известные песни 50-90-х годов - с уклоном в рок. Обращает на себя внимание и оформление станции - специальная отбивка, выполненная в западной стилистике, с названием, частотой, на которой вещает эта радиостанция, и призыв ее включить звучит на английском языке. Отбивка с названием - «Радио Монте-Карло» - звучит очень часто, через одну - две песни, но воспринимается естественно, не раздражает. В начале часа, после новостей, вместе с московским, объявляется и время в Монте-Карло. В конце каждого часа - постоянная программа (рубрика) «People's Choice», в которой выполняется музыкальная заявка слушателей (хронометраж 3-5 минут). Помимо этой, в эфире звучат еще три музыкальные программы. «Up & Down» (в воскресенье в 17.00, хронометраж 2 часа)- еженедельный хит-парад новой музыки радио (по результатам голосования слушателей). «UK hot 30» (в пятницу в 17.00, повтор в субботу в 12.00, хронометраж 2 часа) - еженедельный хит-парад на материалах чата Великобритании, представляющий 30 участников от последнего места к первому (слушатель, который первым заранее угадал лидера, получает приз программы). «Hello, Monte-Carlo!» (ежедневно в 15.00 и 03.00, хронометраж 1 час) - npoipaMMa по заявкам слушателей. Анализ радио «Монте-Карло» приводит к следующим выводам. Музыка и ведение ненавязчивые, легко и приятно воспринимаемые, отбивки, джинглы и даже реклама удачно вписываются в общую канву эфира, небольшие информационные и познавательные программы (рубрики) сделаны профессионально, содержат любопытные и полезные сведения, новости соответствуют формату станции. Объективно складывается впечатление, что слушаешь иностранную станцию или находишься за пределами России. Этому способствуют и исполнение песен только на английском языке, и стиль ведения, и специально заказанные и произведенные на Западе все заставки, отбивки, джинглы для этой станции, и названия программ (рубрик) в большинстве своем английские, и особенности подачи новостей - словом, все построение и реализация эфира. Радио «Монте-Карло» отдаленно напомнило автору этой работы слушаемое им в Европе в далеких 70-х «Радио Люксембург». «Монте-Карло» - это легкое, приятное радио, создающее радостное ощущение социальной избранности и иллюзорности окружающего - ди-джеи имеют вымышленные западные имена, прочно ассоциируемые с успехом (Морган, Рокфеллер, Бэнтли и т.п.), отсутствие привычной адресности станции (все песни на английском, такое радио может быть в любой стране), жизни без проблем и с только приятными заботами - вкусно поесть, хорошо развлечься, купить модные вещи, отдохнуть в фитнесс-центре. Журнал «Журналист» №10, 2010.с. 21-23. Радио «Монте-Карло» вещает в более чем 20 городах России и СНГ. Таким образом, становится очевидным, что Русская Медиа-Группа контролирует большой сегмент эф-эмовского эфира, реализуя в нем станции с разным форматом и для различных аудиторий: лидер - «Русское радио» (которому принадлежит в среднем до 25% этого эфира) - массовое радио с песнями только на русском языке; танцевальная узкоформатная станция для молодежи и активных людей постарше - «Динамит» - с песнями на английском и русском языках в соотношении 3 к 2-м или 2 к 1-ой; радио для высокообеспеченних и иностранцев - «Монте-Карло» -с песнями только на английском языке; а также не вошедшие в данное исследование радио «Станция 2000», музыкальный формат которой (по данным редакции) во многом соответствует формату модных, молодежных европейских радиостанций и начавшее 1 июня (по данным редакции - в конце апреля) техническое вещание радио «Танго», задуманное как радио для женщин. Портрет аудитории. По данным КОМКОН-Медиа: (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лет и старше.) Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 2,5% радио «Монте-Карло» (это 19 позиция в списке по слушаемости); (апрель 2010 г.) -72,1% из числа опрошенных слушают радио, из них - 2,8% «Монте-Карло» (19 позиция). Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них - 5,3% «Монте-Карло» (19 позиция); (апрель 2010 г.) - 89,8% из числа опрошенных слушают радио, из них - 5,4% «Монте-Карло» (20 позиция) Данные КОМКОН - Медиа по опросу слушателей.. 2.6 Аудитория радиостанции «Динамит» Радиостанция «ДИНАМИТ» (101,2 FM) существует с 1 июля 2000 года. По словам Главного редактора станции Андрея Макарова, в 1999 году возник «спрос на популярную танцевальную музыку, который широкоформатные станции не могут удовлетворять, поэтому возникла идея создания чисто танцевального радио, год велась подготовка к началу вещания» Журнал "Broadcasting", № 2(14), март 2010г... «Динамит» создан силами РМГ и ЛУКойла. Находится в управлении РМГ. Формат: музыкально-развлекательная радиостанция. Самоопределение. Музыкальная развлекательная коммерческая станция, узкоформатное динамичное радио (с постоянным «драйвом»), «под которое хочется танцевать»; хит-станция, вещающая в формате dance-pop; «легкомысленное, дурацкое и веселое радио» Журнал «Компа-ния» №12,2 апреля 2010. С. 14.. Задача: приносить коммерческую выгоду холдингу - «Русской Медиа-Группе», в управлении которой находится («Удовлетворить спрос и на этом заработать деньги» - Андрей Макаров). «Динамит» ставит своей целью одновременно создать и занять нишу легкой танцевальной музыки, дать толчок для развития и совершенствования российской dance-культуры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|