p>Исследования показывают1 [1 Зубок Ю. А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования. 1998. №8. С. 47-56. ], что несмотря на значительный рост инструментализации мотивов труда, важнейшими его составляющими после уровня заработной платы (93%) были названы возможность чувствовать себя при деле (85%) и перспектива профессионального роста (83%). Показательно, что стремление не утруждать себя работой в структуре мотивов оказалось на последнем месте (33%). Однако то обстоятельство, что каждый третий молодой человек не стремиться реализовать себя в труде, свидетельствует об отсутствии для этого реальных возможностей, особенно в госсекторе. Материальное положение молодых россиян мало зависит от результатов труда, уровня образования и квалификации. Системный кризис сузил сферы использования квалификационного труда, прежде всего в массовых профессиях. Как следствие, половина молодых людей работает не по специальности, 17, 8% не имеют возможности повысить квалификацию, 30, 1% реальную зарплату и 30, 5% - продвинуться по службе. Из всего вышеперечисленного можно заключить, что круг серьезных проблем, возникающих у молодых людей при выборе профессии, очень широк. С одной стороны это непредсказуемая экономическая ситуация в стране не способствующая стабильному развитию частного сектора, с другой это бедственное материальное положение государственного сектора, не дающего возможности для нормальной жизни и карьерного роста. Что же выбирает нынешнее поколение? Какие профессии являются престижными и нужными? Далее будут приведены данные различных опросов в различных городах и регионах России, в разных социальных и возрастных группах молодежи. В табл. 13 приведены результаты социологического опроса учащихся выпускных классов 13 школ Красноярского края, проведенного Центром социологических исследований Красноярского края. 2 [2 Гендин А. М. , Сергеев М. И. Профориентация школьников // Социологические исследования. 1996. №8. С. 66-72. ] Распределение ответов на вопрос: “Если вы выбрали профессию, то какую? ” Табл. 13 Как видно из таблицы молодые люди неохотно хотят идти в чисто коммерческую сферу деятельности (3, 75%) и также неохотно они выбирают государственные структуры. Особенно молодежь не жалует промышленность, армию, науку, с/х. (0, 25%, 1, 5%, 1, 15%, 1, 9% соотв. ) Они выбирают“золотую середину” - работу в финансовой сфере в государственных органах –это работники министерств, органов исполнительной власти, фискальных органов, бухгалтерий (25, 25%). Неожиданно много процентов набрали традиционно малооплачиваемые профессии в сфере здравоохранения и образования. Здесь, по моему мнению, играет роль социальной значимости этих профессий и главное большой социальной ответственности российской молодежи. По данным опроса, проводившегося в республике Башкортостан в период с 1993 по 1999 гг... по всем нечетным годам и опубликованного в журнале“Социс”. №12. 2000, профессиональные ориентации башкирских школьников выглядели так: (Цифры соотв. разным годам опроса 1993, 95, 97, 99 соотв. ) “…Среди юношей на первое место выходит желание стать предпринимателем, бизнесменом (13-15-14-15%), а так же шофером, машинистом (16-14-14-10%). Далее предпочтения видов распределяются в следующем порядке: юрист, работник правоохранительных органов (3-6-9-8%); военный (3-5-6-8%); инженер, конструктор (5-4-7-5%); медработник, врач (3-4-4-5, 5%); артист, писатель, художник (1-3-2-5, 5%, но таких становится все меньше. ); менеджер (7-7-5-4%); ученый исследователь (2-2-2-4%); профессиональный вор или мошенник (2-2-4-4%); дипломат (2-6-4-3, 5%); летчик, моряк (3-4-4-2%); домохозяин (6-4-4-2%); рабочий (4-4-3-2%); торговый работник, коммерсант (6-3-2-4%). Несколько возросло число желающих стать фермерами (1-. -. -2, 5%), учителем или воспитателем (0-0-1-1, 5%) Выбор профессий среди девушек представляет собой следующую картину: юрист, работник правоохранительных органов (5-16-12-15%); медработник, врач (10-12-9-12%); предприниматель, бизнесмен (8-5-10-10%); учитель (15-13-9-9%). Достаточно популярно желание заниматься домом и хозяйством (14-13-9-7); Реже названы руководитель менеджер (5-5-8-8%); артист, писатель, художник (6-8-8-6%); торговый работник, коммерсант (12-5-6-5%); намерение нигде не работать, но иметь кучу денег отметили соответственно (5-4-4-3, 5%) В 1996 году был проведен опрос студентов МГУ им. М. В. Ломоносова, некоторые результаты представляют интерес. 