реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Социальные процессы и их фрактальные свойства - (реферат)

реферат
p>Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизующейся системы , для полноценного функционирования которой необходима большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократическое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти полюса .

Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая середина между свободой человека и его порабощением , детерминации его поведения социокультурными нормами определена . Эта грань носит название золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведения людей , и всех ритуалов.

Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли материал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром, часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Конечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ребенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода, слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику этого вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы существование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А. Б. Запорожца (1963г. ), спецификой генезиса человеческого восприятия является то , что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образования были названы Л. А. Венгером "сенсорными эталонами" . Существование сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивного восприятия объекта . "(28) "Широкую известность получили психологические опыты Фехнера , ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармонии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оценить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упорядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Получено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отданных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаимосогласуется (см. таблица).

Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и приятной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая пропорции золотого сечения .

Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Витма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в 1896-1898гг. И. П. Балталон под руководством А. А. Токарского. " (29)

" Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами возрастных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически вполне сформированной личности . " (30) Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые открывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевидно ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткрывателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.

Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту , а от него к Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архитектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые также были построены строго по золотой пропорции .

Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта построены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства (2800-2400гг. до н. э. ) свидетельствующий о сознательном использовании египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.

В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое. Особенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще отсутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдателю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к гуманистическим чувствам . Существуют исследования русских храмов И. Шевелева , К. Н. Афанасьева, М. А. Ильина , Б. Смоляка установивших наличие золотой пропорции во многих , если не во всех православных храмах .

В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , охарактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образовались ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре , геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.

Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные формы изящества и красоты ". (31) " Золотое сечение , известное так же , как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихсяпри строительстве соборов . Золотая пропорция имела особое значение для христианской теологии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструированную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы: трое, которые являются двумя". "(32)

"Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сошлись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предлогом возведения божьих храмов достигло великолепного развития , " - писал масон Виктор Гюго. (33) Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользовались системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не слишком велик.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым. Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармонической архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности , в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектурной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оценить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем больше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком . "(34)

Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу тихо запеть в унисон с божественной гармонией". (35)

Есть исследования М. Марутаева, Л. Мазеля , Л. Сабанеева и других, устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих композиторов. С древних времен имеются представления о соответствии размеров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .

    ЧАСТЬ 2
    ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ

Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим образом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом необходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В основном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для получения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М. 1990г)

    Итак, можно сделать следующие выводы:

1) Золотое сечение (1, 61803398875.... ) без сомнения можно отнести к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в целом;

2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значимых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода информации на сознание человека, как личности, так и общества, в целом;

3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения рассматриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий, а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и образов на основе золотой пропорции . Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные закономерности этого процесса .

Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к которым можно отнести любые социальные структуры.

"Структурная гармония систем природы, т. е. гармония их внутреннего строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым, стационарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые числа, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инварианты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и непрерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и многого.

Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты, но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы представляют собой Волну структурный резонанс субстрата , из которого образованы , т. е. интерференцией противоположностей внутри единства. "(36)

Другими словами Э. М. Сороко и многие другие исследователи сложных ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , которые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со всем").

К. Г. Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не более логичен или алогичен, чем мы. Просто он думает и живет исходя из совсем других предпосылок по сравнению с нами. В этом и состоит различие. Всё, что выходит за рамки правил, всё, что поэтому его беспокоит, пугает или удивляет, основывается для него на том, что мы называем сверхъестественным. Разумеется, он не считает это сверхъестественным, для него это является принадлежностью мира, который он познает.

Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori. В этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так сказать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с современным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случаются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас. К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рационального сознания - самого молодого и самого великого творения человека. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это. Однако, бывают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неприятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают закономерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в отношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесенятах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого поругания , но им нельзя не уделять внимания. Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно , письмо дойдет . " Ведь несмотря на все неприязненные чувства и закономерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденному случаю . "(37)

Т. е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными. Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные принципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы по которым живет человек , природа и общество. Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру, они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции) и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросления, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только к одному числу - 1, 61803398875.... золотой пропорции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.