реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальные процессы и их фрактальные свойства - (реферат)

реферат
p>В обществе даже за сравнительно короткий срок происходят мириады социальных контактов . Эти межличностные отношения бывают непосредственными ( многочисленные формы персонифицированных связей ) и опосредованными ( эпистолярная деятельность , функционирование средств массовой коммуникации и т. п. ) .

Все множество социальных взаимодействий становится возможным благодаря наличию в обществе широкого семиотического поля . Наиболее существенные компоненты его - естественный язык , артефакты культуры, принятые в данном социуме символы ( различные системы знаков , включая общезначимые жесты и мимические действия ) .

Посредством семиотического поля все человеческие действия оказываются до известной степени скоординированными и упорядоченными . В семиотическом поле социума специфическое место занимает культура . Как семиотическая система культура наиболее стабильна во времени , сложно структурирована , универсальна ( значима для максимально широкого круга людей ) .

Любой законченный объект культуры представляет собой определенным образом организованную семиотическую систему . Следовательно любой объект культуры может быть " прочитан " , поскольку он по своему генезу предназначен для этого . Любому культурному объекту присущ свой символический язык . Восприятие культурного объекта есть процесс его десимволизации . Это становится возможным лишь тогда , когда символический язык является доступным как целостная семиотическая система на всех его уровнях ( семантическом , синтактическом , прагматическом ) .

Применительно к произведению искусства это означает умение проникнуть в ту систему изобразительных средств , с помощью которой автор создает художественное произведение .

Одно из фундаментальных свойств культуры - инвариантность . Т. е. возможно выявить аналитическим путем множество общих форм и структур в продуктах культуры , несмотря на исторические и национальные различия, видовую , жанровую и т. п. дифференциацию . В основе инвариантности культуры лежит ее универсальная семиотическая природа .

Единицы культуры ( конкретный эмпирически воспринимаемый ее продукт ) представляют собой семиотические системы . Единицы культуры представляют собой жестко структурированные системы . Будучи овеществленными продуктами творческой деятельности , они имеют "внутреннюю территорию " . Ослабление внутренних связей , устранение даже отдельных элементов ведет , как правило , к нарушению целостности такого объекта .

Выражением системной целостности единицы культуры является форма. Если взять , например , высокоорганизованное живописное полотно , то изменение даже деталей может привести к нарушению композиционного единства , а следовательно к потере целостности произведения . Поэтому как семиотические системы отдельные продукты культуры неделимы . Одновременно единицы культуры представляют собой узловые моменты семиотической системы культуры , внутренние системные связи которой выявляются посредством установления инвариантных структур . Инвариантные семиотические структуры внутренне связывают культуру на самых различных временных и пространственных промежутках . Благодаря инвариантности единицы культуры существуют не как отдельные изолированные продукты культурной деятельности , а как взаимопереводимые семиотические образования . В результате культура предстает как система , обладающая внутренним единством , целостностью , несмотря на внешнюю мозаичность . Единство различных культурных форм , инвариантность ее структур по всей видимости основано на присущих всем людям единых характеристиках их ума .

Отсюда - структурное сходство мифов различных народов , логики обыденного сознания , а также единство законов построения в языках разных народов , не имевших между собой реальных исторических связей и т. д. ( работы З. Фрейда , К. Юнга , Леви-Стросса и многих других ).

Если взять ментальное состояние человека за точку отсчета , то можно найти параллели между отдельными видами культурных элементов, например музыкой и архитектурой , изобразительным искусством и поэзией.

В частности , Леви-Стросс пишет : " Наш замысел состоит в том, чтобы рассмотреть части каждого мифа и сами мифы во взаимосвязи , и мы сравниваем их с инструментальными партиями музыкального произведения, уподобляя их исследование изучению симфонии .

