реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальные процессы и их фрактальные свойства - (реферат)

реферат
p>Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно человеческим достоянием , более того они приводились в пример того, чем выделяется человек из природы , возвышает над животными.

Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармонизация которых всецело находится под влиянием процессов , закономерностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию .

Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих деятельность людей является золотая пропорция , которая является основой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем позволяет утверждать единство природных и общественных процессов самоорганизации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Англии).

"В сознание людей закладывается определенная программа , ряд образов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку, визуальный ряд , и т. д. ; в наиболее полной форме это воздействие осуществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение человека протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хаотичными , человек следует программе , которая оптимальна для функционирования любых сложных систем" .

В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного человека , уделяющего большое внимание целостности мира .

К. Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание .... не чистым каузальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями. Он давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти непридвиденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающегося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объясняется почему все необычное нагоняет на него страх . В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное, очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором вода время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали известны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяготения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы знаем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе представить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный человек . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он совершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом мирового порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего , что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком, подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не вызвана по его представлению естественными причинами , то появление муравьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола .

Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим трудом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий опасность акт произвола природы .

Для первобытного человека безопасность мира заключается в упорядоченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется ему таящим угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного порядка вещей, но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных событий в дальнейшем. "(38)

Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведения людей , как членов общества.

В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Такую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор математики Бенуа Мандельброт . Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах, янтрах и т. п. ) В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы и мотивы поведения совпадают.

Академик Е. А. Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Одной из особенностей архетипа является невозможность его одназначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выразить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже . Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проекции, но никогда - он весь целиком . Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени. Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показывают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному образу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В недавнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними. Это фрактальные множества и странные атракторы. Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью , чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподобие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством обладают как архетип , так и фрактал. И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную размерность , т. е. как бы находятся между разными пространственными измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со множеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользовавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинского". "(39)

В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами. Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал, внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы, различные ворсистые поверхности и т. п. (фрактал - математическая модель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых сложных структур. )

Объекты, подобные фракталам привлекали внимание людей с древности, медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом волоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш. " " (40)

Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего усложнения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий, основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствующих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существования сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации, в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Поскольку закладка в подсознание человека таких образов делает его поведение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни при каких условиях.

Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их основе носит название культурного поведения (возможно здесь есть параллель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами - как основой для образов обуславливающих культуру). Т. е. накопление сложной самоорганизующейся системой , которой является общество данной специфической информации повышает уровень организации системы , снижает количество энтропии в ней.

"В естественных процессах системогенеза объективная самореализация устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречивого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая сравнительно узкими пространственными и временными границами существования , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами, ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхищении" своего приближающегося распада. "(43) Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоорганизации сложных систем обоснавал существование математически устанавливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное строение, стационарный режим существования, структуры функциональную устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функционирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной геометрии (например масштабная симметрия).

Общество т. о. представляет собой фрактальный объект , гармонизируемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной, основы поддержания и развития любых её систем.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении задач, стоящих перед специалистами в области управления.

Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации, через изменение сознания человека можно разделить на два типа :

    - глобальные, долгосрочные проекты , и
    - локальные, быстродействующие инновации.

Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столетиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибрациями архитектуры и музыки".

Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в области человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрактальных множеств (01. 03. 1980) являются средствами, дающими доступ к самым несбыточным мечтам масонов.

Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем, руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участвовать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге успешного функционирования всех его поддерживающих структур.

Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая богатый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое; причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных расчетах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдохновении.

Локальные нововведения , основанные на знании процессов самоорганизации могут быть связаны с решением задач по :

    1. Диагностике социальных структур и процессов;
    2. Оптимизации внедряемых управленческих решений;
    3. Управлению в ходе реализации какого либо проекта.

1. Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление латентных структур на предприятии , может быть существенно облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств позволяет создать довольно точную модель социальных процессов.

Одной из процедур, современного нам метода диагностики является построение т. н. "дерева проблем" , "дерева целей" т. е. схемы взаимодействий в организации. С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к причине .

    общая проблема
    проблемы функциональных подразделений
    социально-бытовые, социально-психологические проблемы
    организационно-управленческие проблемы общесистемного типа

Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и потерь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидными) использование которых при анализе данной схемы даст огромные возможности для её детального понимания.

Решение проблемы т. о. окажется легким и быстродостижимым (например удаление из многотысячной организации только одного человека)

2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации надо проводить исследования на их совместимость с процессами и силами, обеспечивающими самоорганизацию системы .

Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными процедурами такими как , например, разработка символа для организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение графика преобразований , действий в соответствии с числами Фибоначчи и т. п.

3. В уже действующих организациях и протекающих социальных процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость, переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.

    Библиография.
    1) Ясюков М. И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г
    2) Баландин Р. К. , Бондарев Л. Г. "Природа и цивилизация"
    3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.
    4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений

5) Сороко Э. М. "Критерий гармонии самоорганизующихся социоприродных систем" , Владивосток 1989г.

6) Сороко Э. М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии" Автореферат диссертации , Минск 1991г.

7) Сороко Э. М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г. 8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г. 9) Афанасьев В. Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г. 10) Уледов А. К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г.

    11) Угринович
    12) Дюркгейм Э.

13) Диалектика. Творчество. Гумманизм. Ленинградский университет 1991г. 14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г.

    15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г. " Наука
    16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г.
    17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г.

18) Флоренский П. А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Маковец" N1, М. 19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения" М. Наука 1979г. 20) Артемьева Е. Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд. МГУ 1980г. 21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г. 22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г. 23) Файдыш Е. А. "Сверхсознание" М. 1993г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.