2 [2 Баздырев К. А. Рынок и жизненные планы студентов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998 №1. С. 93-102] Был задан вопрос: “Какие сферы деятельности после окончания ВУЗа привлекают вас больше всего? ” На первом месте у девушек оказалась “работа в коммерческой структуре”(66, 7%), потом “аспирантура”(17, 9%) и на третьем свободное творчество(8, 3%). Поступить на государственную службу намериваются 6% студенток, преподавать в ВУЗе 4, 8% и преподавать в средней школе 1, 2%. У мужчин предпочтения не слишком отличаются от предпочтений женщин. На первом месте также работа в коммерческой структуре (54, 8%), аспирантура (16, 6%), свободное творчество (15, 3%), госслужба (7, 6%). Далее добавились новые ответы: “Профессиональная политическая деятельность” (7%), “Церковная деятельность” - 2, 5%, преподавание в ВУЗе (1, 9%), “служба в армии” (1, 3%), “собственное дело” - 0, 1%. Результаты данного опроса радикально отличаются от общероссийских только по двум позициям. Во-первых, здесь гораздо больший процент тех, кто хочет работать в коммерческих структурах. Это и понятно, ведь МГУ–самый престижный ВУЗ России, и иметь диплом этого университета, значит наполовину решить вопрос с трудоустройством. Причем выпускник может рассчитывать на самые престижные (для начинающего конечно! ) должности в самых престижных и стабильных частных организаций. Этим объясняется и очень низкий рейтинг профессий преподавателя в ВУЗе и средней школе. Кроме того, в данном рейтинге профессий присутствует довольно экзотический вариант ответа– “Профессиональная политическая деятельность”, который имеет довольно высокий рейтинг. Табл. 14 Социальная ориентация выпускников 9-ых классов и социальное положение родителей, % В таблице №14 приведены данные опроса выпускников школ, опубликованные в журнале“Социс” №10. В статье М. Н. Руткевича. Первый вывод, который можно сделать, проанализировав данную таблицу, это то, что в большинстве семей существует преемственность поколений. Ярче всего это выражено в семьях, где родители с в/о или коммерсанты. Только в семьях рабочих и служащих в сфере управления дети больше предпочитают другие профессии. По престижности ведущая для подавляющего большинства респондентов сфера деятельности–это быть специалистом с в/о. Только дети из семей коммерсантов больше предпочитают трудиться в коммерческих структурах. Оно и понятно, дети должны наследовать бизнес своих родителей. Все сферы деятельности, если следовать этой таблице, можно разделить на три “родственных”группы. Родственность заключается в том, что дети родителей, принадлежащих к какой-то сфере из этой группы, охотно переходят из сферы в сферу. Так можно объединить сферы промышленного производства и торговли, сферы услуг. Другая группа это работники сферы управления и коммерсанты. Это можно объяснить имущественном расслоением в российском обществе. Так промышленное производство не дотягивает по доходам до сферы торговли и услуг, но эти сферы далеки от сферы управления и коммерции, поэтому они и ассоциируются между собой. Особняком стоят специалисты с в/о. Подавляющее большинство детей из этих семей идут по стопам родителей. Престижность –еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущей профессии. Вот как выглядит в глазах молодых степень социального статуса следующих видов деятельности (наивысший бал - 10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелец коммерческого банка (7, 9%), врач (7, 1%), менеджер (6, 9%), журналист (6, 6%), бухгалтер (6, 6%), владелец магазина (6, 4%), телохранитель (5, 9%), криминальный авторитет и школьный учитель получили одинаковое количество процентов (5, 2), рабочий (3, 9%), тракторист (3, 6%) и, наконец, инженер (4, 5%). 1 [1 Роганов Е. , Зуев А. Работа как способ добывания денег // Человек и труд. 1994. №6. С. 10-12. ] Анализ этого опроса показывает, что наряду с ожидаемыми ответами “юрист” и “коммерсант”, соседствует профессия “врач”, что говорит о высокой социальной значимости данной профессии и об осознании молодежью этой значимости, что, в свою очередь, говорит о том, что ценностные ориентации молодого поколения не деградировали в такой степени, в какой об этом говорится. Особенно хочется сказать о том, что “криминальный авторитет”к сожалению приобретает какую-то степень социальной значимости, оттесняя по престижности профессии школьного учителя и инженера, что говорит об интенсивной интеграции криминала в общественное сознание как вполне нормального явления. Падение престижности и доходности в сознании молодежи некоторых важнейших с социальной точки зрения профессий не означает падения престижности и доходности квалифицированного труда вообще, а лишь означает смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного труда. Это хорошо видно на примере ответов молодежи на открытый вопрос о наиболее престижных и прибыльных профессиях. (Табл15)2 [2 Опубликовано в уч. пособии “Социология молодежи”. 2001. “Феникс” Под ред. Проф. Волкова Ю. Г. ]