Такой подход правомерен только при наличии изоморфизма между системой мифов , являющейся системой Лингвистического порядка , и системой музыки , которую мы считаем языком , поскольку мы его понимаем , но абсолютная оригинальность которого отличающего его от связной речи, обязана своим происхождением его непереводимости .... Иначе говоря то, что музыка и мифы затрагивают в слушателях , - это общие для них ментальные структуры . " (22)

Существует явление т. н. синопсии , т. е. ассоциации между зрительными и слуховыми впечатлениями , которая описывалась и исследовалась уже в древней Индии , Китае и других странах . Ньютон устанавливал соответствия между определенными звуками и цветами . " У Н. А. Римского-Корсакого звукоряду устойчиво соответствовали цвета . Известно что А. Н. Скрябин ввел к партитуре симфонической поэмы " Прометей " строку " Luce " ( свет ) . Инвариантные отношения между музыкальными и живописными произведениями , семиотическими системами , лежат в основе живописно-музыкальных работ М. Чюрлениса ( картины " Соната Солнца " , "Морская соната " ). " (23)

Огромный вклад в осмыслении единства музыки , цвета , формы , жеста внес Л. С. Термен , одной из разработок которого является музыкальный инструмент терменвокс , переводящий движения человека , его жесты , танцевальные па в музыку .

Сходство прослеживается и в отношении таких различных феноменов культуры как риторика и архитектура , несмотря на отличающие их различия композиционно-ритмических организации формы . Если в риторике композиционная ось , как и в музыке , имеет временную природу , то в архитектуре композиционные оси располагаются в пространстве . Вместе с тем единая семиотическая природа дает ту общую плоскость , на которой произведения риторического и архитектурного искусства могут быть не только сравнены , но и сближены . В частности исследователи сравнивают архитектурную теорию известного флорентийского зодчего Л. Б. Альберти и античную теорию риторики . " .... Изучение античных теоретиков красноречия оказалось для Альберти особенно плодотворным потому , что его глубоким убеждением оставалось представление о пространственных искусствах как своего рода языке , самом общем , универсальном , заложенном " в самой природе" , а потому неизмеримо более общем , чем даже латынь , которая в глазах его времени была самым универсальным мировым языком. Именно это представление об архитектуре как одном из видов человеческой речи позволило Алберти поставить выпукло вопрос о социальной природе архитектуры .... "(24)

Можно проанализировать эти взаимодействия и доказать единство элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие разные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры , как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной культуры , из которой вышла современная дифференцированная культура , сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , связи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только аналитическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве . П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и прямую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха , дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церковных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и восхождениях ликов ". (25)

К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя и в реальном , но символически организованном пространстве : внутренние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания, космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана , игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую систему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предположить , что древний синкретический обряд , из которого со временем выделилась современная высокодифференцированная культура , является той праструктурой , которая генетически определила основной системный параметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариантность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и "культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связаны.

Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно , культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.

Целью культуры является формирование определенного ментального состояния у людей .

Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разнообразным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности функционирования сложных структур .

В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфавитом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку. Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из которых образуются "предложения" .... Основной метод кодирования информации укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структурогенеза , так и информациогенеза . "(26)

Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре, можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономерностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культуре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции их поведения , основанные на едином строении их психики .

Особенности восприятия , например , пространства и времени в различные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точнрости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и этнографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений , истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , указывающих на психологические особенности (локальные и исторические ) восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности , включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя структура логического мышления , при которой связь между непосредственно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления приводят к различению форм реализации этого всеобщего . " (27) Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне. Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются обязательными компонентами мыслительного уровня психического отражения. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышления , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи , визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздействовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуалах .

Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общественной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепринятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих , - его особая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления . В чем и как выражается это психологическое переживание зависит от конкретной цели .

ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое значение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл, который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала .

Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценности ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием особым потребностям социального человека . Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общество, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора средств в естественном , целенаправленном поведении .

Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не подавляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости событий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , считают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая свобода и нужная степень предсказуемости чужого поведения .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.