реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальные процессы и их фрактальные свойства - (реферат)

реферат

Социальные процессы и их фрактальные свойства - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

    Фрактальные свойства социальных процессов.
    Методологическая часть.
    Проблема.

Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существования инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.

    Объект исследования.
    Культурные феномены, их инварианты.
    Предмет исследования.

Существование инвариантов в культуре, особенно золотого сечения, их место в ней и их влияние на общество.

    Цель.

Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами и социальным гармоничным поведением людей . (Люди ожидают какое какое-либо предсказуемое поведение от других (по М. Веберу)) Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязанное , гармоничное поведение людей.

    Задачи.

1. Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации. 2. Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение людей. 3. Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение) 4. Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов. 5. Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .

    Уточнение и интерпретация основных понятий.

Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе без вмешательства извне за счет ее составляющих.

Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие существование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаотическими системах. Основными свойствами фракталов являются :

    - чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;

- существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий . Инвариант - неизменный элемент системы .

Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и т. п. , детерминирующая поведение людей .

Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей на избранные "священные" объекты .

Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изменений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между собой .

    Гипотезы.
    1. Существование инварианта культуры - золотого сечения ;

2. Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инварианта существования сложных систем , закономерности протекания социальных процессов ;

3. Накопление человечеством информации (например - артефактов) , на основе золотого сечения , последствия этого ;

4. Исследование возможности практического использования знания о свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов самоорганизации в обществе и управления им.

    ВВЕДЕНИЕ

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и успешного протекания процессов самоорганизации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле.

От того , какая информация будет наполнять это пространство будет зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших открытий науки для формирования все более совершенного общества позволит это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перспективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию. С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах требует использования этих открытий в условиях крайне динамичного современного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам). Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с окружающим миром , с природой . Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20 века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный человеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности по преобразованию природы и воздействия на нее . " Техника в десятки и сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила материальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника, промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на протяжении веков условия существования человека . Но это была не вина машин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-политическую организацию к моменту начала научно- технической революции(1).

Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять мысль В. И. Вернадского , " что биосфера переходит на высшую стадию стастановясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития . " Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3).

Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов за счет относительной самоизоляции от биосферы.

Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающего мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука становятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных форм деятельности (4). Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир. Насколько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелегко . Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , разрушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспокойной, угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая память - продукт биологической и социальной эволюции , а традиции прежних " поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5). Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами человек способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, создавать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Возможности проявления личности хорошего или дурного чрезвычайно увеличились . И если сохраняются общественные связи , значит , личности проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как будет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) , а более или менее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ). Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии, счастье идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы.

В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений людей . Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные закономерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Депардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью. Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов "(6). Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности человека следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны , а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание общества будущего с высоким уровнем психической цивилизации .... Более глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами , вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психических свойств , способных направлять разум не только на покорение природы , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека". (7)

Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратит особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благополучного существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР совершенно необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание. К. Маркс писал Ф. Энгельсу , что "культура , если она развивается стихийно , а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню"(8).

Управление социальными процессами должно опираться на осознание социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут помочь нам достичь гармоничного состояния общества при максимально возможном благе для всех его членов .

Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естественно-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране. Больше повезло " историческому " аспекту , обеспеченному довольно значительным числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого процесса , то его изучение долгое время игнорировалось либо тормозилось , а в итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно здесь , на данном пути могут быть обнаружены объективные законы, которым подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его составная часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современные методы общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный анализ и др. Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскрыты не только потому, что " сама история является действительной частью истории природы , становления природы человеком " (9) но и благодаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в концептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инвариантами в данном смысле являются структурная устойчивость и функциональная надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того, какова природа последних - естественная среда, общество или техносфера ), критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные механизмы гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм. Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности систем в смысле предназначения, места в более широком целом - общие законы их эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изменений , деградации, адаптации и т. п...

Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противоположностей , где мера является как бы средоточием их центростремительной ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естественноисторического процесса - движения системы " общество-природа " к фазе своей эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а соответственно подразделение объектов на природные и общественные , естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .

В итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе (естествознание) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой (10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества .

Именно такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры земной цивилизации увидел В. И. Вернадский . " Процесс изучения в планетарном масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - такова главная задача , в решении которой Вернадский видел свою жизненную миссию . " (11)

Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя она и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон охвата предметных областей , что способна претендовать на синтез унаследованного от классической науки традиционного подразделения объектов на искусственные , природные и общественные , в равной степени выражать проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или , по крайней мере , не без ее непосредственного привлечения, становится возможным дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления , формирование единой научной ноокультуры познания, единого мировоззрения в выработке стратегии освоения природы. К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заявляли о крайне перспективном применении синергетических принципов в изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области нет , либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исследования в этой области позволят решить стоящие перед социологией задачи как общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных структур и процессов ) .

Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов. Жизнь человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об этом и предлагали пути выхода из этой ситуации . " Немецкий социолог Фюрстенбер пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в жизни отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости и т. п... Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья горести и страдания рождают религиозную веру. " (12)

Религии указывают людям свет призывают к новому . "Религия - связная структура верований и обрядов , относящихся к священным , т. е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов , объединяющих в одну моральную общину , называемую церковью , всех , кто является их сторонниками " (13) .

Религия т. о. делит мир на две сферы : священное и светское, указывая путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака .

Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , появившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых позиций, в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия совершив определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает , становится чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для новой религии , это остаток отжитых вероучений .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.