Табл. 15
Как видно из данной диаграммы, первые 5 мест занимают профессии сферы коммерции и бизнеса, если не считать, конечно, юриста. Но в предыдущих опросах, которые были показаны в прошлых частях, данные профессии не доминировали так сильно. Это объясняется тем, что получить образование для престижной профессии, а тем более получить престижную работу, в нынешней России очень не просто. Во-первых, из-за дороговизны обучения в ВУЗах, даже государственных. Во-вторых, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда, прежде всего для молодых специалистов. В-третьих это нестабильная экономическая ситуация в стране, которая не способствует нормальному развитию частного сектора экономики. И, наконец, в-четвертых, высокая криминализованность экономики. Важно заметить, что, при ответе на вопрос о самых прибыльных профессиях, профессия юриста резко сдает свои позиции, остальные параметры остаются примерно на тех же местах, что в опросе по престижности. Но теперь появляется профессия сферы криминала и проституции, которая по доходности, в понимании молодежи, перекрывает даже профессию врача-стоматолога, актера или певца, милиционера и военного. Заключение: Характеристика профессиональных ориентиров молодежи. Проблемы самоопределения и самоутверждения. Обобщая, можно сказать, что молодежь считает наиболее престижными те профессии, которые обладают особой значимостью в условиях перехода к рыночной экономике. Как в 60-70ые годы наиболее престижными были профессии (от физика-ядерщика до космонавта), отражавшие приоритеты поддержания статуса СССР как великой державы и сохранения его позиций в гонке вооружений, так и сейчас молодежь в своих приоритетах вполне адекватно отражает запросы российского общества, только сами эти запросы изменились. Не случайно на первом месте среди всех вариантов ответа на вопрос о том, что помогает получить хорошую работу, молодежь поставила“наличие высокой квалификации, знаний”, что никак не может свидетельствовать о падении престижности знаний и квалификации. Хотелось бы также сказать, что выбор молодежью социально значимых профессий независимо от их популярности и оплачиваемости, говорит об серьезном осознании молодежью своей социальной роли, своих обязанностей. Морально-нравственные устои молодежи поколеблены не так серьезно, как об этом говорится и пишется. Мир ценностей нынешней молодежи соответствует миру ценностей нормального общества, хотя и здесь есть много проблем. Сейчас наше общество переживает эпоху перемен, смену идеологии и мировоззрения, реформирования всех сфер общественной жизни. Этот процесс происходит довольно медленно и главное болезненно. Экономический кризис, кризис культуры и идеологии, появление псевдокультур, стремительное проникновение в российское общество навязанных западных ценностей, дегуманизация личности породил в российском обществе, особенно в молодежном, такую группу людей, которым чужды общечеловеческие ценности, они не гнушаются нарушать закон, спокойно поступаются принципами и моралью ради достижения личной выгоды. Что больше всего настораживает, так это вялая реакция общества на это явление, оно как бы соглашается с существованием такого слоя общества и невольно интегрируется в него. Ярчайшим примером этому служит проникновение“зонной”, “преступной”лексики в обиходный язык. Однажды дело дошло до того, что даже высшие лица государства употребляли такую лексику. Чего там говорить о мелком звене. В общественную мораль и негласные кодекс взаимоотношений проникают также и своеобразные“понятия”, действующие в преступном мире. Криминальный авторитет сравнился по значимости с авторитетом школьного учителя! Кого тогда детям слушать? Это далеко не полный список проблем существующих сейчас в современном молодежном обществе, и именно теперь важно государству и обществу в целом уделить пристальное внимание проблемам молодежи. Тогда т только тогда (") возможно стабильное развитие нашего общества в рамках цивилизованного, демократического государства.
Запольский Антон. г Москва. 2001. 11. 05. 01 03: 37 Список использованной литературы.
Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, В. А. Шаповалов. г “Социология молодежи”. Изд-во “Феникс” (оформление г). Ростов-на-Дону. 2001. Журнал “Социологические исследования” №12. 2000г.
Журнал “Социологические исследования” №2 2001г. Журнал “Симптом” №11. 1996г. P. S.
Авторы, чьи материалы были использованы в работе, выделены жирным шрифтом или занесены в сноски.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|